Search

Стихотворный человек

26 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Физические факторы исторического процесса (1924) Аэроионификация в народном хозяйстве (1960)

Физические факторы исторического процесса (1924) Аэроионификация в народном хозяйстве (1960)

Александр Чижевский

В октябре 1915 года в Московском археологическом институте состоялся доклад на тему «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли». Его делал студент-вольнослушатель института Александр Леонидович Чижевский... Так, по существу, определилась и вся дальнейшая научная деятельность А.Л. Чижевского, и его человеческая судьба. Уже много позже главную идею своей концепции гелиобиологии - науки, основоположником которой он и стал, - Чижевский определял следующим образом: «Живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан напряжением способностей всей Вселенной».

Александр Чижевский родился в Брянске, в семье известного военного специалиста, генерала от артиллерии Леонида Васильевича Чижевского. В 1913 году семья переехала в Калугу. После революции 1917 года Л.В. Чижевский перешел на сторону Советской власти и активно участвовал в строительстве Красной армии. Двоюродный дед Леонида Васильевича - прославленный адмирал В.С. Нахимов. Прадед ученого, майор В.Н. Чижевский, участвовал в походах А.В. Суворова и М.И. Кутузова, имел свыше сорока ранений и умер в возрасте 111 лет!

Мать будущего ученого Надежда Александровна умерла от туберкулеза, когда сыну был год и месяц. Воспитанием Александра занялась его крестная мать, сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли. Он ее и называл всегда мамой.

Ничего удивительного, что А.Л. Чижевский в 1916 году добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях в Галиции, был ранен, получил контузию. 22 октября 1917 года датировано его письмо Ольге Васильевне Чижевской:

«Дорогая моя мамочка!

...Я солдат, представленный к георгиевскому кресту, и Вы, мамочка, только роняете мой престиж в глазах общества тем, что расспрашиваете про штабы и т.п... Вы должны знать, что я не трус, и если бы не папино желание, и не подумал бы о каком-нибудь штабе! Ведь мы деремся за родину и должны за нее славно умереть! Это не бахвальство, а мои и наши искренние чувства...»

В декабре 1917 года был демобилизован по состоянию здоровья. Награжден солдатским Георгиевским крестом IV степени.

Уже в 1918 году А.Л. Чижевский представил на историко-филологический факультет Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей истории - «Исследование периодичности всемирноисторического процесса». Таким образом, Чижевский стал доктором истории в 21 год. «Материал для диссертации был собран мною за 1915-1917 годы, - вспоминал Чижевский. - Диссертация через год была готова и защищена в одной из аудиторий Московского университета в присутствии Ученого совета Московского археологического института и трех лиц от историкофилологического факультета Московского университета. В некотором роде тема диссертации была сенсационной, но мало кто в те холодные и голодные месяцы думал о науке, и поэтому публики совсем не было. Защита свелась к чисто формальному чтению выводов. Оппоненты прислали свои письменные отзывы, и члены комиссии подписали протокол.

Еще через год я значительно расширил свой труд, и он, напечатанный на машинке, занимал уже более 900 страниц большого формата. Экземпляр труда я передал Анатолию Васильевичу Луначарскому. Ознакомившись с ним, он вызвал меня к себе домой, и мы обсуждали вопрос о том, как осветить мою концепцию светом исторического материализма. Он обещал мне это сделать сам и даже написать введение, но, увы, так и не выполнил своего обещания... Так мой труд в этой его чисто теоретической части остался незавершенным и полностью не изданным, к большому моему огорчению».

Тем не менее, шесть лет спустя, в 1924 году в Калуге выходит книга А.Л. Чижевского «Физические факторы исторического процесса», представлявшая собой, как сообщал автор, «краткое и общедоступное извлечение из специального исследования» - то есть из его докторской диссертации. На титульном листе книги - посвящение знаменитому Рудольфу Вольфу (1816-1893), открывшему периодичность появления солнечных пятен.

