Мужики и Моя жизнь (1899 год)
Антон Чехов
«Лакей при московской гостинице «Славянский Базар» Николай Чикильдеев заболел. У него онемели ноги и изменилась походка, так что однажды, идя по коридору, он споткнулся и упал вместе с подносом, на котором была ветчина с горошком. Пришлось оставить место. Какие были деньги, свои и женины, он пролечил, кормиться было уже не на что, стало скучно без дела, и он решил, что, должно быть, надо ехать к себе домой, в деревню»...
Над повестью «Мужики» Чехов работал в подмосковном Мелихове. 17 марта 1897 года чистовая рукопись была отправлена в редакцию «Русской мысли» и в апрельском номере журнала увидела свет. Среди множества откликов на появление повести одним из заслуживающих внимания является обстоятельное донесение цензора С.И. Соколова Московскому цензурному комитету: «В ... статье А. П. Чехова „Мужики" ... мрачными красками описывается положение крестьян, проживающих в деревнях. В течение лета они, не зная отдыха, работают с утра до поздней ночи со своими семьями, а между тем хлеба не заготовляют для своих семей и на половину года. Питаясь поэтому впроголодь, они, тем не менее, почти все поголовно пьянствуют. На пьянство они не жалеют ничего, даже одежды своей. Пьяные, они зверски обращаются со своими жёнами и, уродуя их всячески, всегда считают себя безнаказанными. И без того беспомощных, их особенно тяготят подати, которые всею тяжестью ложатся на семейства крестьян. В чём же кроются причины такого печального положения крестьян, или вернее, их семейств? В невежестве. В Бога большая часть мужиков, будто, не верит и к религии относится слепо. Крестьяне жаждут света и знания, но не могут сами по себе найти его, потому что грамоте из них редкие обучены. Мужики грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не согласно... Но всем этим порокам мужика есть оправдание в тяжком труде его, в скудных урожаях, в беспомощности его».
Несмотря на незначительные осложнения с цензурой в том же году «Мужики» были напечатаны отдельным изданием, а вскоре вошли в сборник вместе с другой чеховской повестью - «Моя жизнь», осенью 1896 года уже публиковавшейся в «Ежемесячных литературных приложениях к "Ниве"», но в связи с готовящимся переизданием значительно дополненной. Исповедь сына городского архитектора, решившего зарабатывать на жизнь физическим трудом и ставшего маляром, звучала как приговор прозябанию сотен и тысяч российских провинциальных городов и местечек: «Я не понимал, для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. Что такое наш город и что он делает - я не знал. Большая Дворянская и ещё две улицы почище жили на готовые капиталы и на жалованье, получаемое чиновниками из казны; но чем жили остальные восемь улиц, которые тянулись параллельно версты на три и исчезали за холмом, -это для меня было всегда непостижимою загадкой. И как жили эти люди, стыдно сказать! Ни сада, ни театра, ни порядочного оркестра; городская и клубная библиотеки посещались только евреями-подростками, так что журналы и новые книги по месяцам лежали неразрезанными; богатые и интеллигентные спали в душных, тесных спальнях, на деревянных кроватях с клопами, детей держали в отвратительно грязных помещениях, называемых детскими, а слуги, даже старые и почтенные, спали в кухне на полу и укрывались лохмотьями. Ели невкусно, пили нездоровую воду. В думе, у губернатора, у архиерея, всюду в домах много лет говорили о том, что у нас в городе нет хорошей и дешёвой воды и что необходимо занять у казны двести тысяч на водопровод; очень богатые люди, которых у нас в городе можно было насчитать десятка три и которые, случалось, проигрывали в карты целые имения, тоже пили дурную воду и всю жизнь говорили с азартом о займе - и я не понимал этого; мне казалось, было бы проще взять и выложить эти двести тысяч из своего кармана. Во всём городе я не знал ни одного честного человека. ... Гимназисты, чтобы переходить из класса в класс, поступали на хлеба к своим учителям, и эти брали с них большие деньги; жена воинского начальника во время набора брала с рекрутов и даже позволяла угощать себя и раз в церкви никак не могла подняться с колен, так как была пьяна; во время набора брали и врачи, а городовой врач и ветеринар обложили налогом мясные лавки и трактиры; в уездном училище торговали свидетельствами, дававшими льготу по третьему разряду; благочинные брали с подчинённых причтов и церковных старост; в городской, мещанской, во врачебной и во всех прочих управах каждому просителю кричали вослед: «Благодарить надо!» - и проситель возвращался, чтобы дать 30-40 копеек. А те, которые взяток не брали, как, например, чины судебного ведомства, были надменны, подавали два пальца, отличались холодностью и узостью суждений, играли много в карты, много пили, женились на богатых и, несомненно, имели на среду вредное, развращающее влияние. Лишь от одних девушек веяло нравственною чистотой; у большинства из них были высокие стремления, честные, чистые души; но они не понимали жизни и верили, что взятки даются из уважения к душевным качествам, и, выйдя замуж, скоро старились, опускались и безнадёжно тонули в тине пошлого, мещанского существования».
И «Мужики», и «Моя жизнь» сразу же по выходе становились предметом ожесточённой полемики. При этом если одни говорили о тенденциозности и пессимизме писателя, другие, напротив, благодарили его за честность и беспристрастность. Объединение повестей под одной обложкой породило новую волну читательского интереса. Литератор А. И. Богданович писал тогда: «Критики, накинувшиеся на г.<осподина> Чехова за сугубо мрачный взгляд его на деревню, могут утешиться, так как взгляды автора на город, выраженные в „Моей жизни", ещё безотраднее». Сборник стал для Чехова этапным. За два года он переиздавался семь раз.
В Библиохронике представлено предпоследнее, шестое, его переиздание с дарственной надписью автора известному зоологу профессору Московского университета Василию Николаевичу Львову (1859-1907). Вероятнее всего, их знакомство началось ещё в студенческую пору, т. к. оба они в одни и те же годы учились в Московском университете на родственных факультетах: Львов — на естественном отделении физико-математического, Чехов — на медицинском. Оставленный при университете, Львов защитил магистерскую и докторскую диссертации, возглавлял эмбриологическую лабораторию. О его общении с Чеховым свидетельствуют несколько записок, писем, а также две идентичные дарственные надписи на чеховских книгах: одна, датируемая апрелем 1901 года, — на сборнике рассказов, вышедшем в 1888 году, вторая — на описываемом экземпляре.
Чехов Антон Павлович (1860-1904)
Мужики и Моя жизнь. Издание шестое. Санкт-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1899. Цензурное разрешение от 26 октября 1898 г. 253, [1] с. В полукожаном переплёте времени издания. На корешке тиснёные имя автора, название и в нижней части корешка суперэкслибрис: «Н. Р.» (Николай Рогожин). 17,5х12,5 см. На титульном л. дарственная надпись чёрными чернилами: «Василию Николаевичу Львову на добрую память и в знак глубокого уважения от автора Антона Чехова. 900, V, 5». Книга из библиотеки Николая Павловича Рогожина (? - не ранее 1908) - московского купца, предпринимателя, коллекционера-нумизмата и библиофила (подробнее о нём см. № 78 настоящего издания).