Четырехсотлетие Российского государственного герба (1898 год)
Евстафий Воронец
«В великой книге истории человечества едва ли можно указать более печальную для цивилизации страницу, чем 1453 год, когда Магомет II взял Константинополь, и место культурной Византии заняла полудикая мусульманская империя... Падение Византии было несчастием для всего цивилизованного мира, - всё пророчило близкую гибель юго-восточной части европейского материка... Но провидение судило иначе. Племянница последнего византийского императора, Софья Палеолог, вышла замуж за Иоанна III, Царя Русского. Ничтожное, по-видимому, обстоятельство, имевшее место при этом браке, оказалось чрезвычайно важным по своим последствиям. Иоанн присоединил Регалии византийских императоров к знакам власти Русских Царей. Этим актом он как бы признавал себя законным наследником единоверных ему греческих императоров...» - так в 1897 году писалось в «С.-Петербургских ведомостях», которые опубликовали перевод статьи из газеты «Le Nord». (Вообще, «Le Nord» была русская газета на французском языке, которая издавалась в Брюсселе с 1855 года.)
В июле 1897 года исполнилось 400 лет с момента первого появления государственного русского герба. Сохранился акт от «лета седмь тысящь пятого июля» (1497), на котором стоит гербовая печать Ивана III - на лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьём змия, на оборотной - двуглавый орёл с коронами на головах. В «Истории государства Российского» Н. Карамзин отметил, что символика российского державного герба ведет начало от этой печати, где впервые соединяются эти два образа.
Действительно, Великий князь московский Иван III обвенчался с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога 12 ноября 1472 года в Успенском соборе Кремля и так стал Царём Московским, а впоследствии позаимствовал символику некогда славной Византийской империи.
Именно Иван III окончательно избавил Московское государство и от зависимости от Большой Орды. С этой целью он выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло войско татарского хана Ахмета. Длительное «стояние на Угре» завершилось бегством татарской конницы. Это поражение оказалось для хана Ахмета смертельным: зимой 1481 года он был убит во время внезапного нападения на его ставку сибирского хана Ибака и ногайских мурз, а все его имущество досталось победителям. После этого Большая Орда уже не смогла возродить своего былого могущества.
А в состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Внешнеполитическое положение страны укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник - единый свод законов страны. Именно в нём впервые говорится об учреждение государственного герба как такового.
Двуглавый орёл был выбран Иваном III не случайно. В государственной символике Европы в то время существовало разделение: печать с одноглавым орлом была королевская (в Священную Римскую Империю входило несколько королевств), а с двуглавым - императорская.
Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона, или «ездец», как его тогда называли. В документах ХV-ХVI веков встречается толкование символа всадника как великого князя, царя, государя. Изображение всадника и образ популярного на Руси Святого Георгия Победоносца к XVIII веку объединяются в одно целое. Почитание Святого Георгия как заступника (в русской литературе и искусстве он предстаёт в образе Георгия-«змееборца», в народном творчестве - как храбрый Егорий- воин, защитник от сил зла) объясняет, почему именно его московские князья избрали своим покровителем. Они не только переносили на себя деяния святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьём. А традиция прочно связывала образ святого с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, покровителем которого являлся Георгий Победоносец.
По мере укрепления царской власти к символам двуглавого орла и всадника добавлялись новые атрибуты. В XVII веке «в пазноктех» (т.е. в лапах с когтями) орёл уже держал скипетр и державу - регалии императорской власти.
В 1645 году при царе Алексее Михайловиче появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орёл с «ездецом» на груди коронован тремя коронами. А «Соборное Уложение» 1649 года (см. Библиохронику. Т. Г) придавало столь важное значение русскому гербу, изображённому на царских печатях, что подлоги их осуждались наравне с преступлениями против самого царя: «...А будет кто воровством же учнет отымать Государевы печати от Государевых грамот или от иных каких приказных писем... и тех людей по тому же казнить смертию». В 1654 году кованый двуглавый орёл был установлен на шпиле Спасской башни Московского Кремля. Позднее двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях Кремля.
А официально государственные эмблемы «растолковывались» в специальном указе царя Алексея Михайловича от 1667 года, где написано, в частности, что «орёл двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют» три «великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства»; скипетр и держава «являют» государя и обладателя.
