Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Древний Боголюбов город (1852 год)

Древний Боголюбов город (1852 год)

Василий Доброхотов

«Князь Андрей... град заложил Боголюбивое, соз­дал собе город камеи» - так писал Новгород­ский летописец в 1158 году. Когда Андрей Бого- любский вёз с собой образ Богородицы в Ростов, то кони в десяти верстах от Владимира вдруг остановились и не могли сдвинуться с места. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества цер­ковь каменную воздвигни». В память о чудес­ном событии князь Андрей повелел иконопис­цам написать икону Божией Матери такой, как она явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня.

А на указанном месте в 1159 году был построен князем Андреем храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его посто­янным местопребыванием и местом мучениче­ской кончины. Город был построен на высоком берегу реки Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с белокаменными стенами и деревья с густыми кронами. В древ­ности было принято обсаживать города дере­вьями, потому что, разрастаясь, они своими корнями скрепляли высокие земляные насыпи и не допускали их до разрушения.

До 1149 года летописные источники о жизни Андрея Боголюбского - сыне Юрия Долгору­кого и половецкой княжны, внуке Владимира Мономаха - умалчивают, только в одном из старообрядческих рукописных житий святых про князя написано, что он «многая леты в Свя­тая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вравду и бескорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий».

Оказывается, «...многие знатные киевляне и новгородцы находились тогда в Иерусалиме... сие обстоятельство не мешало витязям Россий­ским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства...» - как писал Н.М. Карам­зин в своей «Истории...». А если вспомнить рус­ских былинных богатырей, то некоторые из них доходили и до Иерусалимских земель.

Вместе с крестоносцами - «слугами Богоро­дицы» - в битвах за освобождение Гроба Господня принимали участие и православные «братья-рыцари» из славянских земель. Некото­рые современные историки (Дм. Зенин и др.) полагают, что князь Андрей Боголюбский, известный в западном изложении истории тамплиеров под именем Андре де Монбара, зани­мал одну из высоких должностей в ордене.

Можно по-разному относиться к подобного рода исследованиям, но действительно, именно с правлением князя на Руси установилось осо­бое почитание Богородицы, также в право­славной церкви появился и новый праздник - Покрова Пресвятой Богородицы. Если изна­чально соборы и церкви русских городов посвящались Софии - Премудрости Божьей (т. е. Троице), то с правлением Андрея Юрье­вича повсеместно стали строить храмы «во имя Пресвятой Богородицы». Когда 1 августа 1164 года войско князя штурмом взяло столицу Волжских булгар - город Бряхимов, а раненный в битве княжич Изяслав Андреевич скончался по дороге домой, то по воле Андрея Боголюбского в полутора километрах от Боголюбова, в месте впадения Нерли в Клязьму, «за одно лето» была выстроена белокаменная церковь Покрова. Известный искусствовед и художник И. Грабарь восхищался этой архитектурной жемчужиной домонгольской Руси: «...Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, создан­ным на Руси, но и одним из величайших памят­ников мирового искусства».

В общей сложности тридцать пять лет Ан­дрей Юрьевич провёл в Ростово-Суздальской земле, помогая также отцу своему в борьбе за Киев: «Муки отцовские похвалу ему дали вели­кую, ибо он выказал мужество больше всех бывших там». Но именно в Суздальской земле князь стремился заложить фундамент буду­щего единого русского государства. Андрей Боголюбский жаждал не личной власти и славы, а хотел достичь мира, которого не может быть, доколе на одной земле имеется не­сколько властителей. Своей столицей Андрей избрал город Владимир на реке Клязьме, а про­живал князь в своей Боголюбской резиденции.

После внезапной смерти отца во время пира у Петрилы в Киеве в 1157 году, Андрей Бого­любский продолжил свои начинания по укре­плению Владимирского княжества, которое он объявил центром будущего единого русского государства. Своей активной деятельностью и непримиримой борьбой с междоусобными волнениями князь нажил себе много врагов, которые в конечном итоге убили его в ночь на субботу, в день памяти св. апостолов Петра и Павла. Это была ответная реакция на антибоярскую, централизованную политику князя, а также стало убийством из чувства мести, совершенное Кучковичами. Князь Андрей Боголюбский был женат на Улите - дочери московского боярина Кучки, которого в своё время Юрий Долгорукий казнил за неповино­вение. Естественно, что двое сыновей Кучки готовили заговор против Андрея. Одного из заговорщиков князь успел казнить, а второй, Яким, собрав несколько недовольных прибли­жённых, задумал убить правителя. Ночью про­никли они, числом 20, в спальню князя. Андрей, не ожидавший нападения, бросился искать меч святого Бориса, постоянно висевший над его княжеской постелью, но ключник Анбал нака­нуне украл оружие.

