Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Чапаев (1936 год)

Чапаев (1936 год)

Дмитрий Фурманов

Эта книга - своего рода «культовое» издание, подлинным бестселлером она стала после выхода в 1934 г. на экраны кинотеатров Советского Союза фильма «Чапаев»: легендарный комдив обеспечил огромные по тем временам тиражи. Не случайно после окончания Великой Отечественной войны и постепенного ухода «революционной романтики» из повседневной жизни советского человека популярность книги Дмитрия Андреевича Фурманова (1891-1926) упала: фильм оказался жизненнее и долговечнее печатного издания.

Д. А. Фурманов в 1919 г. служил комиссаром 25-й стрелковой дивизии, где командиром был Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Последний активно участвовал в Гражданской войне, с 1918 г. воевал на стороне красных, командовал отрядом, бригадой, а затем дивизией. Командиром был ярким, умел решать самые сложные военные задачи талантливо, эффективно и быстро. Летом 1919 г. дивизия Чапаева сыграла значительную роль в разгроме войск адмирала А. В. Колчака (1874-1920), тогда - «верховного правителя» Белой России. Чапаев погиб в бою, переплывая реку Урал. Через четыре года после его смерти вышла книга Фурманова (1923); советская критика приветствовала роман.

Однако «Чапаев» в середине 1930-х гг. - не просто популярное произведение. Это книга, которую заметил И. В. Сталин (1879-1953) и которую вождь настоятельно рекомендовал для чтения советской молодежи. Он умело использовал ее для укрепления своей единоличной, диктаторской власти. Расправляясь с соперниками, многие из которых сыграли видную роль в военных операциях Гражданской войны и борьбе с иностранной интервенцией, И. В. Сталин заменял их мифологизированными фигурами, либо деятелями, благополучно ушедшими из жизни до эпохи репрессий. В число этих фигур вошел и Чапаев, с его яркой биографией и трагически оборвавшейся судьбой.

Не случайно именно в канун «ежовщины», в 1936 г., вышло целых два издания этого романа. Первое «одето» в необычно роскошный для своего времени коленкоровый переплет с конгревным тиснением по верхней крышке, украшенный металлическим барельефом Чапаева работы скульптора П. И. Таежного (1887-1952) по эскизу художника П. П. Соколова-Скаля (1899-1961). Второе издание оказалось скромнее: красный коленкоровый переплет украшал рисунок, страниц было меньше, хотя число иллюстраций осталось прежним, не считая заставок в начале каждой главы, а также картин на форзаце. Первая образцовая типография ОГИЗа РСФСР треста «Полиграфкнига» напечатала 25 000 экземпляров.

Данное издание «Чапаева» вышло под эгидой ЦК ВЛКСМ в Издательстве детской литературы и рекомендовано для юных читателей «старего возраста», чтобы они брали пример с главного героя и беззаветно были верны делу Ленина-Сталина. Не случайно выдающийся советский педагог А. С. Макаренко (1888-1939) писал в 1937 г. об этой книге: «“Чапаев” производит, прежде всего, впечатление добросовестности. Это документальный отчет комиссара дивизии. Отчет снабжен датами, точными именами людей и селений, копиями документов и писем. Текст Фурманова на каждой странице несет в себе деловые сентенции, примечания автора, поправки, оговорки, формулировки. Ни фантазия, ни художественное преувеличение у Фурманова невозможны. Казалось бы, современный читатель и должен принять эту книгу с таким же добросовестным, узкопознавательным интересом, <…> а вообще порадоваться тому, насколько далеко ушли мы от времен гражданской войны, насколько мы выросли, поумнели, разбогатели. Такое впечатление может произвести книга, написанная с холодной добросовестностью.

Но против воли автора при чтении «Чапаева» мы раньше всего другого воспринимаем у него нечто большее, чем добросовестность. Это «нечто» главным образом и захватывает читателя, волнует его, оставляет глубочайший след в его душе, заставляет отложить в сторону сравнения, заставляет находить в Чапаеве и его бойцах грандиозное могущество, личность неизмеримой высоты, которой страстно хочется следовать, у которой нужно честно и скромно учиться. У читателя представление о нашей технике, о нашем политическом и научном знании, о высокой ясности нашего народного духа <…> остается как непременный, необходимый, мажорный фон, на котором только ярче рисуется прекрасная, родная для нас чапаевская сила».

Органичным элементом этого воздействия служат рисунки Павла Петровича Соколова-Скаля, признанного мастера исторической и батальной живописи, создателя эталонных произведений социалистического реализма. Он учился в школе-студии И. И. Машкова (1914-1918) и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1920-1922). Был председателем художественного объединения «Бытие» (с 1920) и членом Ассоциации художников революционной России (АХРР) (с 1926). Много работал как педагог и наставник начинающих живописцев - на Центральных художественных курсах АХРР (1922-1930), в Студии военных художников имени М. Б. Грекова (1932-1941) и др.

Наиболее известны его историко-революционные картины конца 1920-х - 1930-х гг.: «Таманский поход» (1928); «Путь из Горок» (1938), триптих «Щорс» (1938); «Взятие Зимнего дворца» (1939); «И. В. Сталин на Царицынском фронте» (1938-1939). Неудивительно, что такой ответственный заказ - иллюстрировать «Чапаева» - доверили именно ему.

В тот период П. П. Соколов-Скаля был уже опытным мастером книжной иллюстрации, но особенно много он трудился в этой области после Великой Отечественной войны. Наиболее известны его иллюстрации к русским былинам, сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок» (обе работы - 1949).

Таким образом, иллюстрации к «Чапаеву», живые, динамичные, передающие непростые реалии Гражданской войны, сами стали ценным памятником книжной культуры эпохи 1930-х гг. Экземпляры книги, где они сохранились полностью в первозданном виде, попадаются не так уж часто.

 


Фурманов, Дмитрий Андреевич (1891-1926)

Чапаев. 2-е изд. М.; Л.: ЦК ВЛКСМ: Изд-во детской л-ры, 1936. 270, [2] с., 9 л. ил. 20x14,5 см. Тираж 25 000 экз.

Предыдущая статья Васька, Бобка и крольчиха (1936 год)
Следующая статья Пионер Павел Морозов (1936 год)
Печать
2050 Оценить статью:
3.7

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top