Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Собрание стихотворений. В четырех томах (1926)

Собрание стихотворений. В четырех томах (1926)

Сергей Есенин

21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье Есениных родился сын Сережа. Раннее детство он провел в семье деда. Тот был купцом, владел несколькими баржами. Хотя сам Есенин, будучи уже известным поэтом, рассказывал, что происходит из богатой старообрядческой семьи. Но это была одна из легенд, которые Есенин сочинял о себе. Он был профессиональным мечтателем...

По воспоминаниям учителя литературы Спас-Клепиковской учительской школы, Есенина отличала от его однокашников «нежность характера»: «У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах. Он первый расхохочется при смешном» (Куняев Ст.Ю., Куняев С.С. Сергей Есенин. М., 2010). Мечтательность, душевная тонкость, склонность к стихосложению сильно выделяли юношу из его круга. Сергей читал книги запоем, чего совершенно не понимали в его семье.

В 1912 г., получив диплом учителя начальных классов, Сергей уехал в Москву. Он работал в мясной лавке, был грузчиком, помощником корректора в сытинской типографии. Стал вольнослушателем университета имени Шанявского и вошел в литературно-музыкальный Суриковский кружок. В это время поэт создал серию стихов для первого сборника «Радуница» (1916).

В 1915 г. Сергей Есенин отправился покорять Петроград. Он очень хотел увидеться с Александром Блоком - главным тогда своим поэтическим ориентиром. Блок принял Есенина вежливо и дал ему рекоменда

 

тельное письмо к Сергею Городецкому, поэту, художнику, увлекавшемуся русским народным искусством. Тот встретил Есенина восторженно - как настоящее чудо. Тогда же Есенин познакомился с Николаем Клюевым и стал вместе с ним выступать на народнических вечерах. После выхода «Радуницы» Есенин завоевал умы и сердца столичных читателей.

Критик и писатель Михаил Бабенчиков вспоминал: «О Есенине в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым поэтом <...> Так, о Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги действовали исправно. Есенин пешком пришел из рязанской деревни в Петроград, как ходили в старину на богомолье. Подобная версия казалась гораздо интереснее, а главное, больше устраивала всех».

Перемены 1917 г. Есенин встретил воодушевленно. Как он писал, «в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». К этому времени относятся его так называемые библейские поэмы («Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.; 1917-1919). В действительности же революция смяла, уничтожила дорогой Есенину патриархальный уклад русской деревни, и это стало для поэта большим разочарованием.

Весной 1918 г. с женой, актрисой Зинаидой Райх, и дочкой Таней он переехал в Москву. Здесь он познакомился с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем, с которыми создал Орден имажинистов. Вместе они открыли литературное кафе «Стойло Пегаса» и книжный магазин.

В1921 г. Есенин и Райх развелись, и в том же году произошла встреча поэта с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей. В мае 1922 г. они поженились и уехали в Европу и затем в Америку. На Западе Есенин тосковал, мучился. Там его травили за пропаганду Советской России, дома же он был только «попутчиком», автором «Кобыльих кораблей» (1920):

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.

Знакомый Есенина, писатель Андрей Соболь, рассказывал Владиславу Ходасевичу в 1925 г., что «так “крыть” большевиков, как это публично делал С. Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил С. Есенин, давно был бы расстрелян».

А Есенин писал поэту-имажинисту Александру Кусикову в Париж: «Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул бы на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть. <...>

Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка, теперь, когда там жмут руки тем [неразб.] - кого раньше расстреливали, теперь стало очевидно, что ты и я были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.

<...> Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской».

Иногда ему казалось, что он сможет принять большевизм: по возвращении в Москву он написал просоветские «Песнь о великом походе», «Балладу о двадцати шести» и «Поэму о 36» (все - 1924). Но было очевидно: он не сможет сломать себя и стать «своим» в пролетарской литературе.

Слава Есенина в 1920-е гг. как скандалиста была ничуть не меньше поэтической. Газеты не оставляли без внимания ни одной его выходки. С 1923 г. по 1924 г. на Есенина несколько раз заводили уголовные дела, главным образом по обвинениям в хулиганстве. Известно получившее громкую огласку дело четырех поэтов (Есенина, Клычкова, Ганина и Орешина) по обвинению их в антисемитских высказываниях.

Выход «Москвы кабацкой» (1924) породил легенду о беспробудном пьянице, который только случайно пишет первоклассные стихи. После заграничной поездки Есенин и вправду стал чаще пить. Но он никогда не прекращал работать. В 1920-е гг. им созданы знаменитые поэмы «Сорокоуст» (1920), «Пугачев» (1921) и «Страна негодяев» (1922-1923), «Анна Снегина», «Черный человек» (обе -1925), сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923).

Скандалы, доносы, травля в прессе, мучительное и опасное положение «попутчика» подорвали душевные силы поэта. Он всерьез опасался за свою жизнь и чувствовал, что его хотят убить. Пополз слух, что Сергей Есенин душевно болен.

