Протопоп Аввакум (1900)
Александр Бороздин
Деятельность Аввакума Петровича пришлась на «переходную эпоху, когда подготовлялось преобразование Петра Великого и когда происходило множество всяких столкновений на культурной почве», - пишет историк литературы, масон, мемуарист А.К. Бороздин в Предисловии к первому изданию труда о крупнейшем деятеле раннего старообрядчества.
Сын священника Борисоглебской церкви Аввакум Петрович (1620 или 1621, с. Григорово Нижегородского уезда - 14.4.1682, Пустозерск Архангельского края) писал о родителях: «Отец ми бысть священник Петр, мати - Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху божию». В 1638 г. мать женила его на сироте Анастасии, дочери кузнеца, родившей ему пять сыновей и трех дочерей.
В 1642 г. в с. Лопатцы Нижегородского уезда Аввакум был рукоположен в дьяконы, а в 1644 г. поставлен в попы. В1647 г. бежал в Москву от преследования местных властей. Здесь его поддержал влиятельный благовещенский протопоп, царский духовник Стефан Вонифатьев. Аввакум вернулся домой и начал активно продвигать идеи кружка так называемых «ревнителей благочестия», близкого ко двору Алексея Михайловича. Это снова привело к конфликтам с властью и прихожанами.
В 1652 г. толпа прихожан, не выдержавшая насильственного «благочестия», набросилась на Аввакума, который снова немедленно отправился в Москву. Здесь его назначили в г. Юрьевец-Повольский, где он был поставлен протопопом. Но в том же году Аввакум вернулся в Москву и стал служить в Казанском соборе.
Начало его общественной деятельности совпало с проводимой патриархом Никоном церковной реформой - исправлением церковных книг по новогреческим образцам. После ареста Иоанна Неронова в августе 1653 г. Аввакум встал во главе староверческой оппозиции. «Он шел прежде всего против принципа, против исправлений, проведенных Никоном при участии греков и малороссов: он не мог молчать, не мог не обличать новшеств...» (Бороздин А.К. Протопоп Аввакум... С. 107). Его первым протестным делом стал демонстративный перенос богослужения из храма в «сушило» во дворе Неронова, где он и был сразу же арестован и заключен в Андроников монастырь. В этот раз от расстрижения Аввакума спасло заступничество царя Алексея Михайловича, но «за ево многое бесчинство» он был сослан в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии.
Аввакум провел в Сибири почти 11 лет. Здесь умерли два его сына. Здесь же зародилась его слава героя и мученика за правду, развился талант проповедника. По дороге в Москву протопоп, по собственным воспоминаниям, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая церковные нововведения. И повсюду он оставлял учеников и последователей. Царь принял Аввакума благосклонно. Протопоп вел полемику с Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким, беседовал с царским духовником Лукьяном Кирилловым и прочими видными лицами, стал духовником боярыни Ф.П. Морозовой, ее сестры Е.П. Урусовой и многих других московских «старолюбцев».
Однако Аввакум требовал от царя, «чтоб он старое благочестие взыскал» и открыто проповедовал свои взгляды. В итоге в августе 1664 г. его вместе с семьей вновь сослали, на этот раз в Пустозерск.
В 1666 г. в Москве состоялся церковный собор. Цели его состояли в том, чтобы окончательно утвердить церковную реформу и еще раз анафематствовать всех ее противников или «еретиков» (старообрядцев).
До начала собора, уже с конца 1665 г. начались аресты виднейших старообрядцев. 1 марта 1666 г. Аввакума привезли в Москву и передали на увещание Крутицкому митрополиту Павлу. «Он лее меня у себя на дворе, - вспоминал Аввакум, - привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней, и козновав и стязався со мною...» 13 мая 1666 г. Аввакум был расстрижен и предан церковному проклятью. Вместе с другими старообрядцами он был отправлен в цепях в Никольский Угрешский монастырь, где они дожидались решения о ссылке в Пустозерск. По прибытии на место ссылки их поселили «порознь, очистя пустозерских крестьян избы, по одному человеку в избе». Такое проживание позволило узникам достаточно свободно общаться между собой и с внешним миром, передавая вновь созданные сочинения. Они активно переписывались и распространялись старообрядцами. Наиболее известные - первая челобитная царю Алексею Михайловичу и Записка о заточениях и расстрижении и сношениях с Лазарем и Епифанием после первой их казни (включены в «Христианоопасный щит веры»).
