Книжная лавка писателей (1934 год)
Первая писательская книжная лавка возникла в сентябре 1918 года в Москве, в Леонтьевском переулке. В число её пайщиков входили известные литераторы и учёные - М.А. Осоргин, В.Ф. Ходасевич, Б.К. Зайцев, Н.А. Бердяев, П.П. Муратов и др. Встать за прилавки и торговать своими книгами их вынудила жестокая необходимость: добыть пропитание литературным трудом было тогда практически невозможно. Существовали также лавка «Содружества писателей» на Тверской улице, две книжные лавки поэтов-имажинистов, «Московская трудовая артель художников слова» на Большой Никитской, «Лавка поэтов» в Камергерском переулке. Все они через какое-то время прекратили своё существование: одни разорились, владельцев других выслали из Советской России, третьи национализировали.
В 1929 году открылась кооперативная Книжная лавка писателей под вывеской издательства «Недра». Её организовал опытный московский букинист Д.С. Айзенштадт. 3 марта 1931 года правление Всероссийского союза советских писателей приняло решение о передаче Лавки писательским организациям «с целью обеспечения литераторов и научных сотрудников необходимыми для их профессиональной работы книгами». По сути дела, один из лучших книжных магазинов Москвы превращался в полузакрытый распределитель. Таким образом, власть, стремившаяся при помощи творческих союзов установить контроль над людьми искусства, централизованно обеспечивала «инженеров человеческих душ» необходимым инструментарием для будущего ударного труда.
Три года спустя, готовясь к Первому Всесоюзному съезду советских писателей, коллектив Лавки издал небольшую брошюру - «рапорт о работе за истекший период». «Решение об организации Книжной лавки писателей (КЛП) мотивировалось необходимостью наилучшего снабжения книгами писателей и писательских организаций. Такая установка предопределила характер ассортимента Лавки и основное направление её деятельности. Всё внимание руководителей КЛП было обращено на то, чтобы иметь самый широкий выбор книг по всем отраслям знаний. Наряду с антиквариатом, с изданиями библиофильскими в Лавке всегда имеются значительные запасы тех «рабочих» книг, которые являются «орудиями производства» каждого литературного и научного работника и поиски которых сопряжены обычно с большими трудностями. Удовлетворяя потребности библиофилов, собирателей книжных редкостей, Лавка писателей никогда не забывает своей прямой задачи - обслуживания литературных работников. Писатель, подбирающий для своей литературной работы материалы по тому или иному вопросу, обращаясь в КЛП, всегда находит в её запасах нужные для себя издания. Ведя учёт той тематики литературы, которая интересует определённого писателя или научного деятеля для его работы, КЛП подбирает для него книги и не пускает их в общую продажу, пока они не будут просмотрены лицами, давшими лавке задания по подбору. Вообще же, книги, наиболее интересные и нужные для писателя, не поступают в общую продажу, а бронируются для распределения исключительно среди писателей. Со дня открытия Лавки при покупке букинистических книг писатели также пользуются установленной скидкой».
До середины лета 1932 года Лавка писателей размещалась на Моховой, затем её перевели в более просторное помещение на улицу Горького, в дом 26. Московский книготорговец ' Л.А. Глезер вспоминал: «Лавка писателей находилась на улице Горького. Директором магазина был один из самых известных букинистов-антикваров Москвы Давид Самойлович Айзенштадт, входивший в число руководителей РОДКа (Русского общества друзей книги). Лавка писателей имела два этажа. На первом шла обычная книжная торговля. Второй этаж был предоставлен писателям. Здесь спокойно, за столиком, они знакомились с книгами, здесь же велась продажа книг. Наиболее почитаемыми книгами были антикварные и иллюстрированные издания XVIII и XIX веков. В Лавке писателей составили свои замечательные библиотеки писатели Вс. Иванов, Л.М. Леонов, В.Г. Лидин, Демьян Бедный, Н.П. Смирнов-Сокольский и многие другие известные книголюбы».
Обосновавшийся в Советском Союзе польский писатель-коммунист Бруно Ясенский в 1935 году посвятил Лавке специальный очерк: «Почти каждый день, выходя в любом направлении, я неизменно попадаю на улицу Горького, в заваленную книгами комнатушку на втором этаже дома № 26. Зайдите в дни самых яростных литературных боёв в нашу Книжную лавку, и вы застанете там представителей всех враждующих сторон, мирно занятых выуживанием желанных книг».
История показала, что далеко не всегда литературные бои заканчиваются бескровно. В 1937 году Бруно Ясенский по доносу собратьев-писателей был арестован как троцкист и окончил свои дни в ГУЛАГе, тогда как его коллеги-противники всё также продолжали приходить «в заваленную книгами комнатушку» на Горького, 26.
В короткое время Лавка стала ещё и популярнейшим писательским клубом. Поэты-сатирики В. Масс и М. Червинский в своей стилизованной под английскую балладу пародии писали:
За книжками и просто так
Сюда в часы рабочие
Приходят Федин, Фиш, Маршак,
Катаев, Прут и прочие.
При всём при том,
При всём при том,
При всём при том, при этом,
Мы тут прозаика найдём и встретимся с поэтом.
«Нет почти ни одного писателя, который не пользовался бы нашими услугами», - с гордостью заявили сотрудники Лавки на её 25-летнем юбилее, отмечавшемся в 1957 году. К тому времени Лавка вновь сменила адрес и размещалась на Кузнецком мосту, 18.
Здесь она находится и сегодня. Правда, после распада СССР, деградации писательских организаций и окончания эпохи книжного дефицита некогда элитарный распределитель превратился в заурядный букинистический магазин, но название его по-прежнему звучит гордо: «Центральная книжная лавка писателей Международного Литературного фонда».
Книжная лавка писателей. 3 мая 1931 г. - 15 августа 1934 г. К Первому Всесоюзному съезду советских писателей. Москва: Книжная лавка писателей, 1934. 15 с. с иллюстрациями. В издательской обложке. На обложке - иллюстрированный торговый ярлык Книжной лавки писателей работы Н.В. Кузьмина, на авантитуле - первый ярлык Лавки, гравюра на дереве М. Пикова. 16,5x12,5 см. На свободном л. перед задней обложкой надпись простым карандашом: «Автор Д.С. Айзенштадт». Тираж 800 экземпляров.