Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Четырехсотлетие Российского государственного герба (1898 год)

Четырехсотлетие Российского государственного герба (1898 год)

Евстафий Воронец

«В великой книге истории человечества едва ли можно указать более печальную для цивили­зации страницу, чем 1453 год, когда Магомет II взял Константинополь, и место культурной Византии заняла полудикая мусульманская империя... Падение Византии было несчастием для всего цивилизованного мира, - всё проро­чило близкую гибель юго-восточной части европейского материка... Но провидение судило иначе. Племянница последнего визан­тийского императора, Софья Палеолог, вышла замуж за Иоанна III, Царя Русского. Ничтож­ное, по-видимому, обстоятельство, имевшее место при этом браке, оказалось чрезвычайно важным по своим последствиям. Иоанн при­соединил Регалии византийских императоров к знакам власти Русских Царей. Этим актом он как бы признавал себя законным наследником единоверных ему греческих императоров...» - так в 1897 году писалось в «С.-Петербургских ведомостях», которые опубликовали перевод статьи из газеты «Le Nord». (Вообще, «Le Nord» была русская газета на французском языке, которая издавалась в Брюсселе с 1855 года.)

В июле 1897 года исполнилось 400 лет с момента первого появления государствен­ного русского герба. Сохранился акт от «лета седмь тысящь пятого июля» (1497), на котором стоит гербовая печать Ивана III - на лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьём змия, на оборотной - двуглавый орёл с коронами на головах. В «Истории государ­ства Российского» Н. Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати, где впервые сое­диняются эти два образа.

Действительно, Великий князь московский Иван III обвенчался с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога 12 ноября 1472 года в Успенском соборе Кремля и так стал Царём Московским, а впоследствии позаимствовал символику некогда славной Византийской империи.

Именно Иван III окончательно избавил Московское государство и от зависимости от Большой Орды. С этой целью он выехал с опол­ченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло войско татарского хана Ахмета. Длительное «стояние на Угре» завершилось бегством татарской конницы. Это поражение оказалось для хана Ахмета смертельным: зимой 1481 года он был убит во время внезапного нападения на его ставку сибирского хана Ибака и ногайских мурз, а все его имущество досталось победите­лям. После этого Большая Орда уже не смогла возродить своего былого могущества.

А в состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Внешнеполитическое поло­жение страны укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны. Именно в нём впервые гово­рится об учреждение государственного герба как такового.

Двуглавый орёл был выбран Иваном III не случайно. В государственной символике Европы в то время существовало разделение: печать с одноглавым орлом была королевская (в Священную Римскую Империю входило несколько королевств), а с двуглавым - импе­раторская.

Не меньшее значение имел всадник, поража­ющий копьем дракона, или «ездец», как его тогда называли. В документах ХV-ХVI веков встречается толкование символа всадника как великого князя, царя, государя. Изображение всадника и образ популярного на Руси Святого Георгия Победоносца к XVIII веку объединя­ются в одно целое. Почитание Святого Георгия как заступника (в русской литературе и искус­стве он предстаёт в образе Георгия-«змееборца», в народном творчестве - как храбрый Егорий- воин, защитник от сил зла) объясняет, почему именно его московские князья избрали своим покровителем. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьём. А традиция прочно связывала образ святого с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, покрови­телем которого являлся Георгий Победоносец.

По мере укрепления царской власти к симво­лам двуглавого орла и всадника добавлялись новые атрибуты. В XVII веке «в пазноктех» (т.е. в лапах с когтями) орёл уже держал скипетр и державу - регалии императорской власти.

В 1645 году при царе Алексее Михайловиче появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орёл с «ездецом» на груди коронован тремя коронами. А «Собор­ное Уложение» 1649 года (см. Библиохро­нику. Т. Г) придавало столь важное значение рус­скому гербу, изображённому на царских печа­тях, что подлоги их осуждались наравне с преступлениями против самого царя: «...А будет кто воровством же учнет отымать Государевы печати от Государевых грамот или от иных каких приказных писем... и тех людей по тому же казнить смертию». В 1654 году кованый дву­главый орёл был установлен на шпиле Спасской башни Московского Кремля. Позднее двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боро­вицкой башнях Кремля.

А официально государственные эмблемы «растолковывались» в специальном указе царя Алексея Михайловича от 1667 года, где напи­сано, в частности, что «орёл двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и вели­кого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют» три «великие Казанское, Астра­ханское, Сибирское славные царства»; скипетр и держава «являют» государя и обладателя.

Видоизменялся государственный герб Рос­сии и в петровское время. После принятия Петром I титула императора в 1721 году появ­ляются новые символы власти - император­ские, а также устанавливаются государствен­ные гербовые цвета: императорский черный орёл на золотом (жёлтом) фоне.

