Древний Боголюбов город (1852 год)
Василий Доброхотов
«Князь Андрей... град заложил Боголюбивое, создал собе город камеи» - так писал Новгородский летописец в 1158 году. Когда Андрей Бого- любский вёз с собой образ Богородицы в Ростов, то кони в десяти верстах от Владимира вдруг остановились и не могли сдвинуться с места. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии князь Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как она явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня.
А на указанном месте в 1159 году был построен князем Андреем храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины. Город был построен на высоком берегу реки Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с белокаменными стенами и деревья с густыми кронами. В древности было принято обсаживать города деревьями, потому что, разрастаясь, они своими корнями скрепляли высокие земляные насыпи и не допускали их до разрушения.
До 1149 года летописные источники о жизни Андрея Боголюбского - сыне Юрия Долгорукого и половецкой княжны, внуке Владимира Мономаха - умалчивают, только в одном из старообрядческих рукописных житий святых про князя написано, что он «многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вравду и бескорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий».
Оказывается, «...многие знатные киевляне и новгородцы находились тогда в Иерусалиме... сие обстоятельство не мешало витязям Российским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства...» - как писал Н.М. Карамзин в своей «Истории...». А если вспомнить русских былинных богатырей, то некоторые из них доходили и до Иерусалимских земель.
Вместе с крестоносцами - «слугами Богородицы» - в битвах за освобождение Гроба Господня принимали участие и православные «братья-рыцари» из славянских земель. Некоторые современные историки (Дм. Зенин и др.) полагают, что князь Андрей Боголюбский, известный в западном изложении истории тамплиеров под именем Андре де Монбара, занимал одну из высоких должностей в ордене.
Можно по-разному относиться к подобного рода исследованиям, но действительно, именно с правлением князя на Руси установилось особое почитание Богородицы, также в православной церкви появился и новый праздник - Покрова Пресвятой Богородицы. Если изначально соборы и церкви русских городов посвящались Софии - Премудрости Божьей (т. е. Троице), то с правлением Андрея Юрьевича повсеместно стали строить храмы «во имя Пресвятой Богородицы». Когда 1 августа 1164 года войско князя штурмом взяло столицу Волжских булгар - город Бряхимов, а раненный в битве княжич Изяслав Андреевич скончался по дороге домой, то по воле Андрея Боголюбского в полутора километрах от Боголюбова, в месте впадения Нерли в Клязьму, «за одно лето» была выстроена белокаменная церковь Покрова. Известный искусствовед и художник И. Грабарь восхищался этой архитектурной жемчужиной домонгольской Руси: «...Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
В общей сложности тридцать пять лет Андрей Юрьевич провёл в Ростово-Суздальской земле, помогая также отцу своему в борьбе за Киев: «Муки отцовские похвалу ему дали великую, ибо он выказал мужество больше всех бывших там». Но именно в Суздальской земле князь стремился заложить фундамент будущего единого русского государства. Андрей Боголюбский жаждал не личной власти и славы, а хотел достичь мира, которого не может быть, доколе на одной земле имеется несколько властителей. Своей столицей Андрей избрал город Владимир на реке Клязьме, а проживал князь в своей Боголюбской резиденции.
После внезапной смерти отца во время пира у Петрилы в Киеве в 1157 году, Андрей Боголюбский продолжил свои начинания по укреплению Владимирского княжества, которое он объявил центром будущего единого русского государства. Своей активной деятельностью и непримиримой борьбой с междоусобными волнениями князь нажил себе много врагов, которые в конечном итоге убили его в ночь на субботу, в день памяти св. апостолов Петра и Павла. Это была ответная реакция на антибоярскую, централизованную политику князя, а также стало убийством из чувства мести, совершенное Кучковичами. Князь Андрей Боголюбский был женат на Улите - дочери московского боярина Кучки, которого в своё время Юрий Долгорукий казнил за неповиновение. Естественно, что двое сыновей Кучки готовили заговор против Андрея. Одного из заговорщиков князь успел казнить, а второй, Яким, собрав несколько недовольных приближённых, задумал убить правителя. Ночью проникли они, числом 20, в спальню князя. Андрей, не ожидавший нападения, бросился искать меч святого Бориса, постоянно висевший над его княжеской постелью, но ключник Анбал накануне украл оружие.
