История телесных наказаний в России (1913 год)
Николай Евреинов
Драматург, режиссёр, историк и теоретик театра, эстет, преклонявшийся перед Оскаром Уайльдом, пианист, учившийся у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова, глашатаи идеи «театрализации быта», работавший с В.Э. Мейерхольдом, М.М. Фокиным и Н.Ф. Бадаевым, одна из ключевых фигур богемного Петербурга 1910-х годов, постановщик величественного по своим масштабам многотысячного зрелища «Взятие Зимнего дворца», зачинатель советского революционного театра, эмигрант, окончивший свои дни в Париже, предтеча «театра абсурда» и психодрамы второй половины XX, Николай Николаевич Евреинов должен был стать юристом. В 1892-1901 годах он учился в Петербургском училище правоведения, которое окончил с серебряной медалью и чином титулярного советника, а затем тринадцать лет служил в Министерстве юстиции и Министерстве путей сообщения.
«История телесных наказаний в России», напечатанная Евреиновым в 1913 году, - его выпускное сочинение-реферат, «переработанное и дополненное». Своё желание опубликовать давнюю студенческую работу автор объяснил неизменной для России актуальностью затронутой им темы: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремёсел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки... И, конечно, эти стоны не могут пройти бесследно в истории русского народа, для тех, в чьих жилах до сих пор течёт кровь озверевших, униженных, кровь притупевших от долгого позора, кровь пугливых не столько перед муками совести, сколько перед мукой физической... Отмена телесных наказании не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».
Между тем написанный из самых высоки побуждений труд местами напоминает пособие начинающего экзекутора, особенно там, где речь идёт о различных способах истязаний и орудиях пыток: «Кнут состоял из толстой деревянной рукоятки, к которой прикрепляли упругий столбец из кожи с кожаной петлей на конце. К этому концу привязывали хвост, сделанный из широкого ремня толстой, сыромятной кожи, согнутой вдоль наподобие желобка и так засушенной. Иногда конец хвоста заостряли; он был твёрдый, как кость, при ударе рассекал кожу и вонзался в тело. Но от крови ремень скоро размягчался; потому после нескольких ударов кнут меняли. Иногда вместо одного ремня на конце привешивали три. Наказывали кнутом различно: били просто, били на козле, били в проводку по торгам. В первом случае преступник обхватывал руками шею и ложился на спину помощника палача; этот помощник крепко держал наказываемого за руки. Ноги преступника связывала верёвка, конец её держал другой помощник, становившийся лицом к первому. Палач, или кнутовой мастер, отходил от преступника шага на три, припрыгивал и со всего размаха рассекал спину».
Не менее подробные описания имеются и в других разделах исследования: «Сечение рук и пальцев», «Резание носов и ноздрей», «Батоги», «Клеймение», «Закапывание», «Подвешивание за ребро», «Заливание горла металлом»...
«История телесных наказаний в России» сама не избежала преследований и казней: её изымали из советских библиотек и уничтожали вместе с другими книгами литераторов и учёных-эмигрантов. В настоящее время первое издание в хорошем состоянии встречается редко.
Евреинов Николай Николаевич (1879-1953)
История телесных наказаний в России. Т. I [единственный]. С.-Петербург, издание В.К. Ильинчика, [1913]. 215 с. с иллюстрациями, 4 л. цветных иллюстраций, 2 л. иллюстраций, 1 л. портрет. В издательском холщовом переплёте, на крышках - рисунок-набивка с глубоким тиснением. Цветные форзацы. Рисунок переплёта, титул, книжные украшения, цветные иллюстрации - Антонины Христиан Вестфален. 31,5x22,5 см.