«Мы отнюдь не претендуем на безусловную достоверность и тем менее категоричность наших соображений и высказываний по данному предмету, - подчеркивал А.Л. Чижевский в этой небольшой книге. - Они должны только показать, что объективное изучение связи между одними и другими явлениями природы, которые до сих пор считались независимыми друг от друга, может пролить свет на самые разнообразные случаи психической и общественной жизни человека. <...> Мы не переоцениваем результаты наших работ и смотрим на свой труд как на первый скромный поиск, который может вызвать более глубокие и совершенные исследования».

Несмотря на такую скромную самооценку своего труда, работа А.Л. Чижевским была проделана огромная. «Статистический подсчет исторических событий с участием масс показал, что с приближением к максимуму солнцедеятельности количество указанных явлений увеличивается и достигает своей наибольшей величины в годы максимума солнцедеятельности (60%). Наоборот, в минимум активности Солнца наблюдается минимум массовых движений (всего 5%). Это иллюстрируется А.Л. Чижевским “кривыми всемирной истории человечества” за 2500 лет, охватывающими историю более 80 стран и народов, - отмечал К.Э. Циолковский в калужской газете «Коммуна» (4 апреля, 1924 г.). - Словом, молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания».

Но далеко не все восприняли исследование Чижевского именно как научное исследование. «Сразу же ушаты помоев были вылиты на мою голову, - вспоминал Чижевский. - Были опубликованы статьи, направленные против моих работ. Я получил кличку “солнцепоклонника” - ну, это куда еще не шло, - но и “мракобеса”». Еще бы, какому правоверному марксисту мог понравиться, например, такой вывод в книге Чижевского: «Сила влияния вождей механически выдвигает одаренных личностей над массами, не считаясь с традиционными нормами и установившимися законами. <...> Подобные выдвижения, как показывает специальное исследование всеобщей истории, могут совершаться лишь в случае единения масс, а последнее наблюдается исключительно в эпохи и моменты усиленной деятельности солнца.

Не менее важное значение имеют идеи, обращающиеся в массах к периоду максимальной возбудимости. В этом случае влияние изустной агитации, а также прессы может приобрести решающее значение на исход того или иного политического или военного движения».

Логичным продолжением работ Чижевского по изучению космических факторов биологических и социальных процессов стал поиск физического механизма (агента) такого воздействия. Он рассматривает природу космических воздействий как электрическую. В итоге Чижевский приходит к открытию так называемых «витаминов воздуха» - аэроионов, положительно или отрицательно заряженных молекул, присутствующих в атмосфере. В опытах в домашней лаборатории в Калуге, еще в 1919 году, ему удается показать, что отрицательно заряженные ионы воздуха действуют на организм благотворно, а положительные аэроионы чаще всего отрицательно влияют на здоровье, рост, вес, аппетит подопытных животных.

Для руководителей страны в то время это уже было нечто ощутимым, тем, что можно было «потрогать» и, главное, тут же применить в народном хозяйстве и для укрепления собственного здоровья. С 1924 по 1931 годы Чижевский работает старшим научным сотрудником (в звании профессора) в практической лаборатории зоопсихологии Главнауки Наркомпроса РСФСР. В 1927 году в лаборатории прошли испытания электроэффлювиальной люстры (знаменитая «Люстра Чижевского»). Ученому поступают предложения из-за рубежа - купить патент на его работы по аэроионификации. Но Чижевский решительно отказывался от этого, передав своё изобретение «в полное распоряжение Правительства СССР».

К началу 1930-х годов Чижевский имел обширные связи с видными учёными мира (С.А. Аррениус, Ф. Нансен, Ш. Рише, А. д’Арсонваль и др.), его приглашали для чтения лекций в Париж и Нью-Йорк, выдвигали в почётные академики за границей, где его работам в области гелиобиологии и аэроионизации придавалось большое значение.