Своеобразную «геральдическую реформу» провёл император Александр II в 1857 году. Специально для работы над гербами в Депар­таменте герольдии сената он создал Гербовое отделение, которому было поручено «устано­вить изображение русского государственного герба сообразно с переменами, произошед­шими в русской жизни». Руководитель отделе­ния, барон Кёне, предложил целую систему российских государственных гербов. Появи­лись большой, средний и малый государствен­ные гербы (отличались степенью сложности рисунка), соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых. С одобрения царя все описа­ния гербов были опубликованы. Позднее эти новые государственные гербы утвердил Алек­сандр III: большой государственный герб - в 1882 году, средний и малый - в 1883 году.

В «Своде Законов Российской Империи» (СПБ., 1892) было дано описание герба: «Российский государственный герб есть в золотом щите чер­ный, двоеглавый орёл, коронованный двумя Императорскими коронами, над которыми тре­тья, такая же, в большем виде, корона с двумя раз­вивающимися концами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Государствен­ный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский: в червленом щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьём».

К юбилейной дате 1897 года церковный писа­тель, миссионер, исследователь «гражданских государственных предметов» Евстафий Нико­лаевич Воронец издал монографию «Четырех­сотлетие русского государственного герба».

Это была одна из первых попыток изложить историю русского герба за всё время его суще­ствования. Здесь Евстафий Николаевич особое внимание уделяет возникновению и последую­щему развитию государственных гербов Российской империи, воспроизводит тексты соответствующих указов. За свой труд 2 июня 1898 года он был удостоен благодарности императора Николая II.

Известностью пользовались также сочине­ния Е. И. Воронца о русском гербовом народ­ном флаге (черный - жёлтый/золотой - белый/ серебряный) - «Какие цвета установлены исто­рией и русскими законами для отличительно русского всесословного и государственного флага» (Харьков, 1892).

В 1890 году было учреждено Особое совещание под председательством адмирала К.Н. Посьета для обсуждения вопроса о Российском нацио­нальном флаге. Совещание тогда пришло к вы­воду, что «флаг бело-сине-красный имеет пол­ное право называться российским или нацио­нальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же черно- жёлто-белый не имеет к тому ни геральдиче­ских, ни исторических оснований». В своей брошюре «Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-государственного символиче­ского отличительно-русского флага» (Харьков, 1910) Е.Н. Воронец доказывал ошибочность вы­водов Посьетовской комиссии.

Когда в 1910-1912 годах в России вновь раз­горелись споры о реформе национального русского флага, активное участие в них при­нимал Е.Н. Воронец, который считал: «Народ русский должен быть объединён и в отличи­тельных русских цветах только с царём и госу­дарством русским».

Воронец был автором многочисленных цер­ковно-исторических исследований. Современ­ники высоко ценили деятельность Воронца: «Безмездные по свободному произволению, долголетние просвещённые труды Е. Н. Воронца заслужили ему почётную известность и выра­зили служение его Государю и Отечеству на пользу науке и просвещению не менее, как если бы он занимал формально кафедру профессора в учебном заведении».

К сожалению, ничего не известно о послед­них годах жизни и дате смерти Евстафия Николаевича Воронца, который долгие годы жил в Харьковской губернии и, видимо, там и был похоронен.

В 1917 году вместе с самодержавием уничто­жались и зримые его образы, символы, а таким символом в первую очередь являлся герб Рос­сийской империи. Но ещё в течение несколь­ких месяцев после отречения от престола Николая II двуглавый орёл, лишённый цар­ственных атрибутов и без изображения Свя­того Георгия (по эскизу известного художника Ивана Билибина), украшал печать Временного правительства.

Первый советский герб - герб РСФСР - был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но содержал в себе абсолютно новые эмблемы: «Герб Российской Социали­стической Федеративной Советской Респу­блики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: “Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика” и “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”». Его существование было законодательно закреплено Основным законом РСФСР, в котором содержался раздел «О гербе и флаге», принятым на V Всероссий­ском съезде Советов 10 июля 1918 года.

Указом Президента России Б.Н. Ельцина от 30 ноября 1993 года был введён новый (а на самом деле, далеко не новый) государ­ственный герб - двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдиче­ском щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражаю­щий копьём дракона». Двуглавый орёл вновь стал гербом России.


Воронец Евстафий Николаевич (1846-после 1914)

Четырехсотлетие Российского государственного герба. С рисунками. Члена Общества Ревнителей Исторического просвещения в память Императора Александра III Е. Н. Воронца. Харьков: Типография «Южного края», 1898. 53, II с.; ил. Шёлковый издательский переплёт с узорным тиснением по верхней крышке, форзацы из рифлёной бумаги, мраморированный обрез. Экземпляр на слоновой бумаге с литографированным изображением гербовой печати 1497 года, российским государственным гербом и хромолитографи­рованным гербовым народным флагом. 28x20,5см.

Предыдущая статья Альбом флагов (1898 год)
Следующая статья Город Симбирск за 250 лет его существования (1898 год)
Печать
1564 Оценить статью:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top