Краткое описание Новый Иерусалим именуемого монастыря (1852 год)
Мужской первоклассный ставропигиальный Воскресенский, новый Иерусалим именуемый, монастырь расположился в 47 верстах по Волоколамской дороге от Москвы, в Звенигородском уезде, на реке Истра, которая обтекала «излучиной с северной и западной стороны сей монастырь».
Строительство обители началось в 1656 году святейшим патриархом Никоном, в царствование государя Алексея Михайловича. Монастырь был построен на землях села Воскресенское, купленных Никоном у стольника Романа Боборыкина. Никон задумал сделать это место центром православного мира - «Русскими Палестинами». Все близлежащие окрестности монастыря получили соответствующие наименования: холмы Сион и Елеон, река Иордан, женский монастырь Вифания. А Воскресенский собор должен был быть построен по образу и подобию Храма Гроба Господня. 18 октября 1657 года на освящении пока ещё деревянной церквушки присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. А через год началось возведение каменного собора.
В этом же году патриарх самоудалился из Москвы и прожил здесь более восьми лет, лично руководя строительством собора. По инициативе Никона при монастыре собиралась библиотека, основу которой составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю. Среди них были греческие рукописи из Афона с текстами античных и раннехристианских авторов, а также знаменитый Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, списки древнерусских летописей, хронографы, родословные книги, иностранные издания. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Даже во время своей опалы патриарх продолжал вести переписку с украинскими монахами-переводчиками, которые присылали ему свои труды, поступавшие опять-таки в новоиерусалимское книгохранилище. Обитель стала любимейшей из трёх основанных патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.
После ссылки Никона в Ферапонтов, а потом и в Кирилло-Белозерский монастырь строительство обители приостановилось почти на 14 лет: «Это обстоятельство покрыло забвением начатую им обитель так, что не только строение церковное в ней пресеклось, но даже наименование Нового Иерусалима лишена была». Возобновилось всё лишь усердием царя Федора Алексеевича в 1679 году. В его же царствование исполнилось и последнее желание патриарха - живым или мертвым оказаться в своём любимом месте. Тяжелобольной Никон получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки близ Ярославля. По народному преданию, почившего десять дней везли на подводах до Нового Иерусалима, при этом никаких следов тления на теле покойного не было. Ссыльный патриарх был погребен в приделе Воскресенского собора 26 августа 1681 года по старому стилю. В 30-е годы XX века советские власти вскрыли гроб Никона и теперь местонахождение его останков неизвестно.
Последующие цари и императоры продолжали с особым благоговением относиться к Ново- Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после частичного обрушения и пожара, восстановление и внутреннюю отделку монастыря проводили по проекту и рисункам графа Растрелли. Императрица Екатерина II также продолжала благоустройство Нового Иерусалима и «благоволила устроить пределы».
В XIX и в начале XX века монастырь стал одним из самых популярных центров паломничества, в особенности после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железной дороги. Число посетителей значительно увеличилось.
В XIX веке началось изучение истории Нового Иерусалима. Его крупнейшим бытописателем стал архимандрит Леонид Кавелин, который всю свою жизнь посвятил изучению памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима и архива Троице-Сергиевой Лавры. Фундаментальный труд учёного «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный в 1874 году, содержал не только исторический очерк, но и публикацию ныне утраченных документов XVII века. Видимо, при написании своего исследования, он опирался и на представленное на страницах Библиохроники «Краткое описание...», которое было издано за 20 лет до этого. В это время, с 1852 по 1857 годы, оставив службу в чине капитана, учёный поселился в Оптиной пустыни и, посвятив свою жизнь монашескому подвигу, изучал также калужские древности. А став в 1869 году настоятелем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, архимандрит Леонид основал здесь музей, в котором были выставлены личные вещи патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь закрыли, а его имущество, естественно, национализировали. В современных фондах музея «Новый Иерусалим» сохранилась доска с любопытным текстом: «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах XX века особо ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне военных действий по обороне Москвы. Здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью уничтожены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали даже на Нюрнбергском процессе.
И только с 1994 года монастырь стал возрождаться.
Краткое историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, заимствованное из истории Российской иерархии, из начертания жизни и деяний Святейшего Патриарха Никона, и из некоторых рукописей, хранящихся в библиотеке Воскресенского монастыря. Москва: Типография В. Готье, 1852. 76 с. Картонаж эпохи, оклеенный цветной бумагой, форзацы из тонированной бумаги, тройной золотой обрез. 22x14,8 см.