Император под запретом (1912 год)
Сигизмунд Либрович
«…Заметьте и эту молоденькую женщину в придворной карете - милое, дутое личико, на котором набросано кое-как простодушие, доброта, ветреность. Это Анна Леопольдовна... Кто бы подумал, что ей предоставлено сменить временщика и править государством?..» - характеризовал императрицу Иван Лажечников в романе «Ледяной дом».
Анна Леопольдовна появилась на свет 7 декабря 1718 г. в Германии, в городе Ростоке. Там ее крестили по обычаям протестантской церкви и назвали Елизаветой-Екатериной-Христиной. В 1733 г., приняв православие, Елизавета была названа Анной в честь правящей императрицы. Родители правительницы Российской империи - герцогиня Екатерина Иоанновна и герцог Карл Леопольд Мекленбург-Шверинский - воспитывались по-разному. В силу этого их брак, заключенный по политическим мотивам, оказался несчастливым. Из-за деспотизма и грубости герцога Екатерина Иоанновна решила покинуть мужа и вернуться вместе с дочкой в Россию в 1722 г.
Под опеку молодую женщину с девочкой взяла вдова Иоанна V - Прасковья Фёдоровна. Жили небогато, пребывали то в Петербурге, то в Москве, то в пригороде. Екатерина Иоанновна устраивала бесчисленные балы, пытаясь забыть грубое обращение бывшего мужа. Царица в это время занималась воспитанием внучки, приставив к ней «комнатную» девушку, которая обучала Елизавету грамоте и светским манерам. После смерти царицы в 1723 г. воспитанием девочки больше никто не интересовался, пока в 1731 г. российский трон, после кончины Петра II, не заняла Анна Иоанновна. Бездетной вдове герцога Курляндского ко времени вступления на престол было почти 37 лет. Для деторождения возраст уже не подходил, да и сердечный друг Анны Иоанновны был из простых.
По этим причинам императрица объявила, что наследником престола хочет видеть будущего ребенка ее племянницы - Елизаветы Мекленбург-Шверинской. Анна Иоанновна хотела видеть после себя законных наследников. Это желание императрицы придало девушке при дворе особенное значение. Нешуточным вопросом в этой ситуации оказался выбор отца преемника.
Заботясь не только о духовном, но и о светском воспитании племянницы, Анна Иоанновна назначила ей в наставницы француженку, вдову генерала Адеркаса - женщину с высоким умственным развитием и большим жизненным опытом.
Отсутствие должного воспитания принцессы ничуть не мешало Анне Иоанновне думать о ее замужестве. Изначально в мужья выбрали родственника прусского короля - маркграфа бранденбургского Карла. Но этому воспрепятствовал Венский двор в лице фельдмаршала Секендорфа, пребывавшего в то время в Берлине. Переговоры не увенчались успехом. Из Вены поступило предложение рассмотреть в качестве жениха принцессы принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского (1714-1774). На это предложение не ответили отказом, и девятнадцатилетний молодой человек в конце января 1733 г. приехал в Петербург.
В надежде, что молодые люди привяжутся друг к другу, а затем и полюбят, принца растили вместе с Анной. Но девушке не понравился избранник: невысокий и женоподобный заика имел податливый и мягкий характер. Недовольна выбором осталась и императрица. Но промах, по словам фельдмаршала Б. Миниха, не было возможности исправить. Попытки Антона-Ульриха, пожалованного Анной Иоанновной в полковники Кирасирского полка, сблизиться с невестой к успеху не приводили: молодая девушка была увлечена графом К.М. Линаром, польско-саксонским посланником. Будучи сторонницей прусской партии, госпожа Адеркас покровительствовала тайным свиданиям Анны с Линаром. Летом 1735 г. императрица узнала об этой интриге и позаботилась о том, чтобы Линар был отозван в Польшу.
14 июля 1739 г. Анна и Антон Ульрих Брауншвейг-Бевернский стали мужем и женой. В августе следующего года у них родился сын, которого назвали в честь прадеда - Иоанном. 5 октября 1740 г. императрица объявила принца Иоанна наследником престола. За день до смерти Анна Иоанновна назначила регентом до совершеннолетия принца Э.И. Бирона. Но правление его было недолгим. После дворцовых интриг, сомнений в достоверности подписи Анны Иоанновны на указе о регентстве, столкновений с принцессой и принцем Бирон был низвергнут. 9 ноября 1740 г. Анна Леопольдовна была объявлена правительницей государства при собственном сыне Иоанне VI Антоновиче.
