Индустрия социализма (1935 год)
Альбом «Индустрия социализма» — одно из выдающихся творений великого конструктора книги ХХ столетия Лазаря Мордуховича Лисицкого, известного во всём мире под именем Эль Лисицкий.
Родился Лисицкий 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской губернии в семье ремесленника-предпринимателя. Закончил архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте и Рижский политехнический институт. В автобиографии он писал: «Наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века, и мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории. Мы воспитаны эпохой изобретений. С 5-ти лет слушаю фонограф Эдиссона, 8 — первый трамвай, 10 — вижу кино, затем авто, дирижабль, аэроплан, радио. Чувства вооружаются инструментами увеличивающими и уменьшающими. Передовая европейская и американская техника заботится об оснастке нашего поколения. К 24 годам — диплом инженера-архитектора».
Оформлением книг Лисицкий занялся в 1917 году, иллюстрируя произведения еврейских писателей, написанные на идише. Одной из первых его работ стала «Пражская легенда» — сборник стихов М. Бродерзона. Из 110 экземпляров тиража 20 были раскрашены от руки и выполнены в виде свитка.
Художник с восторгом принял революцию. «Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью, — говорил он впоследствии. — Мы начинаем ощущать новый мир как реальное свершающееся действие. Мы верим, что элементы химической формулы нашего творчества: проблема, изобретение и искусство - соответствуют требованиям этой эпохи. Время нальёт нас энергией для больших свершений».
По приглашению Марка Шагала Лисицкий приехал в Витебск, где в 1920 году, взяв псевдоним Эль Лисицкий, стал членом основанного К. С. Малевичем общества Уновис («Утверди-тели нового искусства»). В письме к Малевичу он впервые высказал свои идеи по поводу зрительского восприятия книги: «Я считаю, что мысли, которые мы пьём из книги глазами, мы должны влить через все формы, глазами воспринимаемые. Буквы, знаки препинания, вносящие порядок в мысли, должны быть учтены, но кроме этого бег строк сходится у каких-то сконденсированных мыслей, их и для глаза нужно сконденсировать».
Именно в Витебске во время преподавания на графическом факультете Витсвомаса (Витебских Свободных мастерских) и под влиянием Малевича сформировалось отношение Лисицкого к книге как к конструктору. В статье «Супрематизм созидания», опубликованной в альманахе «УНОВИС» № 1 он писал: «Книгу стройте, как тело, движущееся в пространстве и времени, как динамический рельеф, в котором каждая страница - поверхность, несущая формы, и при каждом повороте - новое пересечение и новая фаза единого строя».
В 1920-е годы, много путешествуя по Франции и Германии, художник встречается с крупнейшими теоретиками и практиками нового искусства того времени — Тео-Ван-Дейсбургом, Мис Ван дер Рое, Вальтером Гропиусом, Ле Корбюзье, Гансом Шмидтом, Гильберсеймером, Ганнесом Майером. Он делает доклады о советском искусстве, пропагандирует конструктивизм и супрематизм, участвует в организации выставок. Совместно с И. Г. Эренбургом издаёт журнал «Вещь» (1922), в котором сотрудничают Ч. Чаплин, С. М. Эйзенштейн, Ле Корбюзье, Ф. Леже. В редакционной статье к первому номеру «Вещи», написанной Эль Лисицким и Эренбургом, говорилось: «В течении форм есть законы связи, и классические образцы не страшны современным мастерам. У Пушкина и Пуссена можно учиться — не реставрации умерших форм, а непреложным законам ясности, экономии, закономерности». Позднее Илья Григорьевич вспоминал, что, будучи мягким и чрезвычайно добрым, порой наивным в жизни, Эль Лисицкий «в искусстве казался непреклонным математиком, вдохновлялся точностью, бредил трезвостью. Был он необычайным выдумщиком, умел по-новому построить книгу».
После возвращения в Россию художник преподавал во ВхУТЕМАСе, редактировал книги по искусству, проектировал мебель, оформлял павильоны для выставок в Москве, Кёльне, Париже, Дрездене, Нью-Йорке, Лейпциге. В этот период он много работал для периодических изданий: готовил к печати «Известия ассоциации новых архитекторов» (1925), делал обложки для журналов «Полиграфическое производство», «Революция и культура», «Журналист», «Строительство Москвы», «Бригада художников», «Техническая пропаганда», «Архитектура СССР».
В 1927 году в работе «Наша книга» Эль Лисицкий окончательно сформулировал свою концепцию построения книги: «Вплоть до сегодняшнего дня фотография является тем способом показа, который для всех понятен более прочих. Таким образом, мы в преддверии книжной формы, где изображение станет первичным, а литеры - вторичным... Да, в настоящее время у нас нет нового образа для книги, как для формы, это всё ещё книжный блок с обложкой, корешком и страницами 1, 2, 3». Однако, считал он, наступало время «переходного периода», в котором должен преобладать иллюстрированный еженедельник. Эти идеи художник воплотил в журнале «На стройке», с которым начал сотрудничать в 1932 году. «Моей первой работой был номер, посвящённый Днепрострою, — писал он впоследствии. — Слово "оформление" совершенно не выражает всё творческое содержание нашей работы. Я смею думать, что работа над "образом" номера журнала, как, например, "Челюскинский" или "Конституция СССР", не менее напряжённа, чем над картиной. И общественный резонанс не менее широк».
Своим творчеством Эль Лисицкий утверждал книгу как равноправный объект визуального искусства: «Мы знаем, что при тесной связи с социальной действительностью, при постоянном заострении нашего оптического нерва, при рекордной скорости развития общества, при неизменно кипящей изобретательности, с овладением пластическим материалом, структурой плоскости и её пространством, мы, в конце концов, сообщим новую действенность книге как произведению искусства. Я думаю, что форма книги в ближайшем будущем станет пластически-изобразительной». Его кредо — максимум иллюстративного материала при минимуме текста.
