Амфион (1815 год)
Сын фиванской принцессы и Зевса Амфион, игрой на кифаре приводивший в движение камни и построивший таким образом городскую стену в родных Фивах, с давних времён олицетворял творческую силу, заложенную в созерцательном отношении к жизни.
Имя героя древнегреческого мифа на обложке журнала, появившегося в Москве в январе 1815 года, отвечало и характеру эпохи, пронизанной античной символикой, и сфере занятий его издателя - профессора Московского университета, теоретика классицизма, поэта, переводчика «древних» Алексея Фёдоровича Мерзлякова (1778-1830).
В издании «Амфиона» принимали участие поэт, драматург Фёдор Фёдорович Иванов и журналист, переводчик Лягарпа Семён Васильевич Смирнов, на сестре которого, Любови Васильевне, был женат Мерзляков.
Круг авторов журнала, достаточно узкий, составляли, в основном, члены дружеского литературного общества, сложившегося вокруг Мерзлякова в конце 1800-х годов. Сюда входили, помимо соучредителей «Амфиона», Н.И. Ильин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.Ф. Воейков, В.Н. Олин. Несмотря на громкие имена Жуковского, Батюшкова, Дениса Давыдова, украшавшие страницы журнала, он производил впечатление узко кружкового сборника без определённого направления, где отсутствовало деление материалов на разделы (проза, поэзия, иностранная литература, критика, смесь), принятое в толстых, солидных периодических изданиях. Неслучайно на переднем форзаце описываемого экземпляра неизвестная рука начертала: «Сия древняя книга - сборник».
Главное место в журнале занимали сочинения самого Мерзлякова: «Кассандра в чертогах Агамемнона (сцены из трагедии Эсхила)», «Отрывки из Тассова Иерусалима», сатирические диалоги в духе Н.И. Новикова, оригинальная и переводная лирика и, наконец, одно из самых известных произведений - подробный (около 200 страниц) критический разбор эпической поэмы М.М. Хераскова «Россияда».
Иллюстрируя едва ли не все стороны творческой деятельности Мерзлякова, «Амфион» оказался бесценным источником, выявлявшим его эстетические воззрения. В 1812 году в Москве, в доме Б.В. Голицына, Мерзляков с невероятным успехом прочёл цикл публичных лекций, посвящённых теории литературы. Часть этих лекций под названием «Чтения в Беседах Любителей Словесности» автор счёл нужным опубликовать в «Амфионе».
И ещё одно обстоятельство увеличивает библиофильскую ценность журнала: в нём впервые напечатался воспитанник Царскосельского Лицея, однокашник Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Среди помещённых в «Амфионе» поэтических опытов незадачливого Кюхли, стремившегося прежде всего быть ни на кого не похожим, - стихотворение «Мертвый к живому», развивавшее извечную тему бренности, быстротечности земного бытия и заканчивавшееся не анакреонтическими призывами веселиться и наслаждаться кратким мигом жизни, а совсем иначе:
«О пилигрим! здесь край отчизны;
Учись, учися умирать!
Блажен, кто, путь свершая жизни,
Не престаёт на смерть взирать!
Он тленье сотрясёт могилы,
Как юный феникс златокрылый.»
Журнал «Амфион» просуществовал всего один год (вышло 12 номеров, из них 10 и 11 - сдвоенные). В ноябрьской книжке Мерзляков уведомил читателей о закрытии журнала: «Прекращая издание «Амфиона» нынешним годом, намерен я возобновить немедленно публичные Чтения свои о Словесности... Лестные отзывы многих почтеннейших особ о прошедших чтениях и ободрительное желание, чтоб я продолжал их, принуждают меня остающееся время от службы посвятить на сие дело.»
Конволют из шести номеров (с 7 по 12) составляет ровно половину кратковременного издания, без упоминания которого не обходится ни одна серьёзная работа по истории русской литературы первой половины XIX века.
Амфион
Ежемесячное издание. Москва: В Университетской типографии, 1815. [Издатель А.Ф. Мерзляков.] [Кн.7-12.] [Кн. 7.] Июль. [2], 120 с. [Кн. 8.] Август. [2], 115 с. [Кн. 9.] Сентябрь. [2], 123 с. [Кн. 10-11.] Октябрь и ноябрь. [2], 138 с. [Кн. 12.] Декабрь. [2], 124 с. В полукожаном переплёте первой трети XIX века. На корешке кожаная наклейка с тиснёным заглавием: «Амфион. Ежемесячное издание. Ч. 2». 21x13 см. На заднем форзаце владельческие «пробы пера» «орешковыми» чернилами: «Вл. АС Амфеонъ».