Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Monday, November 25, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Белоруссия и Литва. Исторические судьбы северо-западного края (1897 год)

Белоруссия и Литва. Исторические судьбы северо-западного края (1897 год)

Помпей Батюшков

Двум государствам - Белоруссии и Литве, этниче­ски близким народам, объединённым одной тер­риторией и схожими историческими судьбами, посвящена книга П.Н. Батюшкова. Более того - восточнославянская и литовская культура с древ­них времен находились во взаимодействии. Именно с описания сходства традиций начина­ется повествование: «у литовцев было тоже поклонение верховному богу громовержцу Перуну. Это было божество огня... соответствую­щее славянскому Сварогу. Литовские праздники довольно похожи на древние славянские. Празд­ник Расса, то есть росы, был совершенно похож на древнерусский праздник Купалы».

Понимание Литвы, как относительно самосто­ятельного государства, связано с различными обстоятельствами, но олицетворением этой самостоятельности является возникновение в начале XIV века её столицы - города Вильнюс.

По легенде, на месте современного города были непроходимые леса - излюбленные места охоты литовского князя Гедиминаса. Убив в них однажды могучего тура, князь решает не воз­вращаться домой, в город Тракай, а заночевать в охотничьем лагере, где приказывает развести костры и устроить праздник. Князь веселится вместе со своей свитой до поздней ночи, а нако­нец уснув, видит странный сон: у самого устья речушки Вильни стоит исполинских размеров волк и воет, да так громко, как будто внутри него воют ещё сто волков. Гедиминас целится в него из лука, стреляет, и всё впустую: стрелы, ломаясь, отскакивают от железных лап могу­чего зверя... Едва проснувшись, князь посылает за жрецом Лиздейкой, объяснившим ему, что волк означает неприступный замок, окружён­ный городом, который необходимо построить на горе, в устье реки Вильни... Вскоре во вновь образованный город стекаются купцы и ремес­ленники со всей Литвы. Вильнюс, находящийся в глубине страны, становится опорным пунктом в борьбе с немецкими рыцарями - крестонос­цами. В то же время в независимом государстве Великом княжестве Литовском основным язы­ком становится западнорусский, основной религией - православие.

Несмотря на близость двух народов - рус­ского и литовского, с 1569 года отношения между ними резко меняются: Литва, объединив­шись с Польшей, входит в состав новообразо­ванной конфедерации Речи Посполитой. Это был «противоестественный союз русевшей и склонявшейся к православию Литвы с католи­ческой Польшей». Кроме того, в состав народов, широко населявших Речь Посполитую, входили белорусы, вынужденные мириться с западной культурой и принявшие новый государствен­ный язык - польский. Религиозные же противо­речия между православным и католическим населением привели к слиянию католической и православной церкви под главенством рим­ского папы и возникновению так называемой новой конфессии - униатства...

Речь Посполитая просуществовала до 1795 года (второй раздел Польши при Екатерине Великой), а в XIX столетии территории Литвы и Белоруссии занимают уже почти весь северо- западный край Российской империи. И всё же в конце 50-х годов XIX века ни в одном централь­ном учреждении империи не имелось точных сведений по статистике и этнографии западных губерний России. «Извращая бытовые данные и тем отрицая самобытность древних элемен­тов западной Руси, польская печать, а за нею и русская, в известной её части, не признавали неоспоримых прав России на западные её окра­ины». Изучение истории западных народов, в частности белорусского и литовского, стало важной государственной задачей.

По приказу Министерства внутренних дел в каждую из губерний Западного края было командировано по одному штаб-офицеру с целью сбора точных сведений по народонасе­лению и вероисповеданиям. Одним из результа­тов проделанной работы стало издание книги «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы северо-западного края». Подробное изложение материала в ней сопровождается десятками вос­произведённых с помощью гравюр древностей этих краев: архитектурных памятников, церков­ной утвари и книг. Особенно поражает изобра­жение как будто покрытого золотом креста Пре­подобной Евфросинии Полоцкой (1161) - глав­ной духовной святыни Белоруссии. Крест буквально состоит из святынь: кусочков креста Господня с каплями его крови, куском камня от гроба Божией Матери, частицами мощей свя­того Стефана и святого Пантелеймона и кро­вью святого Димитрия. Надпись на кресте гла­сит: «...пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают». Этот крест, находившийся в Полоцке, всё же был передан в ранние годы советской власти в Белорусский государственный музей и в итоге исчез во время эвакуации в Могилев в 1941 году. В настоящее время он числится пропавшим, однако в распо­ряжении церкви находится его копия, создан­ная современным брестским ювелиром...

