Рогнеда (1970 год); Владимир Мономах и Гита Гарольдовна (1988 год)
Игорь Автамонов
«Володимер бо бе от Мадуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни... и бе Добрыня уй Володимиру», говорит «Повесть временных лет». Княгиня Ольга (ок. 890-969), узнав о связи сына Святослава с рабыней Малушей (Малкой, ок. 940/944-?), в гневе отослала ее от себя. В изгнании и родился Владимир, прославившийся как Владимир I Святославич (ок. 960-1015), великий князь, при котором произошло крещение Руси.
После смерти Ольги Святослав вернулся в свою любимую резиденцию в болгарском Переяславце. В Киеве стал княжить Ярополк Святославович, в древлянской земле Олег Святославович. Сыну рабыни не дали ничего. Новгород, оставшийся без князя, направил послов со словами: «Не дадите нам князя, сами найдем». Святослав ответил, что ему некого посылать княжить, а Ярополк и Олег «отперлись». Тогда Добрыня подучил новгородцев просить о своем племяннике Владимире. «Возьмите», - был ответ.
Вскоре Святослав умер, а Олег Святославович погиб во время вражды с братом Ярополком. Владимир, испугавшись участи брата, бежал за море и возвратился оттуда с варягами. В это время в Полоцке «держал власть» князь Рогволод (ок. 920-978), имевший дочь Рогнеду (ок. 960 - ок. 1000). Братья решили заручиться сильным союзником - Полоцким княжеством, и оба посватались за княжну. Хорошо понимая разницу между законнорожденным наследником и сыном рабыни, княжна произнесла роковые слова: «Не хочу я за робчича, за Ярополка хочу» (по другим данным, «не хочу розути робичича» - по славянскому обычаю супруга разувала мужа).
Рогнеду готовили вести за Ярополка, когда обиженный за себя, мать и дядю (который, согласно мнению историков, и руководил всеми действиями молодого князя) Владимир с войском из варягов, новгородцев, чуди и кривичей захватил Полоцк. Месть была жестокой - Рогнеда была изнасилована в присутствии родни (Добрыня «повеле Володимеру быти с нею пред отцем ее и матерью»), ее отец и братья были убиты.
Вскоре Владимир захватил Киев и сделался полновластным правителем. Гордая Рогнеда, униженная, потерявшая родню и землю, смириться не могла. (После захвата Полоцка у Владимира как язычника появилось еще четыре законные жены и более восьмисот наложниц.) Она боялась, что первенец Владимира, ее сын Изяслав, также будет нелюбим отцом. Когда Владимир пришел к ней и заснул, она попыталась убить его, но князь проснулся и остановил ее.
- Горько уже мне стало, - сказала тогда Рогнеда, - отца моего ты убил, и землю его полонил из-за меня, а теперь - не любишь меня и младенца моего.
Князь не был сентиментальным. Он велел супруге одеться во все княжеское одеяние, как в день свадьбы, и ждать смерти. Рогнеда привела сына, дала Владимиру в руки меч, и Владимир не смог убить мать в присутствии ребенка. Тогда князь пошел к боярам и спросил, что же делать? - Отдать Рогнеде ее землю и отправить ее туда с сыном. Владимир Полоцкой земли не отдал, но построил город, названный им Изяславлем, и подарил его нелюбимой жене.
Князья полоцкой ветви Рюриковичей считали себя Рогволодовыми внуками. От князя Изяслава, получившего прозвище «книжник», берет начало собственная княжеская династия на Полотчине. Изяслав ратные дела не жаловал, зато активно занимался просвещением и распространением христианства. В 1954 г. в Новгороде была найдена печать Изяслава - один из древнейших памятников письменности в Восточной Европе и один из первых памятников письменности Белорусской земли.
После того как Владимир Святославович принял христианство, он предложил Рогнеде выбрать мужа из его вельмож. На это она ответила: «Или ты один хочешь царство земное и небесное воспринять, а мне мало того, что этого временного царства не дал, но и будущего не хочешь дать? ...не хочу быть рабою ни земному царю, ни князю, но хочу уневеститися Христу и приму ангельский образ». По некоторым данным, Рогнеда постриглась в монашество под именем Анастасии и умерла около 1000 г. Место ее захоронения неизвестно.
