На торжественное коронование Александра I (1801 год)
Николай Карамзин
Коронование Александра I происходило в Москве 15 сентября 1801 года - почти через шесть месяцев после его вступления на престол. За это время молодой император, воспитанный под наблюдением Екатерины II швейцарским философом-республиканцем Ф. С. де Лагарпом, успел внушить освободившимся от павловского деспотизма подданным не только любовь к себе, доходившую порой до экзальтации, но и веру в возможность либеральных преобразований. Оптимистический настрой общества поддерживали первые распоряжения государя: возвращение экспедиционного корпуса, направленного Павлом I на завоевание Индии, восстановление в гражданских правах 12 тысяч разжалованных и сосланных офицеров и чиновников, разрешение частных типографий, ввоза иностранных книг и свободных поездок за границу. Специальными указами новый император подтвердил «Жалованную грамоту о вольности дворянства» и уничтожил Тайную канцелярию. В июне 1801 года Александр I объединил своих друзей-единомышленников в так называемый «Негласный комитет», призванный выработать план предстоящих реформ, прежде всего в сфере законодательной и исполнительной власти. И хотя обнародование плана к коронационным торжествам, как предполагалось прежде, не произошло, но фраза «закон - залог блаженства всех и каждого», ставшая девизом Манифеста от 15 сентября 1801 года, предвещала скорое введение в России конституции.
При столь явной демонстрации либеральных настроений императора не удивительно, что слова «свобода» и «закон» чаще других звучали в адресованных ему приветственных посланиях. На коронацию Александра I было написано не менее тридцати торжественных од и других произведений. В их числе оказались и «Гимн кротости» Г. Р. Державина, и «Ода на всерадостнейшее коронование Благочестивейшего Государя Императора Александра Первого» А. Ф. Мерзлякова, и «На торжественное коронование его императорского величества Александра Первого, самодержца всероссийского» Н. М. Карамзина. Отпечатанное в московской университетской типографии Х. А. Клаудия стихотворение Н. М. Карамзина было передано императору членом Государственного совета Д. П. Трощинским.
Титульный лист издания содержит эпиграф: «Il en est des grands Souverains comme des Dieus. Combles de leurs bienfaits, nous n'avons pas pour euх des recompenses, mais nous avons des hymnes» (Есть правители, великие как Боги. Преисполненные благодарности за их благодеяния, мы не имеем для них иной награды, кроме гимнов. - фр.). Подпись «Thomas», видимо, подразумевала французского писателя середины XVIII века А.-Л. Тома, автора «похвальных слов», известных своим высокопарным красноречием. В соответствии с эпиграфом Н. М. Карамзин в своей оде восхищается высокими нравственными качествами императора, его любовью к просвещению. Это одновременно и гимн монаршим свершениям в настоящем, и предвестие, возглашённое от лица богини истории Клио, счастья и благополучия в будущем. Под мудрым скипетром царя Россия, в воображении автора, превращается в райский Эдем, где процветает торговля, изобилуют плодами долины и поля, с безупречным вкусом благоустраиваются города и в мирной тишине бурно развиваются науки и искусства. Но благоденствие страны, по мысли Н. М. Карамзина, невозможно без свободы и законов, причем в его стихотворении эти слова выступают как синонимы. Призывая не допускать рабства, автор, однако, предостерегает от увлечения идеей равенства, опасное воплощение которой он мог наблюдать во время своего пребывания в революционной Франции 1789-1790 годов:
Сколь необузданность ужасна,
Столь ты, свобода, нам мила,
И с пользою Царей согласна;
Ты вечно славой их была.
Свобода там, где есть уставы,
Где добрый не боясь живет;
Там рабство, где законов нет,
Где гибнет правый и неправый!
Свобода мудрая свята,
Но равенство одна мечта.
Когда сочинялась ода «На торжественное коронование», Н. М. Карамзин уже был известным писателем, автором «Писем русского путешественника», лирических стихов, повестей «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин», «Остров Борнгольм». К этому времени он закончил издавать «Московский журнал» и альманах «Аглая» и готовился к изданию «Вестника Европы». Самое важное его увлечение в эту эпоху - история, захватившая писателя настолько, что он решил отказаться от литературного творчества и целиком посвятить себя историческим трудам. Заключительные строки оды и явились поэтической декларацией нового поприща:
Монарх! В последний раз пред Троном
Дерзнул я с лирою предстать;
Мне сердце было Аполлоном:
Люблю хвалить, но не ласкать;
Хвалил, глас общий повторяя.
Другие славные Певцы
От Муз приимут в дар венцы,
Тебя без лести прославляя:
Я в храм Истории иду,
И там... дела Твои найду.
Стихотворение «На торжественное коронование» не единственное стихотворное обращение Н. М. Карамзина к Александру I. В том же 1801 году он написал и издал оду «Его императорскому величеству Александру Первому, самодержцу всероссийскому», в 1802 году - «Похвальное слово Екатерине Второй», удостоенное золотой табакерки с бриллиантами. Коронационная ода, как и другие «похвальные» стихи, писались автором не с целью выражения своих верноподданнических чувств. В этих стихах звучали те общественно-политические идеалы, которые будут развиваться Карамзиным-историком.
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)
На торжественное коронование его императорского величества Александра Первого, самодержца всероссийского. Москва: В Университетской типографии, у Хр. Клаудия, 1801. 12 с. Экземпляр в издательской обложке. 20x24 см.