Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Краткое описание Новый Иерусалим именуемого монастыря (1852 год)

Краткое описание Новый Иерусалим именуемого монастыря (1852 год)

Мужской первоклассный ставропигиальный Вос­кресенский, новый Иерусалим именуемый, мона­стырь расположился в 47 верстах по Волоколам­ской дороге от Москвы, в Звенигородском уезде, на реке Истра, которая обтекала «излучиной с северной и западной стороны сей монастырь».

Строительство обители началось в 1656 году святейшим патриархом Никоном, в царствова­ние государя Алексея Михайловича. Монастырь был построен на землях села Воскресенское, купленных Никоном у стольника Романа Бобо­рыкина. Никон задумал сделать это место цен­тром православного мира - «Русскими Палестинами». Все близлежащие окрестности монастыря получили соответствующие наименования: холмы Сион и Елеон, река Иордан, женский монастырь Вифания. А Воскресенский собор должен был быть построен по образу и подобию Храма Гроба Господня. 18 октября 1657 года на освящении пока ещё деревянной церквушки присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. А через год началось возведение каменного собора.

В этом же году патриарх самоудалился из Москвы и прожил здесь более восьми лет, лично руководя строительством собора. По инициативе Никона при монастыре собиралась библиотека, основу которой составили личные книги патри­арха, переданные им в 1661 году монастырю. Среди них были греческие рукописи из Афона с текстами античных и раннехристианских авторов, а также знаменитый Изборник Свято­слава 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, списки древнерусских летописей, хронографы, родословные книги, иностранные издания. Большое место занимала переводная литера­тура: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Даже во время своей опалы патриарх продолжал вести перепи­ску с украинскими монахами-переводчиками, которые присылали ему свои труды, поступав­шие опять-таки в новоиерусалимское книгохра­нилище. Обитель стала любимейшей из трёх основанных патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского.

После ссылки Никона в Ферапонтов, а потом и в Кирилло-Белозерский монастырь строитель­ство обители приостановилось почти на 14 лет: «Это обстоятельство покрыло забвением нача­тую им обитель так, что не только строение цер­ковное в ней пресеклось, но даже наименование Нового Иерусалима лишена была». Возобнови­лось всё лишь усердием царя Федора Алексеевича в 1679 году. В его же царствование исполнилось и последнее желание патриарха - живым или мертвым оказаться в своём любимом месте. Тяжелобольной Никон получил позволение вер­нуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки близ Ярославля. По народному преда­нию, почившего десять дней везли на подводах до Нового Иерусалима, при этом никаких следов тления на теле покойного не было. Ссыльный патриарх был погребен в приделе Воскресен­ского собора 26 августа 1681 года по старому стилю. В 30-е годы XX века советские власти вскрыли гроб Никона и теперь местонахожде­ние его останков неизвестно.

Последующие цари и императоры продолжали с особым благоговением относиться к Ново- Иерусалимской обители. В царствование импе­ратрицы Елизаветы Петровны, после частичного обрушения и пожара, восстановление и внутрен­нюю отделку монастыря проводили по проекту и рисункам графа Растрелли. Императрица Ека­терина II также продолжала благоустройство Нового Иерусалима и «благоволила устроить пределы».

В XIX и в начале XX века монастырь стал одним из самых популярных центров паломничества, в особенности после проведения побли­зости от него Николаевской, а затем Риж­ской железной дороги. Число посетите­лей значительно увеличилось.

В XIX веке началось изучение истории Нового Иерусалима. Его крупнейшим бытописателем стал архимандрит Лео­нид Кавелин, который всю свою жизнь посвятил изучению памятников христи­анского Востока, рукописей Нового Иеру­салима и архива Троице-Сергиевой Лавры. Фундаментальный труд учёного «Историческое описание Воскресен­ского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный в 1874 году, содер­жал не только исторический очерк, но и публикацию ныне утраченных доку­ментов XVII века. Видимо, при написании своего исследования, он опирался и на представленное на страницах Библио­хроники «Краткое описание...», которое было издано за 20 лет до этого. В это время, с 1852 по 1857 годы, оставив службу в чине капитана, учёный поселился в Оптиной пустыни и, посвятив свою жизнь монашескому подвигу, изучал также калужские древности. А став в 1869 году настоятелем Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, архиман­дрит Леонид основал здесь музей, в кото­ром были выставлены личные вещи патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский мона­стырь закрыли, а его имущество, естественно, национализировали. В современных фондах музея «Новый Иерусалим» сохранилась доска с любопытным текстом: «Великая русская рево­люция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-истори­ческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах XX века особо ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне военных действий по обороне Москвы. Здания монастыря сильно пострадали, некото­рые были полностью уничтожены. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигуриро­вали даже на Нюрнбергском процессе.

И только с 1994 года монастырь стал возрож­даться.

 


Краткое историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, заимствованное из истории Российской иерархии, из начертания жизни и деяний Святейшего Патриарха Никона, и из некоторых рукописей, хранящихся в библиотеке Воскресенского монастыря. Москва: Типография В. Готье, 1852. 76 с. Картонаж эпохи, оклеенный цветной бумагой, форзацы из тонированной бумаги, тройной золотой обрез. 22x14,8 см.

Previous Article Древний Боголюбов город (1852 год)
Next Article Краткий очерк истории Нижнего Новгорода (1857 год)
Print
3590 Rate this article:
4.5

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top