Другими важными составляющими изобра­зительного ряда, помещенного в книге, явля­ются портреты практически всех упомянутых исторических личностей. Каждый портрет поясняется подробным научно-популярным текстом, открывающим неизвестные широкой публике факты жизни и смерти многих из них. Так, например, Мелетий Смотрицкий, широко известный как знаток русского языка и автор грамматики (1619, г. Вильна), служившей для обучения грамоте русских людей вплоть до появления в XVIII веке одноименного сочине­ния Ломоносова, был поначалу одним из ярост­ных ревнителей православия в Речи Посполитой. Он «выразил в своём сочинении «Фирносе» (плаче), появившемся в 1610 г. под псевдонимом Феофила Ортонлога, как бы от лица церкви, всё негодование на угнетателей русской веры и отступников от неё и совет отступникам возвратиться в лоно православ­ной церкви». Мелетий Смотрицкий выступил издателем православных церковных книг: Псалтыри, Нового завета и Часослова. Несмо­тря на это, человек, сделавший столь значи­тельный вклад в сохранение русской культуры на «чужой» земле, вошёл в тайные сношения с униатскими монахами. Его отступничество было замечено иноками Св. Духовскаго мона­стыря, и «в наказание» он был вынужден при­нять постриг, а со временем стал полоцким архиепископом. Умер архиепископ всё же как приверженец унии. Смерть его иезуиты припи­сали его врагам.

Нельзя не сказать и о том, что главы книги предуведомляют не похожие друг на друга заставки и инициалы, заимствованные из древ­них рукописных книг западной Руси. С другой стороны, это фундаментальное издание не явля­ется первым в своём роде. Оно завершило уни­кальную серию, выпущенную при содействии упомянутого выше государственного органа. В непосредственной же работе над ней приняло участие более пятидесяти человек. В серию также вошли издания «Холмская Русь», «Волынь», «Атлас населения девяти губерний Западного края по вероисповеданиям и национальностям» и «Памятники русской старины в западных губерниях». Можно почти уверенно утверждать, что эти книги, ознаменовавшие своим выходом из печати новый этап в развитии отношений империи с её западными окраинами, получили бы как минимум премию «Книга года», будь она учреждена лет на сто раньше...

Надежды на возрождение русской культуры в Литве, столь ярко окрасившие дух одной из этих книг, так и не оправдались. Выйдя из состава Речи Посполитой, страна продолжала испытывать культурное влияние Запада. Тем не менее, едва не войдя в состав нацистской Герма­нии в первой половине XX века, в 1940 г. она вме­сте с Латвией и Эстонией стала одной из респу­блик СССР. Литовская республика просущество­вала фактически до падения советской власти.

В отличие от Белоруссии, сегодня в независи­мой Литве практически не осталось православ­ного населения, россиян и белорусов в ней также крайне мало. По словам французского поэта Поля Валери, к сожалению «история это наука о том, чего уже нет и не будет». 


Батюшков Помпей Николаевич (1811-1892)

Белоруссия и Литва: Исторические судьбы северо-западного края. С Высочайшего соизволения издано при Министерстве внутренних дел Н. Н. Батюшковым. Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная Польза», 1897. 14, 376, 184 с. Многочисленные иллю­страции в тексте и карта на отдельной вклейке. В составном владельческом переплёте: тканевые уголки и корешок с золотым тиснением, мраморированная бумага. 24,5x18 см.

Previous Article Столетие города Гатчины (1896 год)
Next Article Альбом флагов (1898 год)
Print
1503 Rate this article:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top