Израненный и безоружный князь попытался скрыться от убийц. Заговорщики отыскали Андрея Боголюбского по кровавому следу и довершили своё дело. Его тело два дня лежало брошенным сначала «на огородах», а затем в притворе церкви Рождества Богородицы, и только через неделю было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение. По легенде, хоронить князя остался лишь его приближённый, киевлянин Кузьмище Киянин. Единственный из сыновей князя, переживший отца, - Юрий был вынужден бежать к половцам. Женившись в 1184 году на грузинской царице Тамаре, он безуспешно боролся за грузинский престол.
А княжеский дворец в Боголюбове был разорён, грабежи и убийства сторонников князя происходили по всей Владимирской волости. Преемники Андрея Боголюбского остерегались возвращаться в это обагрённое кровью место. Сильно разрушено и опустошено Боголюбове было при татаро-монгольском нашествии хана Батыя в 1237 году, но всё равно числилось в «списке градом русским». Несколько лет Боголюбово оставалось практически безлюдным, пока там не был основан монастырь. В Боголюбском монастыре, в храме Рождества Богородицы, было погребено тело другого русского подвижника, князя Александра Невского.
За время многих смут и набегов гибли архитектурные творения древнего города: разрушились ворота с церковью наверху и дворец князя Андрея, заросли травой белокаменные плиты мостовой. В начале XVIII века Андрея Боголюбского причислили к лику святых, но это не особо повлияло на возрождение Боголюбской обители. Монахи не поддерживали былое величие княжеской резиденции, а приспосабливали строения под свои хозяйственные нужды, бывало, и разбирали на камни древние постройки до самого основания. Где некогда в своём белокаменном дворце проживал властитель Владимиро-Суздальских земель, там устроили кладбище. Впоследствии Боголюбов- город превратился в село Боголюбово по обеим сторонам торговой и почтовой дороги Москва - Нижний Новгород.
Истории этого величественного, но с трагической судьбой города посвятил своё исследование историк и археолог, редактор «Владимирских Губернских Ведомостей» Василий Иванович Доброхотов. Свой труд «Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями», где были опубликованы также летописные и архивные материалы, он посвятил великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу, в благодарность за что получил от кн. Николая Николаевича золотые часы.
За свою недолгую жизнь, а умер Василий Иванович на 41-м году жизни, он успел напечатать около шестидесяти статей исторического, археологического и этнографического характера из истории родного края. В 1854 году Императорское общество истории и древностей российских, отдавая должное исследованиям Доброхотова по изучению русской истории и древностей владимирской земли, признало его своим «соревнователем», т.е. кандидатом для вступления в Общество.
А до нашего времени от всего белокаменного резного великолепия Боголюбова сохранились только часть арки и «плеча сокола» - левая башня с переходом и с витою лестницей внутри. По этой лестнице когда-то поднимался посол Грузии. И по этой же лестнице летней ночью взошли убийцы князя, а потом сползал и израненный князь. Внизу, за лестничным столбом, можно увидеть ту нишу, где он укрылся от убийц.
В 1927 году часть зданий в Боголюбском монастыре занял приёмник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Двумя годами позже были сброшены и уничтожены пятнадцать колоколов монастыря. После Великой Отечественной войны в поселке Боголюбово был организован музей, который вошёл в состав Владимиро-Суздальского заповедника. Теперь палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы, внесённые в список мирового наследия ЮНЕСКО, принадлежат как музею-заповеднику, так и возродившемуся в 1991 году монастырю.
Доброхотов Василий Иванович (1816-1857)
Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М.: в Университетской типографии, 1852. [2], 170, [2] с.; 7 ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с потухшим золотым тиснением, мраморированная бумага; передняя издательская гравированная обложка сохранена. Текст на каждой странице в гравированной узорной рамке. 7 тонированных литографий на отдельных вклейках. 28x21,7 см. На листе с посвящением Великим Князьям инскрипт Орешковыми чернилами: «В знак памяти и уважения от Архи... 14 июля 1869-го года». Книга из библиотеки А. Н. Неустроева, о чём свидетельствуют наклеенный на первый форзац шрифтовой экслибрис и суперэкслибрис на корешке. [Александр Николаевич Неустроев (1825-1902) - библиограф и коллекционер. Оставшаяся после его смерти личная библиотека была описана Е. А. Неустроевой - «Материалы для каталога книг, рукописей, гравюр и пр. собрания А. Н. Неустроева» (СПБ, 1902). Книги из библиотеки Неустроева хранятся в РГБ, но часть коллекции продавалась наследниками через антикварные магазины, о чём свидетельствует экслибрис «Книжной торговли В. Клочкова» на последнем форзаце.]