В конце 1938 года А.Л. Чижевский был приглашён на работу в качестве научного руководителя по аэроионификации строящегося грандиозного Дворца Советов. В 1939-1941 годах Чижевский возглавил две лаборатории по аэроионификации при Управлении строительства Дворца Советов Совнаркома СССР - в Москве и Ленинграде. В 1939 году избран почетным президентом Международного конгресса по биологической физике и космической биологии. Его кандидатура в этом же году была выдвинута на соискание Нобелевской премии.

Однако внутри страны не все было так гладко.

Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, директор Всесоюзного института животноводства Б.М. Завадовский выступает с «неубиваемым» аргументом против работ Чижевского - «вредительство в науке». Его статья в газете «Правда» от 25 декабря 1935 года так и называлась - «Враг под маской ученого». В ней, в частности по поводу книги «Физические факторы исторического процесса», отмечалось: «…Что это, бред или завуалированная контрреволюция?» С особой экспрессией Завадовский почему- то обрушился на работы по отрицательным аэроионам. В результате в 1936 году А.Л. Чижевского снимают с должности директора Центральной лаборатории по ионификации Наркомзема СССР.

В 1940 году специальная комиссия под руководством авторитетного физика, академика А.Ф. Иоффе проверяет результаты работ Чижевского по аэроионам. В заключении комиссии утверждалось, что все рекламные заявления о практических результатах аэроионизации на курах, свиньях и т.д. основаны на сознательной или бессознательной подтасовке фактов, давших отрицательный результат; что самый вопрос о влиянии ионизированного воздуха на организм ещё должен быть подвергнут научному физико-биологическому исследованию; что не существует ещё исходной научной базы, на которой можно строить практические выводы.

Тучи над головой Чижевского явно сгущались. Но до начала 2000-х годов в его биографиях отмечалось, что ученый избежал репрессий 1930-х годов. Действительно, Чижевского арестовали только в 1942 году, в Челябинске, куда он был эвакуирован. Существует версия, что причиной стал донос - кому-то приглянулась московская квартира ученого.

С января 1942 до середины 1944 года Чижевский, будучи осужденным на восемь лет лагерей, находился в Челябинске и в Ивделе; в 1944-1945 годах он был научным консультантом лаборатории в Кучине под Москвой. Фактически это была одна из многих «шараг». В кучинской «шараге» заключенные инженеры, ученые и конструкторы создавали суперсамолет для Сталина. Видимо, была задумка насытить атмосферу, которой будет дышать вождь на борту, «витаминами воздуха». Затем - лагеря под Карагандой, где ученый заведовал клинической лабораторией.

Но даже будучи заключенным, Чижевский проводил исследования аэроионов, изучал электрические свойства эритроцитов и структуру движущейся крови, связь физико-химических параметров крови с циклами солнечной активности. Когда ему 22 февраля 1950 года сообщили об освобождении, Чижевский добился от лагерного начальства разрешения на месяц остаться в лагере, чтобы закончить начатые им эксперименты. Аргумент его был таков: в Москве уже не будет в его распоряжении такого количества экспериментального материала. До 1957 года проживал в Караганде, сотрудничая в различных медицинских учреждениях как ссыльный.

Последняя крупная работа А.Л. Чижевского - «Аэроионификация в народном хозяйстве» вышла в 1960 году. Фактически в ней он подытоживает более чем сорокалетние результаты своих исследований аэроионов. В «Библиохронике» представлены, таким образом, первая (1924) и последняя (1960) монографии А.Л. Чижевского.

«Научно-исследовательская работа в области биологического изучения действия униполярных аэроионов с каждым днем приносит все новые и новые доказательства того несомненного факта, что аэроионы являются могущественным физическим и биологическим агентом, оказывающим исключительное по своему значению воздействие на организмы, - отмечают редакторы «Аэроионификации...» А.Г. Погосов и Ф.Т. Садовский. - Автором основных работ в этой области, впервые установившим биологическое действие униполярных аэроионов, является советский ученый проф. А.Л. Чижевский.