Израненный и безоружный князь попытался скрыться от убийц. Заговорщики отыскали Андрея Боголюбского по кровавому следу и довершили своё дело. Его тело два дня лежало брошенным сначала «на огородах», а затем в притворе церкви Рождества Богородицы, и только через неделю было перенесено во вла­димирский Успенский собор, где и соверши­лось погребение. По легенде, хоронить князя остался лишь его приближённый, киевлянин Кузьмище Киянин. Единственный из сыновей князя, переживший отца, - Юрий был вынуж­ден бежать к половцам. Женившись в 1184 году на грузинской царице Тамаре, он безуспешно боролся за грузинский престол.

А княжеский дворец в Боголюбове был разо­рён, грабежи и убийства сторонников князя происходили по всей Владимирской волости. Преемники Андрея Боголюбского остерега­лись возвращаться в это обагрённое кровью место. Сильно разрушено и опустошено Бого­любове было при татаро-монгольском наше­ствии хана Батыя в 1237 году, но всё равно чис­лилось в «списке градом русским». Несколько лет Боголюбово оставалось практически без­людным, пока там не был основан монастырь. В Боголюбском монастыре, в храме Рождества Богородицы, было погребено тело другого рус­ского подвижника, князя Александра Невского.

За время многих смут и набегов гибли архи­тектурные творения древнего города: разруши­лись ворота с церковью наверху и дворец князя Андрея, заросли травой белокаменные плиты мостовой. В начале XVIII века Андрея Боголюб­ского причислили к лику святых, но это не особо повлияло на возрождение Боголюбской обители. Монахи не поддерживали былое вели­чие княжеской резиденции, а приспосабливали строения под свои хозяйственные нужды, бывало, и разбирали на камни древние постройки до самого основания. Где некогда в своём белокаменном дворце проживал вла­ститель Владимиро-Суздальских земель, там устроили кладбище. Впоследствии Боголюбов- город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва - Нижний Новгород.

Истории этого величественного, но с траги­ческой судьбой города посвятил своё исследо­вание историк и археолог, редактор «Владимир­ских Губернских Ведомостей» Василий Ивано­вич Доброхотов. Свой труд «Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями», где были опубликованы также летописные и ар­хивные материалы, он посвятил великим кня­зьям Николаю Николаевичу и Михаилу Нико­лаевичу, в благодарность за что получил от кн. Николая Николаевича золотые часы.

За свою недолгую жизнь, а умер Василий Ива­нович на 41-м году жизни, он успел напечатать около шестидесяти статей исторического, архео­логического и этнографического характера из истории родного края. В 1854 году Император­ское общество истории и древностей россий­ских, отдавая должное исследованиям Добро­хотова по изучению русской истории и древно­стей владимирской земли, признало его своим «соревнователем», т.е. кандидатом для вступле­ния в Общество.

А до нашего времени от всего белокамен­ного резного великолепия Боголюбова сохра­нились только часть арки и «плеча сокола» - левая башня с переходом и с витою лестницей внутри. По этой лестнице когда-то поднимался посол Грузии. И по этой же лестнице летней ночью взошли убийцы князя, а потом сползал и израненный князь. Внизу, за лестничным столбом, можно увидеть ту нишу, где он укрылся от убийц.

В 1927 году часть зданий в Боголюбском монастыре занял приёмник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Двумя годами позже были сброшены и уничтожены пятнадцать колоколов монастыря. После Вели­кой Отечественной войны в поселке Боголю­бово был организован музей, который вошёл в состав Владимиро-Суздальского заповед­ника. Теперь палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы, внесённые в список мирового наследия ЮНЕСКО, принад­лежат как музею-заповеднику, так и возродив­шемуся в 1991 году монастырю. 


Доброхотов Василий Иванович (1816-1857)

Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М.: в Университетской типографии, 1852. [2], 170, [2] с.; 7 ил. Составной пере­плёт эпохи: кожаный корешок с потухшим золотым тиснением, мраморированная бумага; передняя издательская гравированная обложка сохранена. Текст на каждой странице в гравированной узорной рамке. 7 тонированных литографий на отдельных вклейках. 28x21,7 см. На листе с посвящением Великим Князьям инскрипт Орешковыми чернилами: «В знак памяти и уважения от Архи... 14 июля 1869-го года». Книга из библиотеки А. Н. Неустроева, о чём свидетельствуют наклеенный на первый форзац шрифтовой экслибрис и суперэксли­брис на корешке. [Александр Николаевич Неустроев (1825-1902) - библиограф и коллекционер. Оставшаяся после его смерти лич­ная библиотека была описана Е. А. Неустроевой - «Материалы для каталога книг, рукописей, гравюр и пр. собрания А. Н. Неустроева» (СПБ, 1902). Книги из библиотеки Неустроева хранятся в РГБ, но часть коллекции продавалась наследниками через антикварные магазины, о чём свидетельствует экслибрис «Книжной торговли В. Клочкова» на последнем форзаце.]

Previous Article Историческое обозрение Тульской губернии (1850 год)
Next Article Краткое описание Новый Иерусалим именуемого монастыря (1852 год)
Print
1995 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top