Маленькие школьницы пяти частей света (1903 год)
Эли Берте
В середине XIX в. в русском обществе еще сильно было убеждение, что женщина по самой природе своей стоит на ступень ниже мужчин, уделом ее считались только семейная жизнь, роль терпеливой, послушной жены и заботливой матери. Однако в то же самое время становилось все более популярным женское движение, стали громче раздаваться голоса в поддержку признания за женщиной равных с мужчиной прав на образование, профессиональную деятельность и участие в общественной жизни.
Противники женского образования считали, что обучение приведет к утрате женственности. Выполнение профессиональных обязанностей, по их мнению, отвлекало бы женщину от семьи, да и сама способность выполнять таковые ставилась ими под сомнение. Невозможность полноценного образования пытались даже объяснить разными антропологическими особенностями - например, разницей в объеме мужского и женского мозга. Блюстители нравственности отказывали девочкам в обучении письму, дабы те не писали любовных писем.
Такие взгляды на роль женщины в обществе царили во всей Европе. Но XIX в. стал переломным для этой тенденции. Во всех европейских странах образовывались и развивались сети женских учебных заведений, не только начальных и средних, но и высших.
История женских учебных заведений в России имеет долгую историю. В XI в. при Андреевском монастыре в Киеве сестрой Владимира Мономаха было создано училище для девочек, где их обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В XII в. в Суздале в монастырях, основанных дочерью полоцкого князя Ефросинией, кроме самих монахинь, обучали еще и мирянок. Упоминания об обучении детей грамоте при церквях и монастырях часто встречаются в исторических документах. На Стоглавом соборе в 1551 г. Иван Грозный повелел во всех городах организовать в домах священников и дьяконов обучение детей навыкам чтения, письма и церковного пения.
Петр Первый в 1724 г. узаконил обучение детей при церквях и монастырях. Большая роль в организации процесса такого обучения отводилась монахиням. Они должны были воспитывать мальчиков и девочек сирот, с 5 лет обучать их грамоте. С девочками занимались еще рукоделием: пряли, шили, плели кружева. Хорошим образованием могли похвастаться только царские дочери и девушки из богатых боярских семей, обучавшиеся дома.
В начале XVIII в. женское образование в России находилось вне официальной образовательной системы. Его существование и развитие было предоставлено частной и общественной инициативе.
К началу XIX в. в России функционировали учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, епархиальные духовные училища и частные пансионы, но этого было недостаточно. Обучение в них своих дочерей могли оплатить только дворяне, чиновники и представители духовенства, в частных пансионах могли учиться только девушки из богатых семей.
Подлинная история женского образования начинается только в эпоху Великих реформ 1860-х гг. Такие выдающиеся русские педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Вышнеградский и другие общественные деятели критиковали эту систему, обвиняя ее в закрытости, закостенелости, отрыве от действительности, пренебрежении к русскому языку (часто обучение шло на французском языке) и отечественной культуре. Они требовали создать бессословную школу с общеобразовательной программой.
В 1857 г. Н.А. Вышнеградский представил проект женского учебного заведения, где за невысокую плату могли обучаться девушки из небогатых семей. Так, в 1858 г. в Петербурге при помощи императрицы Марии Федоровны открылось женское училище, которое назвали Мариинским. Принимали туда девочек всех свободных сословий, от 9 до 13 лет. Вскоре в Петербурге открылось
еще несколько училищ, переименованных позже в гимназии. Затем в Москве и в провинции появились такие гимназии. Содержались они почти исключительно на общественные и частные средства.
В эти же годы остро стоял вопрос и об обучении в начальной школе девочек из народа. Они посещали вместе с мальчиками воскресные школы. Однако мальчиков здесь было намного больше. Это объяснялось, прежде всего, особенностями крестьянского быта. На образование девочек по большей части продолжали смотреть как на необязательное занятие, хотя в целом девочки показывали лучшие результаты в обучении, чем мальчики.
Мальчиков отдавали в школы охотно, а девочек матери не отпускали, чтобы не оставаться без помощницы в доме. Большинство матерей считали занятия прядением и тканием зимой более полезным.
Начальные учебные заведения значительно отличались по набору преподаваемых предметов. С начала XX в. активно вводились занятия пением, рисованием, гимнастикой. В некоторых школах устраивались дополнительные занятия по географии, русской истории. Для девочек вводились дополнительные занятия рукоделием, а также огородничеством и садоводством.
Появилось много школ, в которые допускались девочки. Теперь они получили возможность после окончания народного учебного заведения продолжить образование в городских училищах или женских гимназиях или прогимназиях. Постепенно число учениц стало возрастать, что было знаком перемены во взглядах общественности на женское воспитание и образование.
Женщины стали стремиться к получению и высшего образования. Но так как в России существовал запрет на обучение женщин в высших учебных заведениях, то многие уезжали за границу. Женщины в западноевропейских странах в середине XIX в. тоже не получили пока полных прав на высшее образование, и только в Швейцарии они имели возможность учиться в университетах. Известно, что первая студентка и выпускница Цюрихского университета была из России. К 1872 г. там обучались 63 студентки, 54 из них были русскими. Уже к концу XIX столетия в университетах Цюриха и Берна учились 884 русские студентки, в то время как всего было 1200.
Первым женским высшим учреждением в России стали Московские высшие женские курсы, созданные в 1872 г., инициатором, организатором и первым директором был В.И.Герье.
Позже женские курсы были организованы в Петербурге и других городах, но здесь готовили только учительниц для женских начальных и средних учебных заведений. Ни о каких научных перспективах речи не шло. Вот почему в истории дореволюционной России так мало имен женщин-ученых.
Берте Эли (Berthet Elie; 1815-1891). Маленькие школьницы пяти частей света / Пер. с фр. М. Гранстрем. 2-е изд. Санкт-Петербург: Тип. Н.П. Собко, 1903.257Д1] с.: ил. 22x14,5.