Подарок детям в память 1812 года (1815 год)
В январе 1815 года в петербургской книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова (1768-1823) появилась новинка - разрезная азбука «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, создававшихся в 1812 - 1814 годах. Тридцать четыре (по числу букв алфавита) гравированные офортом на меди и раскрашенные от руки акварелью карточки-картинки были заключены в картонный футляр-титул с виньетами и датой цензурного разрешения: «Печатать позволено. С. Петерб.: 1814-го года Декабря 30-го дня. Цензор Статский Советник и Кавалер И. Тимковский».
За исключением двух сюжетов, взятых у художников А.Г. Венецианова и И.А. Иванова, «Подарок детям» составили графические работы скульптора и художника Ивана Ивановича Теребенева (1780-1815), поэтому за новым изданием прочно закрепилось название «Тере-беневская азбука».
Сын скульптора-орнаменталиста, Тере-бенев в 1800 году закончил Петербургскую Академию художеств по классу скульптуры. Вместе с ним из академии были выпущены будущие известные гравёры С.Ф. Галактионов, Н.И. Уткин и А.Г. Ухтомский, скульптор В.И. Де-мут-Малиновский. Отличаясь крайне независимым характером, Теребенев отказался от предложения стать пенсионером Академии художеств и предпочёл не обеспеченную, но свободную творческую жизнь. В течение двух лет (1805-1807) он преподавал рисование в одной из гимназий Твери, затем снова вернулся в Петербург, чтобы иметь возможность заниматься скульптурой. Одним из самых значительных его произведений явились горельефы и барельефы на фронтонах и фризах Адмиралтейства. Ко времени возвращения Теребенева в столицу относится начало его увлечения карикатурой.
В русском искусстве карикатура занимала тогда немаловажное место. В этом жанре работали А.О. Орловский, И.А. Иванов, А.Г. Ухтомский, А.Е. Егоров. В 1808 году А.Г. Венецианов даже издавал в Петербурге «Журнал карикатур», впрочем, запрещённый после нескольких номеров. С началом Отечественной войны 1812 года широкое распространение получила карикатура политическая, побуждавшая к сопротивлению врагу, высмеивавшая французов и их императора. Традиция народного лубка, развивавшаяся в подобных графических памфлетах, позволяла с полным правом называть их «народными картинками», а оперативность откликов на те или иные события закрепила за ними определение «летучие листы». Основным источником сюжетов для них служил еженедельный журнал «Сын Отечества», где печатались военные реляции, патриотические воззвания, рассказы о подвигах русских солдат и гражданского населения. Всего за годы войны разными художниками было создано почти двести подобных карикатур; около сорока из них подготовил Теребенев.
Отличаясь от работ других авторов лаконичностью сюжета и сатирической заострённостью, теребеневские листы пользовались необыкновенной популярностью. Они воспроизводились на страницах периодических изданий, их можно было купить отдельными оттисками и тематическими подборками. Так, в июне 1813 года в петербургской книжной лавке И. Глазунова продавалась «Коллекция карикатур, состоящая из 25 картинок разного содержания, гравированных Теребеневым и другими художниками и раскрашенных».
В азбуку «Подарок детям» вошли наиболее интересные и исторически значимые карикатуры, представлявшие бегство французов из Москвы, бесславное возвращение Наполеона в Париж, стремительных в боевых действиях казаков, русских крестьян, принимавших участие в партизанской войне. Каждую картинку в азбуке сопровождал краткий текст, сочинённый, как полагают, самим Теребене-вым. Известно, что интерес к поэзии и сочинительству у художника проявился ещё в юности. Показательно, что в феврале 1803 года он был принят в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств «по части художеств», а в мае того же года - «по литературной части».
Один из самых известных сюжетов азбуки -«Русский Сцевола», где изображён крестьянин, готовящийся отсечь себе руку с поставленным французами клеймом «N» - «Наполеон». Под картинкой расположен текст: «Как чёрному царю на Руси не царить, Так имя на руке его мне не носить». Теребеневская карикатура в данном случае иллюстрировала небольшую заметку, опубликованную в «Сыне Отечества»: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обык новению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего к ним в руки. С удивлением спросил он, для чего его клеймили. Ему отвечали: «Это знак вступления в службу Наполеона». Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсёк себе клеймёную руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский... Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку».
Хотя издатели журнала утверждали, что подобное происшествие действительно имело место, современные исследователи считают, что приведённая история - не что иное, как один из агитационных текстов, целенаправленно публиковавшихся русскими изданиями в рамках антинаполеоновской пропагандистской кампании. Не говоря о том, что во французской армии не было обычая клеймить своих солдат, слишком очевиден классический источник сюжета - история Муция Сцеволы, пожертвовавшего рукой для доказательства неустрашимости римлян и тем самым спасшего родной город. К подобным «патриотическим мистификациям» может быть отнесён и другой сюжет, позаимствованный Теребеневым для своей карикатуры из «Сына Отечества» - «Французский вороний суп»: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон. И не могли нахвалиться своим soupe aux cor-beaux (вороньим супом - фр.). Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: "Попал как кур во щи", а лучше говорить: "Попал как ворона во французский суп"».
«Подарок детям в память о войне 1812 года» поступил в продажу через несколько дней после смерти Теребенева, скончавшегося от простуды 16 января 1815 года в возрасте тридцати пяти лет. Известный поэт А.Е. Измайлов написал о нём тогда: «Его остроумные и единственные у нас в своём роде произведения дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном». Действительно, хотя из-под теребеневского резца выходили прекрасные скульптуры, в народной памяти он остался, прежде всего, художником-карикатуристом, автором картинок к знаменитой детской азбуке, вошедшей в историю русской культуры с его именем.
Подарок детям в память 1812 года. Санкт-Петербург: В типографии В. Плавильщикова, [1815]. 34 л. с иллюстрациями. Иллюстрации - раскрашенные от руки гравюры офортом. В издательском футляре. 8,5х11,5 см - л.; 12х9х1,5 см - футляр.