А. Островский. Доходное место
-Главное событие в жизни страны той норы - юбилей Великой Октябрьской революции. В отличие от столетнего, прошедшего в 2017-м году стороной, полувековой отмечали с широчайшим размахом. В Ленинграде даже прогремел залп легендарной «Авроры».
- Этот день припоминаю только как очередной застольный сбор. «Где ты будешь 7 ноября?» - звучало накануне. Советские люди привыкли к стандартному набору праздников: Новый год, Двадцать третье февраля, Восьмое марта, Первое мая, Седьмое ноября... Никаких других событий особенно не было. Да еще, конечно, отпуск.
- Кстати, об отдыхе. В 67-м ввели пятидневную рабочую неделю с двумя выходными...
- Все радовались: можно отправиться в короткий турпоход, навестить родственников под Москвой, побродить по лесу... Еще раз с удовольствием вспомню: отпуск в те годы я проводил в странствиях по ближнему северу России. С рюкзаком за плечами проходил до сорока километров в день, испытывая разнообразные ощущения от случайных встреч в лесу с неожиданным путником: то ли со смиренным монахом, то ли с человеком, освободившимся от лагерного срока. Никаких неприятных инцидентов не случалось. Сейчас бы сказали: «Повезло!» Наверное, сегодня на такие походы не решился бы, и не только из-за возраста...
Иногда ночевал в старообрядческих деревнях, что тоже казалось экзотикой.
В конце марта - начале апреля уезжал на Домбай: покататься на лыжах, походить под солнцем раздетым до пояса, чтобы, возвратившись, удивлять бледных москвичей южным загаром.
- Кажется, в те годы появились мини-юбки. Как ты отнесся к неожиданному эпатажу слабого пала?
- Безусловно, стройные ножки - красиво! Но женский коллектив фирмы, где я работал, не мог позволить себе такую вольность. Слишком консервативной была в те годы наша среда. Люди с утра до вечера сидели за столами, стояли за кульманами, копались в электронных схемах, строили математические зависимости на бумаге и в головах.
- А тебя привлекал светский образ жизни?
Корпус «А» дома 1/15 на Котельнической набережной (высотка). В правой надстройке квартира, где в 1965 – 1972 годах мы с Маринкой жили в семье ее замечательных родителей. Видна арка, в которую однажды укатилась коляска с годовалым Серегой из-за безалаберности его отца
- Собраться в компании - да, а так называемые тусовки меня не волновали. Такие мероприятия с элементами театрального спектакля под названием «себя показать и других посмотреть» подчинены, по моему мнению, заранее определенным задачам: знакомству с «нужными людьми», укреплению связей (не дружбы, а именно связей), решению конкретных, вполне прагматичных проблем и так далее... Как следствие - несовместимость присутствующих по жизненным отношениям, взглядам, мировоззрениям...
Мне больше по вкусу хаотичный набор гостей, дружески настроенных друг к другу. Обычно поводом для сбора компании служило общее радостное событие. Отсюда широкий обмен мнениями, естественное желание собравшихся поделиться увиденным, услышанным, прочитанным...
Возможно, тусовки необходимы, но мне они некомфортны.
Иногда на природе позволяли себе похулиганить. Однажды с друзьями, доехав до Коломны, соорудили плот и пошли по Оке до впадения ее в Волгу. Услышав приближающийся гудок парохода, сбросили с себя одежду и, держа в руках палки, служившие нам шестами для измерения дна, выстроились на плоту. В отпуске, естественно, не брились, следовательно, вид имели почти первобытный... Пассажиры в восторге высыпали на одну палубу, приветствуя нас, пароход накренился, капитан отчаянно матерился в мегафон, но сделать ничего не мог... Мы, что-то выкрикивая, в наглом голом виде победоносно двигались на плоту по течению, нарушая правила судоходства...
- И Марина отпускала тебя в такие рискованные вояжи?
Та самая злополучная арка. Вид со двора
- Не могла не отпустить, я ведь упертый. Да и такого рода путешествия - часть моей жизни, а еще познание страны, ее истории.
- Ты говорив твоя жена музыкант...
- Маринка три десятилетия преподавала музыку, из них двадцать лет работала в Московском академическом хореографическом училище Большого театра. Как говорится, через ее руки прошли десятки будущих звезд. Семья была в хороших отношениях с выдающимися представителями советского балета. Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Лавровский, Нина Ананиашвили вызывали у меня восторг не только профессионализмом (не отношу себя к балетоманам), но, главным образом, человеческими качествами, проявлявшимися в разных жизненных обстоятельствах.
К Маринке с уважением относилась и директор училища Софья Николаевна Головкина, в прошлом известная балерина.
- Наверняка бывал на премьерах Большого?
- Ну, безусловно, не на всех. Но самые знаковые, такие как «Спартак», «Анна Каренина», «Кармен-сюита» с Майей Плисецкой, видел.
Если заговорили о премьерах, хочу сказать, что в 67-м удалось посмотреть спектакль «Доходное место» по Александру Островскому, поставленный Марком Захаровым в театре Сатиры. Зрители штурмовали кассы: зрелище вписалось в настроения близившейся к концу «оттепельной» поры. Это, видимо, не понравилось властям, постановку сочли антисоветской и быстро сняли.
- О «Доходном месте» мне рассказывали Александр Ширвиндт, да и сам Валентин Плучек, связывавший запрет спектакля с именем Екатерины Фурцевой.
- Немудрено! В пьесе поднимаются извечные вопросы «выгодного» и «невыгодного» брака в сочетании с актуальными в любые времена «социально-экономическими проблемами». А исполнение главных ролей Андреем Мироновым и Анатолием Папановым - само по себе явление незабываемое. В частности. их интонации и мимика... Ну и, конечно, режиссерские приемы Валентина Плучека.