В 1670 г. началась вторая волна репрессий в отношении приверженцев доникианской веры. Многие были замучены и казнены. Аввакума было велено «вместо смертной казни» держать на хлебе и воде.
Многолетнее пребывание в ссылке и тюрьме не охладило пыл Аввакума. В 1676 г. он направил царю Феодору Алексеевичу челобитную, настолько оскорбительную по тону, что было решено перевести «сидельцев» в более суровые условия содержания (сделать этого, однако, не успели).
В 1681 г., в день Богоявления, московские старообрядцы «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя», как сообщалось в Объявлении Синода 1725 г., и в соборных церквах церковные ризы «и гробы царския дехтем марали... наущением того же расколоучителя и слепаго вождя своего» Аввакума.
8 февраля 1682 г. царь Феодор Алексеевич получил санкцию духовного собора поступать с раскольниками «по государеву усмотрению». 14 апреля 1682 г. «за великие на царский дом хулы» Аввакум и трое его последователей были сожжены на костре (в срубе).
После Аввакума осталось более 80 сочинений. Большинство из них созданы во время пустозерской ссылки. Он выступил как новатор в области стиля. Среди разнообразных жанров, в которых творил Аввакум, - беседы, поучения, богословские сочинения, толкования библейских книг, послания, письма, проповеди, челобитные и т.д. Главная особенность Аввакума как писателя - неожиданные переходы к разговорной интонации и простонародной фразеологии. Наиболее популярное произведение - «Житие протопопа Аввакума», написанное между 1672 и 1675 гг. (известны три редакции), первый в русской литературе опыт пространной автобиографии. Он нарушает жесткие каноны жития и написан простым языком, не типичным для языка книжности XVII в.
Другое произведение Аввакума, сыгравшее важную роль в истории, - «Книга обличений, или Евангелие вечное» (ок. 1676 г.) - полемическое сочинение, направленное против дьякона Федора Иванова, одного из «соузников» протопопа. Книга содержит отражение их споров по догматическим вопросам (о святой Троице, о сошествии Христа во ад, о непорочном зачатии и т.д.).
Писательский и ораторский талант Аввакума вызвал среди сторообрядцев целую плеяду писателей-последователей - братья Денисовы, Павел Прусский и др., также появилось большое количество анонимной литературы («Сказание о граде Китеже», «Об Опольском царстве», «О картофеле и о табаке», стихотворные плачи, сектантские паспорта в стихах и проч.).
Позднее на творчество Аввакума обращали пристальное внимание Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, В.М. Гаршин, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, Н.Г. Чернышевский, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.М. Горький, С.В. Максимов, Л.М. Леонов, А.Н. Толстой и др. Его сочинения (прежде всего Житие) переведены на многие языки мира.
Незадолго до того, как Аввакум отправился в пустозерскую ссылку, в 1661-1663 гг. Москву посетил дипломат, австрийский барон Августин Мейерберг. Он оставил подробное описание путешествия, в котором, в том числе, отмечал, что «...московитяне изгоняют все знания в такую продолжительную и безвозвратную ссылку, это надобно приписать, во-первых, самим государям, которые... ненавидят их из опасения, что подданные, пожалуй, наберутся в них духа свободы да потом и восстанут, чтобы сбросить с себя гнетущее их деспотическое иго» (Mayerberg A. Iter in Moschoviam Augustini liberi baronis de Mayerberg... [Кельн, 1663]. P. 60).
Итак, «движение, выразившееся в деятельности Аввакума, - заключал А.К. Бороздин, - было чисто церковного характера, национальный же и социальный элементы, значения которых нельзя отрицать, играют роль подчиненную. Национальные столкновения в XVII в. являлись причиною усиления религиозных опасений, развивавшихся на почве апокалиптических представлений. Протест против царской власти, будучи сам по себе явлением не религиозным, истекал из религиозных мотивов, так как власть отпала от православия».
Бороздин Александр Корнилиевич (1863-1918)
Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. - Изд. второе, доп. и испр. С-Петербург: Изд. А.С. Суворина, 1900. [7], VIII— XIX, [2], 2-319, [4], 4-175, [1]. На титуле и на с. 175 печать черными чернилами «Из библиотеки ИА Голубцова». Современный полукожаный переплет.