Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

В круге первом (1969)

В круге первом (1969)

Александр Солженицын

В жизни Александра Исаевича Солженицына были три шарашки – Рыбинская, Загорская и Марфинская. Его роман «В круге первом» стал самым известным художественным произведением, открывшим миру эту некогда обширную, но всё ещё мало исследованную территорию на просторах «архипелага ГУЛАГ».

На тюремном жаргоне слово «шарашка» означает отдельное помещение. С 30-х годов XX века обитатели ГУЛАГа стали называть «шарашками» («шарагами») подведомственные «органам» Специальные конструкторские бюро, в которых работали заключённые инженеры. В романе Солженицына опытный «зэк» рассказывает своему молодому товарищу: «Все эти шарашки повелись с девятьсот тридцатого года» как стали инженеров косяками гнать. Первая была на Фуркасовском, проект Беломора составляли. Опыт понравился. На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе двух больших инженеров или двух больших учёных: начинают бороться за имя, за славу, за сталинскую премию, обязательно один другого выживет. Поэтому все конструкторские бюро на воле - это бледный кружок вокруг одной яркой головы. А на шарашке? Ни слава, ни деньги никому не грозят. Николаю Николаичу полстакана сметаны и Петру Петровичу полстакана сметаны. Дюжина медведей мирно живёт в одной берлоге, потому что деться некуда. Поиграют в шахматишки, покурят - скучно. Может, изобретём что-нибудь? Давайте! Так создано многое в нашей науке! И в этом - основная идея шарашек».

Действие романа «В круге первом» происходит в Марфинской шарашке, занимавшейся секретной телефонией. Здесь, на окраине Москвы, неподалеку от Останкина, в перестроенном здании семинарии, летом 1947 года был размещен спецобъект № 8 системы МВД, позднее преобразованный в Лабораторию № 1 при отделе оперативной техники МГБ СССР для «разработки аппаратуры засекречивания телефонных переговоров гарантированной стойкости». Солженицын пробыл в Марфине с 9 июля 1947 года по 19 мая 1950 года сначала в роли библиотекаря, затем - в составе группы, занимавшейся изучением устной русской речи. Выпускник 1941-го года физико-математического факультета Ростовского государственного университета, бывший сталинский стипендиат и обладатель диплома с отличием, он должен был обеспечивать математический анализ исследования. Такое превращение было почти мгновенным...

Орденоносец, к маю 1944 года Солженицын - капитан, командир батареи звуковой разведки на 2-м Белорусском фронте. А в феврале 1945 года его арестовывают - за то, что в письмах позволил себе довольно откровенно усомниться в «Пахане», под которым угадывался Сталин. В итоге - приговор: 8 лет исправительно-трудовых лагерей и вечная ссылка по окончании срока заключения. Так начались его скитания по шарашкам и спецтюрьмам, от Бутырской тюрьмы до лагеря в Экибастузе. Освобожден 13 февраля 1953 года.

К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 года. В 1957 году решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован.

Неслучайна проблема нравственного выбора - где проходит граница допустимого сотрудничества человека с неправедной властью? На что можно пойти ради самосохранения и благополучия своих близких? - станет одной из ключевых для Солженицына при написании романа «В круге первом». О ней будут яростно спорить герои романа - Глеб Нержин (А.И. Солженицын), Лев Рубин (Л.З. Копелев) и их друг Дмитрий Сологдин (Д.М. Панин). Роман (тогда он ещё назывался «Шарашка») был начат писателем в Южном Казахстане, в ссылке, в 1955 году. Через несколько лет в Рязани появились вторая и третья редакции, включавшие 96 глав. Когда у А.Т. Твардовского возникла идея о публикации в «Новом мире», текст был переработан и сокращён до 87 глав.

В 1961 году Солженицын передал Твардовскому для публикации рассказ «Щ-854» о жизни простого заключённого из русских крестьян. Твардовский стал добиваться публикации произведения. В конце концов, лично Н.С. Хрущёв разрешил публикацию рассказа. Под названием «Один день Ивана Денисовича» он был напечатан в журнале «Новый мир» (№ 11, 1962), сразу же переиздан и переведён на иностранные языки.

Абсолютно небывалый случай: всего лишь через восемь лет после публикации этого произведения, в 1970 году, Александру Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. Но к тому времени Солженицын станет принципиальным и последовательным противником советской власти. Советская власть отвечала ему тем же...

