Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы (1819 год)

Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы (1819 год)

Андрей Мартынов

Появление на свет альбома «Живописное путе­шествие от Москвы до китайской границы» связано с дипломатической экспедицией сена­тора графа Ю. А. Головкина, направленного Александром I в Пекин в 1804 году. Головкину вменялось в обязанность обсудить новые тор­говые зоны в пограничных районах, упрочить статусное положение Российской духовной миссии в Китае, а также, при благоприятном течении переговоров, осторожно коснуться территориальных интересов России. Кроме дипломатической, экспедиция имела ещё и познавательную цель - собрать разного рода сведения о природных условиях Дальнего Востока и о его народонаселении. Для «снятия видов» и изображения «всех заслуживающих любопытства предметов» были приглашены художники А. Е. Мартынов, И. П. Александров и П. А. Васильев.

Имя Андрея Ефимовича Мартынова оказа­лось в списке участников экспедиции не слу­чайно. Ландшафтной живописи он учился у известных мастеров: в Академии художеств (1773-1788) - у Сем. Ф. Щедрина, а во время пан-сионерской стажировки в Италии (1789-1794) -у Ф. М. Матвеева. До путешествия к китайской границе Мартынов успел получить звание ака­демика живописи, должность советника Акаде­мии и по заказу императорского двора выпол­нить настенные панно и плафонные росписи во дворцах Павловска, Гатчины, Царского Села. Позднее ему придётся для содержания большой семьи принять должность декоратора Дирек­ции Императорских театров, что, впрочем, не отменило его занятий видовой графикой. Наи­большую известность получили петербургские графические циклы Мартынова: «Виды дачи графа П. А. Строганова, Чёрной речки и Камен­ного острова» (1813-1814); «Набережная Невы» (1817); «Виды Санкт-Петербурга и его окрест­ностей» (начало 1820-х). С одинаковым мастер­ством он работал в технике акварели, рисунка, гравюры и литографии.

Путешествие с экспедицией графа Ю. А. Голов­кина сыграло немаловажную роль в творческой биографии художника. Правда, увидеть китай­скую столицу ему не довелось. Когда россий­ское посольство в начале 1806 года прибыло в пограничную Ургу (ныне Улан-Батор), перед Головкиным были выдвинуты неприемлемые для посла столь обширного и сильного госу­дарства церемониальные требования. В част­ности, от него требовали совершить «коу-тоу», то есть обряд не трёх, как следовало ожидать, а девяти поклонений перед алтарём. Видимо, китайская сторона не была готова к перего­ворам, и потому возник этот заранее просчи­танный предлог не пустить русское посоль­ство в Пекин. В итоге граф Головкин и его многочисленная свита, проделав свыше 7000 верст, были вынуждены принять приглашение на торжественный обед, данный в их честь китайскими пограничными властями, и дви­нуться в обратный путь.

Результатом поездки Мартынова с посоль­ской экспедицией явились графические серии «Виды России и Монголии», «Типы народов России» и альбом «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы», изданный в 1819 году. В альбом вошло 30 гравированных на меди видов, начиная с панорамы москов­ского Кремля и заканчивая изображением пограничной слободы Май-Май-Чен. Худож­ник запечатлел лежавшие на пути экспедиции города Владимир, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Иркутск, Кяхту, реки Обь, Енисей и Селенгу, озеро Байкал. Чтобы «представлен­ные кистию предметы» действовали сильнее на воображение тех, кто будет рассматри­вать альбом, Мартынов присоединил к гравю­рам пояснительные тексты, содержавшие све­дения об истории и достопримечательностях того или иного места, об облике и занятиях жителей. Одно из самых сильных впечатлений произвёл на Мартынова Иркутск. Он никак не мог ожидать, что в 6000 верстах от Петербурга можно обнаружить столь прекрасный и благо­устроенный город, где много отличных ремес­ленников из числа «ссылочных», где на каждом шагу видны «признаки изящных наук и худо­жеств». Ещё более поразили Мартынова сибир­ские деревни: «Как удивится путешественник, взойдя в избу к мужику и найдя за бедною зыбкою прекрасную женщину в толстом сара­фане, усыпляющую дитя прелестным француз­ским романсом, или за умеренною трапезою, состоящею из чёрного хлеба и молока, услы­шать суждения и диспуты о свободных худо­жествах, о древностях Греции и Рима, о лите­ратуре французской, немецкой, английской! И эти честные, добрые, смиренные земле­дельцы суть ссылочные преступники, извест­ные здесь под именем несчастных. Здесь они, так сказать, сбрасывая с себя тяжкое бремя преступлений, с облегчённым сердцем воз­вращаются на путь добродетели и благопо­лучия, заставляя думать, что хладная Сибирь в недрах своих имеет какую-то нравственную теплоту».

Описывая «Живописное путешествие» А. Е. Мартынова, Н. П. Смирнов-Сокольский отме­чал, что альбом был издан в трёх видах: «В продолговатую четвёртку, с текстом на рус­ском языке; в такую же четвёртку, с текстом на французском языке; в виде особых под­носных экземпляров в лист». Представлен­ный в Библиохронике экземпляр, согласно данной классификации, относится к первой группе. Гравюры в нём, отпечатанные сепией, не раскрашены, как в подносных экземплярах. Их графический и цветовой лаконизм содер­жит ту особую выразительность, которую так ценят истинные знатоки и любители гравёр­ного искусства.

 


Мартынов Андрей Ефимович (1768-1826)

Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы. Андрея Мартынова, Советника Академии Художеств. Санкт-Петербург: Печатано в Типографии Александра Плюшара, 1819. 1 л. фронтиспис - «Вид Московского Кремля», 67 с., 22 л. иллюстраций. В полу­кожаном переплёте 20-х годов XIX века. На корешке золототиснёные узоры и заглавие: «Живописное путешествие». 21,5х31 см, фронтиспис - 21x47,4 см.

Previous Article Басни (1819 год)
Next Article Русские анекдоты военные, гражданские и исторические (1820 год)
Print
1380 Rate this article:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top