Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

Выставка картин Дрезденской галереи (1955 год) Веронезе (1957 год) Веронезе (1963 год)

Выставка картин Дрезденской галереи (1955 год) Веронезе (1957 год) Веронезе (1963 год)

Ирина Антонова

Писать о ныне здравствующих (слава Богу!), выдающихся действующих персонажах - задача крайне неблагодарная, сложная и даже - опасная! А вдруг не получится? Хлопот не оберёшься! Однако, как сказал классик: «Платон мне друг, но истина - дороже!»

Ирина Александровна Антонова - не просто выдающийся общественный деятель государственного масштаба. Она - личность! Редкость, дорогого стоит!

На протяжении почти полувека эта хрупкая на вид женщина, кто в курсе - в весьма непростых условиях, руководила и поднимала на все более высокий просветительский уровень крупнейшее (по мировым критериям) из существующих, общедоступное «хранилище» (и демонстрационную площадку одновременно) западной живописи, скульптуры и артефактов.

Как персона grata, она давно и устойчиво воспринимается мировым художественноинтеллектуальным сообществом. Покоряясь ее неуёмной энергии, вплоть до сегодняшнего дня, невольно задаешь себе вопрос: откуда «это» появилось и каковы основные жизненные вехи?

Академик множества академий, лауреат Государственной премии РФ (1995 г.), Ирина Александровна явилась на свет в первой четверти XX века. С 1929 г. по 1933 г. проживала с родителями - представителями страны Советов - в Германии (может быть, отсюда свободное владение немецким, не считая французского и итальянского?).

В 1941 г. - студентка МГУ им. М.В. Ломоносова, но уже через год, в полном соответствии с традициями русской интеллигенции (в том числе - членов великокняжеских семей и особ женского пола царствующего дома), с весны 1942 г. становится младшим сержантом медицинской службы в воинском госпитале на Красной Пресне в Москве.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина начала работать еще до окончания войны, с апреля 1945 г. И стала его «несменяемым» (до недавнего времени, т.е. 2013 г.) директором в феврале 61-го.

На этом поприще неутомимая Ирина Александровна превратила ГМИИ в настоящий Просветительский центр (с большой буквы!), она сумела организовать для широкой публики не только демонстрацию живописных (стационарных и периодически сменяемых экспозиций) шедевров мирового уровня, но запустила в жизнь целую совокупность «смотровых» площадок. Например, ежегодный музыкальный фестиваль им. С. Рихтера (декабрьские вечера), выставки в Музее личных коллекций (именно ею же в содружестве с И.С. Зильберштейном и созданном), тематические «парные» выставки «Москва - Париж», «Москва - Берлин» и т.д. и т.п.

Двум из составителей настоящего выпуска «Библиохроники» посчастливилось соприкоснуться с директором ГМИИ непосредственно в рамках рабочих контактов. Рассказывает старший из них.

«Познакомились мы в Берлине, где-то в начале 90-х, на одной из немецко-российских выставок. В 99-м у меня, как у заядлого собирателя русскоязычных периодических изданий, возникла навязчивая идея: дать ретроспективу печатных журнальных обложек за какой-либо, достаточно продолжительный, период. И тогда, и сейчас продолжаю считать: такая экспозиция - наиболее доступный и наглядный способ показать его Величество Время. Обложка журнала - будь то фотоколлаж или рисунок - это мгновенный «слепок» будущего состояния отрасли, города, страны, общества, наконец. И с этой идеей (экспонаты были у меня наготове) я начал носиться «по белу свету», включая ГМИИ им. А.С. Пушкина. Практически всюду абитуриент, в просторечии «соискатель», натыкался на первичную негативную реакцию, т.н. «недопонимание» («недо» - загадочная приставка нашего лексикона), несмотря на некоторые знакомства.

Наконец я, с одобрения Марины Лошак, будущего директора ГМИИ (2013 г.), человека невероятно доброжелательного и отзывчивого, также знакомой Ирины Александровны, осмелился позвонить по домашнему телефону последней и кратко попросил о свидании. И тут же получил добро.

На следующий день вошел в служебный кабинет. Мебель - XIX века. Или старше? Приветливая хозяйка. Улыбается: “Что у Вас?” - “Да вот принес показать журналы. Хочу выставить!” - “Много?” - “Сколько получится. Но все - XX века!” - “Показывайте!” Достаю из кейса штук тридцать, но пачка, выпав из рук, рассыпается по полу. Судорожно пытаюсь собрать. Голос сверху: “Не нужно, так посмотрю!” Пару минут директор ГМИИ внимательно рассматривает лежащие под ногами журналы, беспорядочно обращенные к зрителю. Молчание. Затем: “Делаем выставку!” И все! Быстро, просто, конструктивно! Судьба одной из самых удачных (со слов практически всех ее видевших, включая многочисленную прессу, специалистов, зрителей и сотрудников музея-устроителя) выставок, как экспозиции личного собрания, была решена».

Название «XX век. Мы - в обложке» - многогранно, можно понимать по-разному. Семь залов. Несколько сотен обложек, поскольку были выставлены журналы за период 1900-1999 гг., т.е. без пропусков за все 100 прошедших лет минувшего XX века. Вся экспозиция - в хронологическом порядке. От «Московского листка» и «Мира искусства» до «Трезвости и культуры», «Советской милиции» и «Итогов». Через «Безбожника у станка», «Калыму», «Беломор- строй», «Огонек», «Резец», «Советский Союз». Великолепные обложки, сработанные выдающимися художниками.

Зрелище, достойное удивления и восторга. Огромное число статей в газетах и многочисленные записи в книге отзывов. Самая впечатляющая: «Класно! Я даже не разу ни зевнула!» (Орфография сохранена. Почерк пятиклассницы?) На выставке было очень много посетителей, особенно молодежи, и многие ее помнят до сих пор.

Вернемся к героине очерка - Ирине Антоновой. У нее - тьма высоких наград (одна из четырех российских женщин - полный кавалер 4-х степеней ордена «За заслуги перед Отечеством»), бесчисленное множество публикаций.

Одна из них, небольшая книжка «Веронезе», изданная в 1957 г., и послужила отправной точкой для этого очерка о безусловной уникальной личности, масштабы которой в рамках мировой культуры еще предстоит оценить...


Антонова Ирина Александровна (р. 1922). Веронезе. Москва: Искусство, 1957.58 с., 17 л. ил.

Выставка картин Дрезденской галлереи: каталог/ М-во культуры СССР, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина; Сост. и авт. вступ. ст. И.А. Антонова и др. Москва: Искусство, 1955.70, [1] с., [27] л. ил. 22 см.

Веронезе, Паоло: Альбом репродукций / Сост. и авт. вступ. статьи И. Антонова. Москва: Изогиз, 1963.12 с., 25 л. ил. 29 см.

Print
1117 Rate this article:
No rating
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top