Описание города Рыбинска (1837 год)
Матвей Гомилевский
Историю города, разумеется, следует начинать с упоминания рода Тюменевых, который известен в Рыбинске с XVII века. Одним из ярких представителей этого рода был городской голова, купец первой гильдии, имевший собственные дома, склады и лавки в Рыбинске и в Петербурге, Федор Ильич Тюменев (17771861). Он был не только умелым хозяйственником, но и одним из первых потомственных почётных граждан города, известным собирателем древностей и меценатом. Занимаясь хлебной торговлей, Тюменев не жалел средства на строительство церквей, училищ, богаделен. На Валааме уцелел цоколь памятника Ф. И. Тюменеву, на средства которого был устроен скит преподобного Авраамия Ростовского (разрушен в период финской войны 1939-1940 гг). «Купца-аристократа» (так характеризовал Фёдора Ильича в своих письмах русский писатель И. С. Аксаков) похоронили там же, на Валаамском старом братском кладбище.
В 30-х годах XIX века Ф. И. Тюменев обратился к жившему «на покое» соборному протоиерею, публицисту и общественному деятелю Матвею Ивановичу Гомилевскому с предложением написать исторический труд об их родном городе.
Матвей Иванович с большим энтузиазмом взялся за работу. Ф. И. Тюменев, «принимая деятельное участие», снабжал Гомилевского сведениями о древней истории города, а будучи к тому же членом-корреспондентом Статистического отделения Совета Министерства Внутренних Дел по Ярославской губернии, предоставил материалы и о современном состоянии Рыбинска. В результате совместных усилий священника и «купца-аристократа» в 1837 году вышло первое подробное «Описание города Рыбинска».
«Город Рыбинск и началом своим, и богатством, и славою одолжен двум знаменитым рекам: Волге и Шексне™ Летописи не сообщают нам точных известий ни о первых основателях, ни о времени появления Рыбинска, - пишет М. И. Гомилевский, - впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение места™ относится к отдалённым временам, и, восходя из века в век, можно приблизиться к правлению Великого Князя Ярослава 1-го».
Об одном «неизгладимом следе» сказано и в «Повести временных лет»: «Когда однажды был голод в Ростовской земле, явились два волхва из Ярославля, говоря: “Мы знаем, кто держит обилие”, и пошли по Волге; куда приходили на погост, тут называли богатых женщин, говоря, что эта держит жито, а эта - мёд, эта - рыбу... и убивали многих женщин и имущество брали себе. И пришли на Белоозеро, и было у них людей триста. В это же время случилось придти (сюда) от Святослава для сбора дани Яну, сыну Вышаты. Сказали ему бело- зерцы, что два кудесника избили многих женщин по Волге и по Шексне и пришли сюда». Это было первое упоминание поселения Усть- Шексна, расположенного на территории современного города.
В XII—XIII веках поселение представляло собой крупный торгово-ремесленный центр, расположенный на пересечении торговых путей. Это был третий по площади город Ростовской земли. В нём развивались металлургическое, кузнечное, ювелирное, гончарное и косторезное производства. Рыбный, пушной промысел и сельское хозяйство были лишь побочными занятиями жителей.
Татаро-монгольское нашествие, обострение политической борьбы, эпидемии чумы 1352— 1364 годов в сочетании с резким повышением уровня воды в реке привели к постепенному упадку города. Древний центр был перенесён на правый, более высокий берег Волги и стал зваться Рыбной слободой.
Первое упоминание о поселении с таким названием встречается в «духовной Граммате» 1504 года Великого Князя Иоанна Васильевича, из которой очевидно, что «Рыбная слобода издавна преимущественно принадлежала Государеву дворцу», и жители слободы платили государю рыбный оброк - осетром, стерлядью и белорыбицей. Когда с рыбинских жителей был «сложен» оброк рыбой и обращен в денежную подать, точно не известно - в 1724 году рыбный оброк ещё взыскивали. А царь Федор Алексеевич в 1679 году издал указ, по которому «рыбнослободские ловцы» имели право ловить рыбу только в определённом месте: «.чтоб они в реке Мологе, в Государевых рыбных ловлях, на помещиков своих и на себя неводами и сетьми, и всякими рыбными снастьми, отнюдь не ловили и заезков не били».
Управлялась слобода до 1723 года земскими бурмистрами и старостами, избиравшимися от наиболее состоятельных жителей. После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбная слобода оказалась в очень выгодном положении - на пересечении путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири к Балтийскому, что, естественно, послужило основной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. В 1725 году слобода была приравнена к поселению полугородского типа и получила свою печать.
Желая узнать о состоянии своих подданных, императрица Екатерина II со свитой предприняла путешествие по реке Волге из Твери в Казань. В мае 1767 года она остановилась в Рыбной слободе и пробыла здесь около суток. Усердие, с каким местные жители подготовились к встрече с Великой Государыней, «привело в восхищение прозорливую Екатерину, и она долго и милостиво разговаривала с купеческими жёнами».