Ему принадлежат многочисленные печатные труды о биологическом действии и медицинском применении аэроионизации, а также установление явления «оживления» кислорода воздуха после фильтрации при помощи аэроионов и наиболее крупные теоретические работы по включению аэроионизации в число элементов кондиционированного воздуха. <...> О значении работ автора в вопросе развития учения о биологическом и физиологическом действии аэроионов и их предупредительном, лечебном и стимулирующем влиянии свидетельствует ряд ученых СССР, Франции, Италии, Германии, Англии, США и Японии».

Сам Чижевский приводит такие данные о действии аэроионов:

«Аэроионы отрицательной полярности, примененные в терапевтических дозировках (105-106 аэроионов в 1 см3, ежедневно в течение 15-20 минут) способствуют излечению или радикальному облегчению ряда заболеваний носоглотки, дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь) кроветворных органов, нервной системы, эндокринного аппарата и т.д. <…> Долгосрочные опыты с животными показали, что аэроионы отрицательной полярности в концентрациях около 104-105 удлиняют их жизнь, усиливают рост, сокращают число инфекционных и хронических заболеваний. Это может иметь большое значение в сельском хозяйстве. Установлено, что систематическое пользование отрицательными аэроионами в концентрациях 103-104 аэроионов в 1 см3 способствует снижению утомляемости, сокращению времени отдыха и значительному повышению внимания и трудоспособности. Возбуждение отрицательных аэроионов в воздухе школьных помещений до концентрации 103-104 аэроионов в 1 см3 вызвало чрезвычайно благоприятные явления в отношении сокращения заболеваний, увеличения роста и веса у детей и подростков».

В 1962 году А.Л. Чижевский был частично реабилитирован. Полностью - только после смерти, которая наступила 20 декабря 1964 года. Казалось, хотя бы посмертно справедливость в отношении А.Л. Чижевского и его работ восстановлена. Однако.

В 1965 году двое ученых В.Н. Ягодинский и Ю.В. Александров передают в редакцию популярного медицинского журнала рукопись статьи о профилактике сосудистых осложнений в период магнитных бурь. Авторы получают такой ответ:

«Уважаемые товарищи! Материал опубликован быть не может, т.к. теория А. Чижевского, на которую вы опираетесь и ссылаетесь, журналом “Партийная жизнь” № 24 (декабрь) осуждается. А этот орган является для нас наиболее авторитетным.

С уважением Н. Зейгарник, зав. отделом культуры».

Как отмечал уже в 2015 году профессор В.И. Оноприенко, «в очередной раз возникла парадоксальная ситуация - подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, космико-исторический аспект концепции А.Л. Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают. Несомненно, в какой-то мере свою роль сыграло недостаточное знакомство с космико-историческим аспектом концепции А.Л. Чижевского, которая была опубликована в Калуге в 1920-е годы небольшим тиражом, а затем попала в контекст “репрессированной науки”. Ныне идеологические запреты сняты, но своё дело они сделали, на многие десятилетия окружив концепцию А.Л. Чижевского завесой страха и забвения, надолго вытеснив её из культуры»


Александр Леонидович Чижевский (1897-1964)

Физические факторы исторического процесса. - Калуга. 1-я Гостиполитография 1924. - 74 с. 22 х 18 см. Тираж 1600 экз. В глухом владельческом переплете середины XX в. Издательские обложки сохранены под переплетом.

Аэроионификация в народном хозяйстве / Под общ. ред. и с пред. А. Г. Погосова и Ф. Т. Садовского. Москва, Госпланиздат, 1960. - 760 с. 22,6 х 14,5 см. Тираж 22 500 экз.

Предыдущая статья Улучшение человеческой породы (1923)
Следующая статья Цивилизация и великие исторические реки (1924 год)
Печать
1802 Оценить статью:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top