Доска соревнования (1931 год)
Самуил Маршак
Семейное предание гласит, что своё первое стихотворение Самуил Маршак сочинил, когда ему не исполнилось и двух лет. Оно было очень коротким:
Я поэт знаменитый -
Каждый день бываю битый...
Если легенда верна, то строки эти оказались пророческими. Крупнейший детский писатель, четырежды лауреат Сталинской премии (1942, 1944, 1949, 1950), лауреат Ленинской премии (1963), обладатель множества почётных званий и наград, Маршак неоднократно бывал «бит»: его стихи не раз и не два публично обвиняли в страшном для советского литератора грехе - безыдейности, сам он чудом избежал ареста. Одной из книг, подвергшихся жёсткой официальной критике, стала вышедшая осенью 1931 года «Доска соревнования». Имевшая подзаголовок «На ликвидацию прорыва», она воспевала ударный труд:
Кто работал
Лучше всех?
Наработал
Больше всех?
Сдал работу
Раньше всех?
Литейный
Цех
Книга предлагала отмечать качество труда особыми значками: передовикам следовало носить символы, обозначавшие стремительное движение вперёд - самолёт, паровоз, автомобиль; отстающим и прогульщикам, напротив, вручалось бы изображение черепахи:
А если спросишь:
Почему
Даётся черепаха?
Тебе ответят:
Потому
Даётся черепаха,
Что черепаха
Ниже
Всех,
И черепаха
Тише всех,
И в панцирь
Прячется от всех
Со страха
Черепаха.
Короче говоря, «каждому по труду»... А учитывая, что на первой странице крупно красовались лозунги «За большевистские темпы!», «За качество!», новая книжка Маршака и вовсе должна была восприниматься как переложенная для детей передовица «Правды». Для многочисленных почитателей автора «Деток в клетке», «Цирка», «Багажа», «Усатого-полосатого» метаморфоза Маршака, наверное, показалась неожиданной, но для писательской среды её причины были очевидны.
Летом 1931 года в августовском номере РАППовского журнала «На литературном посту» появилась статья А. Караваевой «О книгах С. Маршака», выглядевшая как открытый политический донос: «Если мы детскую литературу в целом считаем частью советской «общей» литературы, если растущие кадры пролетарских писателей для детей мы считаем частью пролетарской литературы, то, следовательно, оценивать произведения детской литературы мы должны в основном при помощи того же критерия, что и в «общей» литературе...
Детская книга, даже самая доступная, игровая книжка должна не только рассказывать, но и убеждать, не только показывать, но и активизировать. Конечно, в настоящей мере это может сделать только книжка диалектико-материалистического метода, наполненная пролетарским содержанием, имеющая определённую классовую ориентацию в построении образов сообразно этой цели... Наиболее популярный писатель для детей - С. Маршак. Чем «питали» детей книги Маршака? Прежде всего в них преподносится ребёнку особый мирок, весёлый, уютный, пухлый, как котёнок... Объективно: это увод от действительности, бессмысленный и бесцельный... «Труд, - говорит Ф. Энгельс, - создал самого человека». Показать, как в стране строящегося социализма надо трудиться, как на основе труда в разных областях люди служат задачам и целям великого класса, перестраивающего мир, как, наконец, сами дети должны относиться к труду, - можно ли по-иному рассматривать задание писателя по этой теме? В какой степени С. Маршак удовлетворяет этим требованиям? Что он рассказывает своим читателям о труде? И что это, в самом деле, значит: хорошо работать, с радостью, с интересом, с пользой для себя и для других? Таких или даже приблизительно таких примеров у Маршака нет... Маршак - один из наиболее талантливых детских поэтов. Но, признавая формальное мастерство Маршака, нельзя закрывать глаза на его серьёзнейшие ошибки, на органические недостатки и прорехи в творчестве, на его идейную беспомощность и ограниченность. Перед Маршаком во всю ширь стоят вопросы мировоззренческой перестройки и самого углублённого пересмотра всех творческих установок».
Примером такого «пересмотра творческих установок», демонстрацией желания «шагнуть в ногу» с жестоким веком и стала для Маршака «Доска соревнования», посвященная не «пухлому, как котёнок, мирку ребёнка», а глобальным проблемам индустриализации советской экономики:
За кузнецами -
Столяры,
За столярами -
Маляры,
Слесарный
Цех,
Токарный
Цех
И вся страна -
Ударный
Цех,
Где каждый подвиг и успех
Пример для всех.
Однако чем талантливее поэт, тем труднее ему писать на заказ, особенно если этот заказ - политический. «Доска соревнования» была холодно встречена критикой. Её обвинили в абстрактности, декларативности и излишнем прозаизме, в том, что она «прошла мимо читателя». Неудачным признали также оформление книги, выполненное постоянным иллюстратором Маршака, одним из лучших мастеров ленинградской школы книжной графики В.В. Лебедевым. Попытка «мировоззренческой перестройки» не удалась.
В творческой жизни писателя Самуила Яковлевича Маршака было ещё немало компромиссов, однако «Доску соревнования» он ни разу не переиздал. Сегодня единственное издание этого стихотворения входит в число наиболее труднонаходимых детских книг советского периода.
Маршак Самуил Яковлевич (1887-1964)
Доска соревнования. На ликвидацию прорыва. Рисунки В. Лебедева. Москва; Ленинград: ОГИЗ «Молодая гвардия», 1931. [24] с. с иллюстрациями. В издательской обложке. 22х17,2 см. Посвящение: «М. Ильину - С. Маршак». Ответственный редактор -Т. Габбе.100 000 экземпляров. Цена 30 коп.
М. Ильин (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия - Илья Яковлевич Маршак; 1895-1953) - младший брат С.Я. Маршака; писатель, автор книг «Сто тысяч почему» (1929) и «Рассказы о вещах» (1936).
Габбе Тамара Григорьевна (1903-1960) - писательница, фольклористка, редактор. «Тридцать лет она была первым редактором С.Я. Маршака, редактором негласным, неофициальным, другом, чей слух и глаз нужны были поэту ежедневно, без чьей «санкции» он не выпускал ни строчки. Сначала ученица Самуила Яковлевича, один из самых близких единомышленников знаменитой «ленинградской редакции» детской литературы, в 30-х годах Тамара Григорьевна стала самым требовательным редактором самого поэта» (В. Смирнова). После ареста Т.Г. Габбе в 1937 году С.Я. Маршак был среди тех, кто добился её освобождения.