Девяностые – бурные, разрушительно-созидательные...
Вступительная статья к разделу 90-х годов
Я строю на песке, а тот песок
еще недавно мне скалой казался.
Он был скалой, для всех скалой остался,
а для меня распался и потек...
Б. Слуцкий
90-е годы в истории страны и в моей жизни стали одними из самых бурных (не считая 40-х). Я бы их назвал разрушительно-созидательными. И в этом нет парадокса.
К началу десятилетия почти все окончательно поняли: курс генсека Горбачева и его сподвижников направлен на слом устаревшей государственной машины во всех сферах жизнедеятельности страны, начиная от форм собственности на средства производства и кончая структурой госорганов. Кардинальные реформы требовались прежде всего в социально-экономической, производственно-потребительской, внешнеполитической и судебноправовой системах. Напомним, что еще в 1591 году Джайлс Флетчер, посланник английской королевы Елизаветы I, упрекал «москвитян» в главенстве «права силы» над «силой права». И до конца восьмидесятых годов XX столетия эта формула в разных ипостасях была в нашей стране реальностью.
Коренной пересмотр всех форм существования народа назрел.
Переход от старой России к новой через Советский Союз свершился, чудом избежав кровопролитной трагедии.
Сегодня очевидно, что на переходном рубеже совершено множество ошибок. Но критиковать легче, чем делать: все мы крепки задним умом. Факт остается фактом: в девяностых страна выбрала другое направление развития, нежели существовавшее в прожитые ранее семьдесят с лишним лет.
События развивались стремительно.
Назову самые существенные для меня и моего ближайшего окружения, свершившиеся в преддверии девяностых и в первые два года десятилетия:
- отмена однопартийной системы на уровне Конституции страны (90-й год);
- объединение двух, долгие годы разъединенных, частей Германии. Кстати, с моей точки зрения, различие в ментальности сообществ людей даже одной национальности, но некогда разделенных социально-экономическими системами, сказывается и по сей день;
- отмена цензуры в любых ее проявлениях, как средства жесткого давления и на человека, и на общество в целом;
- декларация о допустимости (и совместимости) различных форм собственности и производства;
- снятие ограничений на перемещение наших граждан в межгосударственном пространстве;
- провозглашение свободы слова и собраний;
- попытка членами ГКЧП 19 - 21 августа осуществить государственный переворот;
- проведение в Нюрнберге беспрецедентной выставки «Старая русская книга» из собрания автора этих строк.
Но главное событие (к нему можно по-разному относиться) вошло в историю под названием «Беловежское соглашение» и ознаменовало собой прекращение существования страны в ее прежнем виде и исчезновение СССР с карты мира. Насколько правомочны и юридически обоснованы были действия шести персон - Ельцина, Шушкевича, Кравчука и трех человек из их ближайшего окружения? Кто они такие, чтоб так легко и запросто, одним росчерком пера, решить судьбу миллионов сограждан? Да еще и звонить потом президенту США Бушу-старшему? Хорошо еще сообразили ядерное оружие оставить у России...
О том, что происходило в стране в период с 1992 года по настоящее время, постараемся рассказать в третьем выпуске настоящего проекта.
Как публиковали в книгах XIX - начала XX века, «продолжение будет». Не «следует», а именно «будет». Если, разумеется, получится... Понятная дилемма: с одной стороны, без планов - никуда, а с другой - строить планы - смешить Всевышнего.
Доживем - увидим!
Дорогой Читатель, мы не прощаемся. С надеждой говорим: «До свидания!»