Традиционным для характеристики Анны Леопольдовны стал образ неряшливой и ленивой правительницы. Известные русские историки удостоверяют, что она частенько проводила время за карточной игрой или лежа на софе. К тому же, по их словам, непричесанная и неодетая правительница могла несколько дней подряд находиться во внутренних покоях со своей фавориткою Менгден, оставив важные дела без решения.
Принцесса Анна была меланхоличной, немногословной и вела себя свободно только в кругу близких людей. Правительница любила уединение, сторонилась публичных выступлений, негативно относилась к притворству. Современники отмечали великодушие и доброту правительницы. Она вернула монастырям и архиерейским домам отнятые у них церковные вотчины, возвратила из Сибири политических правонарушителей, прощала преступников-иноверцев, приговоренных к смерти, при условии, что они примут православие.
Анну Леопольдовну все же нельзя упрекать в лени: в императорском кабинете находилось большое количество резолюций. Однако современники указывали на то, что государственные дела тяготили регентшу. От скучных дел и трудных хлопот она укрывалась за стенами резиденций.
При правлении Анны Леопольдовны все решал Кабинет министров. Между министрами шла постоянная борьба. В самом начале правления регентши отсутствовало единство действий в высшей администрации, которое было так необходимо для успешного ведения государственных дел. Слишком добродетельная и милосердная правительница не умела контролировать и использовать для своих целей борьбу придворных групп. Министры при правлении Анны Леопольдовны получили почти неограниченную власть.
Отношения с мужем у Анны Леопольдовны были напряженные, однако, несмотря на это, 26 июля 1741 г. она родила еще одного ребенка - принцессу Екатерину. Спустя какое-то время правительница вернула в Петербург графа Линара, которым ранее была увлечена. Она решила удержать Линара при дворе и присвоила ему обер-камергерский чин, наградила орденами Андрея Первозванного и Александра Невского. К тому же решила выдать за него Юлиану Менгден - свою любимую фрейлину.
Ведение государственных дел Анной Леопольдовной оказалось невыразительным. Способностями к государственной деятельности она не обладала. Сложные отношения с мужем, чересчур открытая симпатия к Линару, иноземное происхождение большого числа членов правительства - все это вызывало в обществе недовольство. Анна Леопольдовна приказала усилить полицейский надзор. Она всеми силами старалась удержать власть преследованием оппозиции. Но недовольство духовенства и дворян лишь росло. Дочь Петра I, цесаревна Елизавета Петровна, и ее сторонники при поддержке шведского и французского посланников Эрика Матиаса Нолькена и маркиза Жака-Иохима де ла Шетарди подготовили государственный переворот.
Анна Леопольдовна вместе с семьей была арестована Елизаветой Петровной и отрядом гвардейцев 25 ноября 1741 г. В декабре этого же года бывшую правительницу с мужем и детьми отправили в Ригу, где они были заключены под стражу на целый год. В декабре 1742 г. их заключили в крепость Динамюнде (Латвия), где Анна Леопольдовна родила дочь Елизавету. Через пару лет их перевезли в городок Раненбург (сейчас Чаплыгин) Рязанской губернии. В июле 1744 г. их отправили на север страны, в город Холмогоры, где семья жила в архиерейском доме под надзором солдат. Здесь Анна родила двоих сыновей - Петра и Алексея.
Анна Леопольдовна скончалась в 1746 г. от горячки после родов в Холмогорах. Рождение сыновей Петра и Алексея скрыли от народа, а причиной смерти бывшей правительницы объявили огневицу. Анна Леопольдовна была погребена в Благовещенском храме Александро-Невской лавры. Ее сына, Иоанна Антоновича, в 1756 г. тайно увезли в Шлиссельбург, где он был заключен до 24 лет, пока его не убили при попытке побега.
Анна Леопольдовна правила страной двенадцать месяцев, девять из которых была беременной вторым ребенком. За год правления ей пришлось расплачиваться всю жизнь.
Либрович Сигизмунд Феликсович (1855-1918). Император под запретом. Двадцать четыре года русской истории. С портретами, снимками с картин, медалей, монет, грамот и пр. Санкт-Петербург; Москва: Изд. Т-ва М.0. Вольф, [1912]. 168 с., ил., 1 л. фронт. 22,5x15,3. В изд. пер.