Воспоминания о Сицилии (1835-1836 годы)
Александр Чертков
Офицер лейб-гвардии Конного полка, участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии, Александр Дмитриевич Чертков в 1822 году вышел в отставку и отправился в длительное путешествие по Европе. Проведя около двух лет в Австрии, Швейцарии и Италии, он немало времени посвятил изучению истории и археологии этих стран.
Вскоре после возвращения из путешествия Чертков поселился в Москве и серьезно занялся коллекционированием славянских древностей: монет, рукописей, старопечатных книг, видов и планов городов и памятников старины. Унаследовав от деда СИ. Тевяшева библиотеку, Александр Дмитриевич стал пополнять её главным образом книгами «для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях». Его собрание, переданное впоследствии сыном - Г.А. Чертковым - Москве, насчитывало, среди прочих материалов, около 600 монет и свыше 17 000 книг.
Гражданскому пафосу собирательства Черткова соответствовал и характер его общественной деятельности. Московский уездный, затем губернский предводитель дворянства, он состоял членом Попечительского совета общественного призрения, попечителем Работного дома, членом комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя, председателем Общества истории и древностей российских. Чертков - автор «Описания древних русских монет» (1834), «Всеобщей библиотеки России, или Каталога книг для изучения нашего Отечества» (1838).
«Воспоминания о Сицилии», изданные в двух частях в 1835-1836 годах, - дань литературной традиции, в которой были созданы «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. «Воспоминания» написаны также в норме писем «к одному приятелю автора, желавшему иметь понятие о нынешнем состоянии древней Тринакрии». Предваряются «письма» кратким экскурсом в историю Сицилии. Её «нынешнее состояние» — это описания Неаполя, Палермо, Сиракуз, Джиржен-ти, Шьянки и других городов и местечек, где останавливался автор.
«Сицилийцы вообще весьма умеренны в пище, — замечает в одном из «писем» Чертков, - и обед венского жителя достаточен для накормления четырёх палермских». Черткова-историка удручает нищета и невежество этого некогда столь благополучного и просвещённого народа. Наблюдение о том, что в Сицилии вольготно и сытно живётся только монахам, сопровождается более общим выводом: вера сицилийцев-католиков «состоит большею частью в соблюдении наружных форм, мелочном исполнении предписанных правил».
В мае 1836 года Чертков подарил экземпляр «Воспоминаний о Сицилии» А.С. Пушкину, о чём поэт весьма иронично извещал в письме жену Наталью Николаевну: «Недавно сказывают мне, что приехал ко мне Чертков. Отроду мы друг к другу не езжали. Но при сей верной оказии вспомнил он, что жена его мне родня, и потому привёз мне экземпляр своего «Путешествия в Сицилию». Не побранить ли мне его en bon parent (по-родственному)».
Чертков мог производить на окружающих невыгодное впечатление. Хорошо знавший его историк и археограф П.И. Бартенев оставил такто характеристику знаменитого собирателя: «Сосредоточенный, молчаливый, порой чудной на вид, он скромно, но постоянно и неуклонно следовал по однажды избранному пути, так что многие его знакомые, встречаясь с ним в светских кружках, вовсе и не подозревали в нём многосторонней учёности».
«Воспоминания о Сицилии» подтверждают основательность знаний и широту интересов автора. Представленный в Хронике экземпляр книги Черткова, согласно экслибрису, находился в библиотеке Н.К. Синягина.
Чертков Александр Дмитриевич (1789-1858)
Воспоминания о Сицилии. [В 2-х частях.] Москва, в типографии Августа Семена, 1835-1836. Т. 1.1835. XXXII, 256, V с. Т. 2.1836.346, [6] с. В двух одинаковых полукожаных переплётах начала XX века, стилизованных под переплёты пушкинского времени. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешках золотом тиснено заглавие. Вощёные разноцветные форзацы «павлиний хвост». 25,6x15,8 см. На передних форзацах экслибрисы: «Библиотека Н.К. Синягина». Обложки сохранены в переплётах.