Видоизменялся государственный герб России и в петровское время. После принятия Петром I титула императора в 1721 году появляются новые символы власти - императорские, а также устанавливаются государственные гербовые цвета: императорский черный орёл на золотом (жёлтом) фоне.
Своеобразную «геральдическую реформу» провёл император Александр II в 1857 году. Специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената он создал Гербовое отделение, которому было поручено «установить изображение русского государственного герба сообразно с переменами, произошедшими в русской жизни». Руководитель отделения, барон Кёне, предложил целую систему российских государственных гербов. Появились большой, средний и малый государственные гербы (отличались степенью сложности рисунка), соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых. С одобрения царя все описания гербов были опубликованы. Позднее эти новые государственные гербы утвердил Александр III: большой государственный герб - в 1882 году, средний и малый - в 1883 году.
В «Своде Законов Российской Империи» (СПБ., 1892) было дано описание герба: «Российский государственный герб есть в золотом щите черный, двоеглавый орёл, коронованный двумя Императорскими коронами, над которыми третья, такая же, в большем виде, корона с двумя развивающимися концами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский: в червленом щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьём».
К юбилейной дате 1897 года церковный писатель, миссионер, исследователь «гражданских государственных предметов» Евстафий Николаевич Воронец издал монографию «Четырехсотлетие русского государственного герба».
Это была одна из первых попыток изложить историю русского герба за всё время его существования. Здесь Евстафий Николаевич особое внимание уделяет возникновению и последующему развитию государственных гербов Российской империи, воспроизводит тексты соответствующих указов. За свой труд 2 июня 1898 года он был удостоен благодарности императора Николая II.
Известностью пользовались также сочинения Е. И. Воронца о русском гербовом народном флаге (черный - жёлтый/золотой - белый/ серебряный) - «Какие цвета установлены историей и русскими законами для отличительно русского всесословного и государственного флага» (Харьков, 1892).
В 1890 году было учреждено Особое совещание под председательством адмирала К.Н. Посьета для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание тогда пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же черно- жёлто-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В своей брошюре «Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-государственного символического отличительно-русского флага» (Харьков, 1910) Е.Н. Воронец доказывал ошибочность выводов Посьетовской комиссии.
Когда в 1910-1912 годах в России вновь разгорелись споры о реформе национального русского флага, активное участие в них принимал Е.Н. Воронец, который считал: «Народ русский должен быть объединён и в отличительных русских цветах только с царём и государством русским».
Воронец был автором многочисленных церковно-исторических исследований. Современники высоко ценили деятельность Воронца: «Безмездные по свободному произволению, долголетние просвещённые труды Е. Н. Воронца заслужили ему почётную известность и выразили служение его Государю и Отечеству на пользу науке и просвещению не менее, как если бы он занимал формально кафедру профессора в учебном заведении».
К сожалению, ничего не известно о последних годах жизни и дате смерти Евстафия Николаевича Воронца, который долгие годы жил в Харьковской губернии и, видимо, там и был похоронен.
В 1917 году вместе с самодержавием уничтожались и зримые его образы, символы, а таким символом в первую очередь являлся герб Российской империи. Но ещё в течение нескольких месяцев после отречения от престола Николая II двуглавый орёл, лишённый царственных атрибутов и без изображения Святого Георгия (по эскизу известного художника Ивана Билибина), украшал печать Временного правительства.
Первый советский герб - герб РСФСР - был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но содержал в себе абсолютно новые эмблемы: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: “Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика” и “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”». Его существование было законодательно закреплено Основным законом РСФСР, в котором содержался раздел «О гербе и флаге», принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года.
Указом Президента России Б.Н. Ельцина от 30 ноября 1993 года был введён новый (а на самом деле, далеко не новый) государственный герб - двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона». Двуглавый орёл вновь стал гербом России.
Воронец Евстафий Николаевич (1846-после 1914)
Четырехсотлетие Российского государственного герба. С рисунками. Члена Общества Ревнителей Исторического просвещения в память Императора Александра III Е. Н. Воронца. Харьков: Типография «Южного края», 1898. 53, II с.; ил. Шёлковый издательский переплёт с узорным тиснением по верхней крышке, форзацы из рифлёной бумаги, мраморированный обрез. Экземпляр на слоновой бумаге с литографированным изображением гербовой печати 1497 года, российским государственным гербом и хромолитографированным гербовым народным флагом. 28x20,5см.