В ноябре 1925 г. поэт лег в психиатрическую клинику, но уже 21 декабря ушел оттуда с тем, чтобы отправиться в Ленинград. Он намеревался начать новую жизнь: бросить пить, начать издавать журнал, составить собрание сочинений для Госиздата... Успел отредактировать и утвердить состав трех томов. «Настоящее «Собрание стихотворений» Сергея Есенина задумано было Государственным издательством в июне 1925 г., - отмечается в кратком издательском предисловии к первому тому. - Тогда же поэту было предложено сделать отбор его стихотворений для трехтомного издания. Есенин горячо принялся за работу и вскоре доставил стихотворения, которые считал наиболее художественно законченными и удавшимися. Примерно около трети всего написанного им за десятилетнюю поэтическую деятельность Есенин не включил в «Собрание». В изъятых стихотворениях были и ранние и позднейшие произведения. В осенние месяцы 1925 года поэт производил над ними творческую работу и неоднократно присоединял к «Собранию» как новые стихотворения, печатавшиеся в периодической печати, так и старые, заново проработанные и видоизмененные. Государственное издательство, желая представить творчество Есенина наиболее полно и всесторонне, всячески поощряло эту работу, даже вызывало её, идя на задержку набора, предоставляя возможность поэту по нескольку раз перепланировать издание.

В основу издания был положен принцип деления стихотворений по родам и видам поэзии. Таким образом в первый том вошли одни лирические стихотворения, во второй - небольшие поэмы, в третий - более крупные поэмы».

Во втором томе есть маленькая поэма (или большое стихотворение) «Пришествие», датированное 1918 годом. Вот начало его:

Господи, я верую!..
Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами
Мой пронзенный край.

За такое Нобелевских премий не дают. Хотя лучше про взаимоотношения русского человека со своей Родиной посредством Бога вряд ли скажешь.

А 28 декабря 1925 г. Сергея Есенина нашли мертвым в номере ленинградской гостиницы «Англетер». В комнате был полнейший разгром: кровь на полу, разорванные рукописи, окурки. Как рассказывал санитар Казимир Дубровский: «...там на полу лежала скатерть, битая посуда. Все было перевернуто. Словом, шла страшная борьба...» У Есенина была большая рана на переносице, синяк под глазом, рана на предплечье, ссадины. Павел Лукницкий, бывший на похоронах поэта, утверждал, что левый глаз Есенина был совершенно плоским: он вытек.

Убили или повесился? Этот вопрос до сих пор остается без ответа. Написанное кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» стало главным доказательством версии о самоубийстве поэта. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, не поверила и уговорила священника совершить обряд отпевания. 31 декабря 1925 г. Сергей Есенин был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве...

А Госиздат решил выпустить еще один том «Собрания...». «Настоящим четвертым дополнительным томом заканчивается «Собрание стихотворений» Сергея Есенина. В него вошли: а) стихотворения, не включенные поэтом, по разным соображениям, в первые три тома; б) забытые и затерявшиеся в старых журналах и газетах; в) поступившие от разных лиц, преимущественно из дружеских альбомов, не публиковавшиеся до сего времени, и г) посмертные стихотворения.

Так как мы не имели возможности пользоваться оставшимся рукописным наследством поэта, недоступно хранящимся у сестры поэта Е.А. Есениной и у разных других лиц, то, надо полагать, четвертый том не исчерпает полностью всего, написанного Есениным, а следовательно возможны некоторые пропуски, - и почти несомненны некоторые варианты и разночтения.

Но едва ли дополнения качественно могут быть существенными, поскольку первые три тома «Собрания стихотворений» включают тексты, утвержденные автором в его последней прижизненной редакции».


Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Собрание стихотворений. В четырех томах. Издание второе. - М. - Л.: Государственное издательство, 1926.

Том первый: [XL]. 332 с., на фронтисписе фотопортрет С. Есенина;
Том второй: [LVI]. 200 с., на фронтисписе и шмуцтитуле фотопортрет С. Есенина, ил.;
Том третий: 231 с, на фронтисписе фотопортрет С. Есенина, ил.;
Том четвертый. Стихи и проза: 504 с, на фронтисписе силуэтный портрет С. Есенина, ил. издательский мягкий картонажный переплет. 17 х 13 см. Тираж 10 000 экз. В Т. 1 на форзаце владельческая надпись синими чернилами:«...Быть поэтом - это /значит то же,/ если правды жизни / не нарушить, / рубцевать себя по / нежной коже, / Кровью чувств ласкать / чужие души. С Есенин.
Моему другу. / ВС 6/VI26 г.».
В Т. 4 на форзаце владельческая надпись синими чернилами: «Другу. /Я ласково влагаю / в стих; что все на / свете повторили... ../«Цветы» / Есенин / В. 6/V11927 г.».

Previous Article Семнадцать портретов (1926)
Next Article Силуэты Г.И. Нарбута (1926). «Дело» Нарбута-Колченогого (2017).
Print
570 Rate this article:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top