В 1965 году КГБ конфисковал архив Солженицына. Через три года в США и Западной Европе без ведома автора публикуются знаменитые произведения Солженицына - «В круге первом» и «Раковый корпус». А в ноябре 1969 г. он был исключён из Союза писателей СССР. 12 февраля 1974 года Солженицына арестовывают, обвиняют в измене Родине, лишают советского гражданства и высылают из СССР. Швейцария, Франция, Англия, Канада, северная Европа - маршруты перемещений Солженицына. Как это ни парадоксально, большая часть русской эмиграции весьма критически относится к заявлениям и текстам Солженицына, в которых он не только критикует советскую политическую систему, но и довольно скептически относится к перспективам Западной цивилизации, капитализма. С апреля 1976 года с семьёй Солженицын переезжает в США. Живет очень замкнуто в городке Кавендиш (штат Вермонт). «Вермонтский затворник» - такое он получает прозвище в то время...

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1997 году его избирают академиком Российской академии наук по Отделению историко-филологических наук. А 2 июня 1999 г. на Общем собрании РАН он был объявлен лауреатом Большой Ломоносовской медали Российской Академии Наук - высшей научной награды России. Но Солженицын остается верен себе даже и в этом потоке благожелательного официоза. Характерно, что свое «Слово при получении Большой Ломоносовской медали» он назвал «Наука в пиратском государстве».

«Я вырос в сознании, что писатель не смеет отдаться полностью своим художественным прихотям. Что рано или поздно он должен послужить своему народному сообществу, своему Отечеству, - отмечал А.И. Солженицын в этом «Слове...». - Рано или поздно. А после выжигающих, истребительных наших десятилетий - даже чем раньше, тем лучше. Десятилетиями в нашей стране выборочно уничтожался высший интеллектуально-духовный слой, особенно в гуманитарной и общественной области, уничтожались потенциально самые активные люди, способные к разумной деятельности. И, думал я, у кого есть силы - должны заменить истреблённых, даже выходя за контуры своей профессиональной деятельности и своего жизненного плана. Поэтому, но и по общественной страсти, я, едва начав публичный литературный путь, вынужден был много сил переложить на борьбу за общественную справедливость, в противостояние жестокому политическому режиму.

Но даже и более того я сознавал свой долг - и испытывал страсть - раскопать и осветить завалы нашей недавней истории, мучительно переживал явную лживость официальных версий. Так со своих 18 лет и далее, чем за 70, главным делом своей жизни я видел: написать литературную историю Российской революции Семнадцатого года. <...> Такая колоссальная растопочная работа, никак бы не достижимая мне в советских условиях, широко распахнулась после высылки на Запад. Там стали мне доступны и богатые русские архивы Соединённых Штатов, и вся печатность дореволюционная и русской эмиграции. Если при работе над «Архипелагом ГУЛагом» я обладал лишь малым числом документов и вынужден был опереться главным образом на свой жизненный опыт и живые свидетельства очевидцев, - то теперь эти свидетельства ещё не умерших современников революции, тоже нескольких сотен, были лишь ярким, телесным дополнением к документальным материалам. <...>

Нынешнее, ещё новое, падение России длится не месяцы, нет, вот уже второе десятилетие - так тем опаснее и долговременней могут быть материальные, демографические и нравственные последствия. Тем трудней - найти и осуществить созидательный выход из этого хаоса, безвозбранно усугубляемого высокопоставленным грабительством.

А многие те уроки Семнадцатого года крайне бы нужны российским деятелям наступивших сейчас критических годов - да упущены ими нацело. <...>

В условиях уникального в человеческой истории пиратского государства под демократическим флагом, когда заботы власти - лишь о самой власти, а не о стране и населяющем её народе; когда национальное богатство ушло на обогащение правящей олигархии из неперечислимых кадров властей верховной, законодательной, исполнительной и судебной, - в этих условиях трудно взяться за утешительный прогноз для России. Но во всяком случае решение следует искать глубже уровней экономического, политического и даже социального»...

Роман же «В круге первом» считается одной из вершин художественной прозы А.И. Солженицына. В 2006 году он стал первым произведением, опубликованным «академической» серией «Литературные памятники» при жизни автора.

«Библиохроника» представляет 7-ю, наиболее полную, редакцию романа, выпущенную парижским издательством Ymca- Press, в 1969 году.


 

Солженицын Александр Исаевич (1918-2008)

 

В круге первом. Роман. Paris: Ymca-Press, 1969.1 л. - фотопортрет А. И. Солженицына, 666 с. В издательском переплёте по рисунку Ю. П. Анненкова. 23x16 см. Верхняя часть титульного л. обрезана. В нижней части титульного л. дарственная надпись чёрными чернилами: «Сергею Алексеевичу Венгерову. 5.11.05. А. Солженицын».

Венгеров Сергей Алексеевич (род. 1966) - библиофил, собирает русскую книгу XX века.

Print
535 Rate this article:
No rating
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top