В 70-х годах XVIII века императрицей была проведена административно-территориальная реформа Российской империи. С открытием Ярославского наместничества статус города получила и слобода. А до этого как только не назывался город: и Рыбанск или Рыбанско, и Рыбная слобода, Дворцовая Ловецкая слобода, Рыбная Ловецкая слобода, и только с 1777 года - Рыбинск.
Ирония истории (а она иногда бывает ироничной с трагическим оттенком) не оставила в покое название города: в 1946 году город был переименован в Щербаков, в честь советского политика, в 1957 году ему было снисходительно возвращено историческое название, но в 1984 году вновь переименовали - на пять лет, до 1989 года это был город Андропов, в честь широко известной личности, заправлявшей там в своё время комсомолом.
31 августа 1778 года был утверждён герб города Рыбинска: «Щит в червлёном поле: главная часть Ярославского наместнического герба: выходящий из-за реки медведь, держащий в левой лапе золотую секиру, при оной реке две лестницы, означающие пристань, с одной из которых Государыня Императрица Екатерина II всходила в Рыбинский Собор слушать Божественную литургию; река с двумя стерлядями доказывают изобилие той рыбы».
В 1784 году ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном был разработан план застройки города прямолинейными улицами: одни улицы шли параллельно берегу Волги, другие строго перпендикулярно. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги.
В 1811-1813 годах, будучи секретарём генерального консульства в Филадельфии, русский писатель, живописец, издатель Павел Свиньин в своей первой книге «Sketches of Moscow and St. Petersburg», изданной в Америке в 1813 году, написал: «Рыбинск для России - то же, что Чикаго для Америки».
В 1825 году в Рыбинске открыл свой первый сезон городской театр. Расположенный сначала в ветхом здании, он вскоре был закрыт из-за угрозы обрушения помещения. Новый театр был построен в 1876 году. На сцене его с гастролями побывали многие известные артисты дореволюционной России. Действовал он сначала только летом, в период навигации, а затем и весь год. В Рыбинском драматическом театре начинали свой творческий путь выдающиеся артисты: Стрепетова, Садовский, Савина, Самарин, Ленский и многие другие.
В своём описании родного города М. И. Гоми- левский дал подробный статистический отчет (в некоторых местах даже с таблицами) по числу жителей, домов, городских общественных зданий, улиц, площадей, бульваров, кварталов, садов, мостов, гостиных дворов, церквей, кладбищ Рыбинска на конец 1835 года.
Во второй половине XIX века в городе появились просветительные учреждения: читальный зал, библиотека, книжные лавки. В городе издавались с небольшими перерывами две газеты.
Рыбинск в XIX столетии был очень колоритен. И. С.Аксаков в 1849 году писал, что город характерен редкой цветастостью и пестротой костюмов, изумительным богатством музыкальных звуков и народных песен. Интересен взгляд автора на рыбинских жителей того времени: «они набожны, гостеприимны, сострадательны к бедным, вежливы, искательны, в торговле смышлёны и предприимчивы; в домах любят чистоту и украшение, в одежде - приличие и щегольство, особливо женский пол, по пристрастию к моде».
На пристанях и улицах города, кроме коренных жителей, было множество пришлого народа. Молодой Владимир Гиляровский был здесь крючником - летом бурлачил от Казани до Рыбинска, зимой работал на чугунолитейных и белильных заводах. Люди, пришедшие в Рыбинск со всех концов страны, искали работу. Без постоянного места, часто ночуя на берегу Волги под лодками, они послужили персонажами для произведений А. Н. Островского, Н. Г. Гарина-Михайловского, Г. И. Успенского, А. И. Куприна, а также для живописных полотен И. Репина, И. Левитана.
Искренней любовью Матвея Ивановича Гомилевского к городу и его жителям, гордостью за свой «прекрасный и богатый» город пронизано описание Рыбинска: «Прошу благосклонных читателей принять слабый мой труд как дань уважения к отечественному месту, где покоится моя старость. Я трудился с тем намерением, чтобы доставить пользу и удовольствие; а достиг ли моей цели, предоставляю судить самому читателю». Авторы Библиохроники всецело присоединяются к пожеланию Матвея Ивановича.
Гомилевский Матвей Иванович (1770-1852)
Описание города Рыбинска, составленное попечением Рыбинского Градского Главы, Почётного Гражданина Фёдора Тюменева, и изданное, на его иждивении, при Статистическом Отделении Совета Министерства Внутренних Дел. С.-Петербург: Типография Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1837. [4], 111, [3] с. Современный цельнокожаный переплёт с бинтами и золототиснёной наклейкой по корешку, с золотым тиснением по верхней крышке (герб города Рыбинска); форзацы из узорной бумаги. 24х15 см. Издание редкое.