Другой прославленный сын Рогнеды и Владимира - Ярослав Мудрый (ок. 978? - 1054), князь ростовский, новгородский, великий князь киевский, был составителем свода законов «Русская правда», отцом, дедом и дядей многих правителей Европы. Одним из его внуков стал Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский. В период его правления установился относительный мир, усобицы между князьями прекратились, половцы присмирели. Летопись называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю». Он известен также тем, что дополнил «Русскую правду» новыми постановлениями.
Первой его женой стала Гита Гарольдовна (Уэссекская, ?-1098/1107), принцесса английская. Когда последний правивший англосаксонский король Гарольд II (ок. 1022-1066) погиб в битве при Гастингсе (1066), принцесса с братьями бежала во Фландрию, а затем в Данию. Здесь она поселилась у своего дяди, короля Свена Эстридсена (1020-1074?). Он и выдал ее замуж за русского князя. Гита родила наследника, Мстислава - Гарольда Великого (1076-1132), и по некоторым данным, была матерью Юрия Долгорукого (1090-е - 1157). Всего же она родила Мономаху двенадцать детей.
История говорит, что бывший паж Гиты после ее смерти вернулся в Англию и написал воспоминания, которые заканчиваются фразой: «И не было в мире женщины счастливее ее».
Романтическая (по средневековым меркам) история полоцкой княжны Рогнеды на протяжении столетий волновала людей искусства. Самые ранние ее изображения относятся, вероятно, к XI в., копии с них украшают Радзивилловскую летопись (XV в.). История княжны вдохновляла художников А.П. Носенко (1737-1773), А.И. Транковского (2 пол. XIX - нач. XX) и др. Жизни Рогнеды посвятили поэмы К.Ф. Рылеев (1795-1826), И.П. Алякринский (1802 (1801?) - не ранее 1859) и др. О ней сочиняли музыкальные произведения: опера (1865) А.Н. Серова (1820-1871), балет (1993) А.Ю. Мдивани (р.1937) и проч.
Образы Рогнеды и Гиты Уэссекской легли в основу двух поэм поэта-эмигранта Игоря Александровича Автамонова (1913-1995) «Рогнеда» (1970, 2-е изд. 1988) и «Владимир Мономахи Гита Гарольдовна» (1988; «Печатается с благословения Епископа Илариона Манхэттенского, Председателя Комитета Русской Православной Молодежи за границей»).
Семья Автамоновых в конце Гражданской войны (отец автора был капитаном I ранга, служил на Черноморском флоте) эмигрировала в Югославию, где находился штаб генерала П.Н. Врангеля (1878-1928). Здесь И.А. Автамонов обучался в кадетском корпусе в Белой Церкви и в Белградском университете. После войны переехал в США, активно участвовал в общественной жизни «русского Лос-Анджелеса», выпустил сборник рассказов «По дорогам» (1973), сборник стихов «Гроздья» (1977).
Обложки и рисунки к «Рогнеде» И.А. Автамонова исполнены художником К. К. Кузнецовым (1895-1980). Вторая поэма оформлена художниками Тиной Росс, В.С. Тереховым, К. К. Кузнецовым.
Как писала в 1971 г. газета «Русская Жизнь» (Сан-Франциско) о поэме «Рогнеда»: «...Все радует глаз! Все продумано, все выдержано в старославянском духе. И автор и художник проделали большую работу...», «Прекрасно описано, как наши русские женщины первые, тайком перешли от язычества к христианской вере...», «...отдельные главы можно с успехом читать на празднованиях Дня Русской Культуры, на вечерах и в наших школах на выпускных праздниках...»
Автамонов Игорь Александрович (1913-1995). Рогнеда: Поэма / Худ. К.К. Кузнецов. Лос Анжелос: Издание автора; Тип. газеты «Русская Жизнь», 1970.173, [3] с., ил. 22x15,8.
Он же. Владимир Мономах и Гита Гарольдовна: Поэма. Лос Анжелес: Изд. автора, 1988.239, [1 ] с., ил. 22,7x15,2.