Именно с этих позиций следует рассматривать изданный к VII Всесоюзному съезду Советов альбом «Индустрия социализма», «главным инженером» которого был Эль Лисицкий. Задуманное как свидетельство торжества тяжёлой промышленности СССР, это издание стало памятником мирового книжного искусства. В его оформление включены такие порой нетрадиционные для полиграфии материалы, как кожа, картон, калька, плёнка, ткань, металл, оргстекло; использованы различные способы печати: меццо-тинто, фототипия, автотипия, литография; применены новейшие способы и приёмы дизайнерского оформления: фотомонтаж, коллаж, гармошки, вкладки и т. д. Вопреки уже сложившейся к тому времени жёсткой «табели о рангах», тексты, в том числе речи партийных вождей, играют здесь вспомогательную роль, уступив место изобразительному ряду.
В «Индустрии социализма» гениальный художник ХХ века попробовал совместить своё понимание «большого стиля» эпохи с принципами авангардистского искусства. Однако созданный им шедевр стал одним из последних «взлётов» советского книжного конструктивизма. Подтверждалось известное правило: поиск новых форм неприемлем для тоталитарной власти своей непредсказуемостью. Наступала эра насаждаемой силовыми методами официальной доктрины социалистического реализма.
Несмотря на сужающееся пространство для творческого эксперимента, Эль Лисицкий продолжал трудиться до последних дней. Он умер 30 декабря 1941 года. Последней его работой стал плакат «Давайте побольше танков!»
Индустрия социализма: Тяжёлая промышленность к VII Всесоюзному съезду Советов. Москва: СТРОИМ (газета «За индустриализацию») и ИЗОГИЗ, 1935. 7 отдельных выпусков в папке и 2 отдельных л. Автор художественного построения альбома - Эль Лисицкий. 33,5х25,5 см. Выпуск 1: Новое лицо СССР. 18 л. фотоиллюстраций, из них 2 л. кальки с тиснением, 2 л. меньшего формата (23,5х27 см), один раскладывающийся л. (56х19,5 см), 41 с. текста меньшего формата - отчётный доклад наркома тяжёлой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе. В издательской цветной конструктивистской обложке, отпечатанной в четыре краски, с барельефом. Выпуск 2: Большевики разбудили естественные богатства страны. 88 л. фотоиллюстраций, вклейка с текстом (23х11,5 см), 4 вставки на кальке (23,5х35 см), 5 вклеек - диаграммы на кальке (24х17 см), 4 вклейки (разворот 46х34 см), складная вклейка (12,5х40 см), складная вклейка (85х12,5 см), вклейка: фотографии (23,5х30 см), складная вклейка (82,5х11,5 см), складная вклейка (75х11 см), складная вклейка (54х11,5 см), складная вклейка (99х85 см), складная вклейка (88х13 см), складная вклейка (71х11,5 см), вклейка (две репродукции, соединённые вверху), применён цветной целлулоид с тиснением. В тексте - профиль И. В. Сталина, составленный из букв, буквы напечатаны объёмно. В выпуск вмонтирована серия литографий П. Н. Староносова - портреты героев труда. Также воспроизведены, в том числе в цвете, работы В. C. Сварога, К. Ф. Богаевского, П. И. Котова, Ф. К. Лехта и др. В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 3: Машиностроение - ключ реконструкции. 26 л. фотоиллюстраций, вставка с текстом (11,5х34,5 см), 2 вклейки разворота (45х34 см), диаграмма на кальке (23,5х17,5 см), 14 вставок, продолжающих иллюстрации (34,5х12 см), вклейка с фотографией (23,5х23 см), складная вклейка - разворот (68х10 см). В издательской конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 4: Вперёд и выше! 24 л. фотоиллюстраций, из которых 1 л. раскладывающийся и меньшего формата (42х22,5 см). В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 5: Мужика - на трактор, СССР - на автомобиль! 24 л. фотоиллюстраций, среди которых 3 раскладывающихся л. (45х35 см), 1 раскладывающийся л. меньшего формата (40х12 см) и 4 л. меньшего формата (24х23 см). В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 6: ...Это живые люди, это мы с вами... 43 л. фотоиллюстраций и вклейка с текстом (23,5х21,5 см), из которых 5 листов с вырубкой-прорезью под лица вождей, лист с вырубкой и с наклеенной натуральной тканью, вклейка-раскладушка с фотоиллюстрациями (70х12 см), последний л. сложен вчетверо (44х56 см). В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 7: Тяжёлая индустрия СССР. Список предприятий Народного комиссариата тяжёлой промышленности, нанесённый на 2 карты Европейской и Азиатской частей СССР форматом 90х61 см., 39 с. текста и 2 цветные складные карты. К нашему экземпляру приложена третья складная цветная карта: «Политико-административное деление Союза ССР» размером 59х49 см. В издательской цветной папке, отпечатанной в две краски.
Все выпуски заключены в издательскую папку с пластиковыми клапанами и тиснением на крышке и корешке. Автор художественного построения и дизайна альбома - Эль Лисицкий. Ответственный редактор альбома - Б. М. Таль. Художественная редакция И. П. Абрамского. Литературная часть - А. М. Литвак. Фотомонтажи, рисунки барельефов и диаграммы - В. Ф. Штраних. Использованы фотографии М. В. Альперта, Г. Г. Петрусова, М. Прехнера, А. С. Шайхета и др. Подарочное издание большого формата, не предназначенное для продажи и отпечатанное в ограниченном количестве экземпляров. Редкость!