Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

News

"Библиохроника" глазами журналистов или что пишут и о чем говорят в средствах массовой информации о жизни и развитии проекта.

Сонеты Уильяма Шекспира в гравюрах Виктора Гоппе. (4.10.2022 г.)

Индустрия социализма (1935 год)

Индустрия социализма (1935 год)

Альбом «Индустрия социализма» — одно из выдающихся творений великого конструктора книги ХХ столетия Лазаря Мордуховича Лисицкого, известного во всём мире под име­нем Эль Лисицкий.

Родился Лисицкий 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской губернии в семье ремесленника-предпринимателя. Закончил архитектурный факультет Высшей политехни­ческой школы в Дармштадте и Рижский поли­технический институт. В автобиографии он писал: «Наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века, и мы стали призывни­ками эпохи нового начала человеческой исто­рии. Мы воспитаны эпохой изобретений. С 5-ти лет слушаю фонограф Эдиссона, 8 — первый трамвай, 10 — вижу кино, затем авто, дирижабль, аэроплан, радио. Чувства вооружа­ются инструментами увеличивающими и уменьшающими. Передовая европейская и американская техника заботится об оснастке нашего поколения. К 24 годам — диплом инженера-архитектора».

Оформлением книг Лисицкий занялся в 1917 году, иллюстрируя произведения еврей­ских писателей, написанные на идише. Одной из первых его работ стала «Пражская легенда» — сборник стихов М. Бродерзона. Из 110 экземпля­ров тиража 20 были раскрашены от руки и выполнены в виде свитка.

Художник с восторгом принял революцию. «Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью, — говорил он впо­следствии. — Мы начинаем ощущать новый мир как реальное свершающееся действие. Мы верим, что элементы химической формулы нашего творчества: проблема, изобретение и искусство - соответствуют требованиям этой эпохи. Время нальёт нас энергией для больших свершений».

По приглашению Марка Шагала Лисицкий приехал в Витебск, где в 1920 году, взяв псевдо­ним Эль Лисицкий, стал членом основанного К. С. Малевичем общества Уновис («Утверди-тели нового искусства»). В письме к Малевичу он впервые высказал свои идеи по поводу зри­тельского восприятия книги: «Я считаю, что мысли, которые мы пьём из книги глазами, мы должны влить через все формы, глазами вос­принимаемые. Буквы, знаки препинания, вно­сящие порядок в мысли, должны быть учтены, но кроме этого бег строк сходится у каких-то сконденсированных мыслей, их и для глаза нужно сконденсировать».

Именно в Витебске во время преподавания на графическом факультете Витсвомаса (Витебских Свободных мастерских) и под вли­янием Малевича сформировалось отношение Лисицкого к книге как к конструктору. В ста­тье «Супрематизм созидания», опубликован­ной в альманахе «УНОВИС» № 1 он писал: «Книгу стройте, как тело, движущееся в про­странстве и времени, как динамический рельеф, в котором каждая страница - поверх­ность, несущая формы, и при каждом пово­роте - новое пересечение и новая фаза еди­ного строя».

В 1920-е годы, много путешествуя по Фран­ции и Германии, художник встречается с круп­нейшими теоретиками и практиками нового искусства того времени — Тео-Ван-Дейсбургом, Мис Ван дер Рое, Вальтером Гропиусом, Ле Кор­бюзье, Гансом Шмидтом, Гильберсеймером, Ганнесом Майером. Он делает доклады о совет­ском искусстве, пропагандирует конструкти­визм и супрематизм, участвует в организации выставок. Совместно с И. Г. Эренбургом издаёт журнал «Вещь» (1922), в котором сотрудни­чают Ч. Чаплин, С. М. Эйзенштейн, Ле Корбю­зье, Ф. Леже. В редакционной статье к первому номеру «Вещи», написанной Эль Лисицким и Эренбургом, говорилось: «В течении форм есть законы связи, и классические образцы не страшны современным мастерам. У Пушкина и Пуссена можно учиться — не реставрации умерших форм, а непреложным законам ясно­сти, экономии, закономерности». Позднее Илья Григорьевич вспоминал, что, будучи мягким и чрезвычайно добрым, порой наивным в жизни, Эль Лисицкий «в искусстве казался непреклонным математиком, вдохновлялся точностью, бредил трезвостью. Был он необы­чайным выдумщиком, умел по-новому постро­ить книгу».

После возвращения в Россию художник пре­подавал во ВхУТЕМАСе, редактировал книги по искусству, проектировал мебель, оформлял павильоны для выставок в Москве, Кёльне, Париже, Дрездене, Нью-Йорке, Лейпциге. В этот период он много работал для периоди­ческих изданий: готовил к печати «Известия ассоциации новых архитекторов» (1925), делал обложки для журналов «Полиграфическое производство», «Революция и культура», «Жур­налист», «Строительство Москвы», «Бригада художников», «Техническая пропаганда», «Архитектура СССР».

В 1927 году в работе «Наша книга» Эль Лисицкий окончательно сформулировал свою кон­цепцию построения книги: «Вплоть до сегод­няшнего дня фотография является тем спосо­бом показа, который для всех понятен более прочих. Таким образом, мы в преддверии книжной формы, где изображение станет пер­вичным, а литеры - вторичным... Да, в настоя­щее время у нас нет нового образа для книги, как для формы, это всё ещё книжный блок с обложкой, корешком и страницами 1, 2, 3». Однако, считал он, наступало время «переход­ного периода», в котором должен преобладать иллюстрированный еженедельник. Эти идеи художник воплотил в журнале «На стройке», с которым начал сотрудничать в 1932 году. «Моей первой работой был номер, посвящённый Днепрострою, — писал он впоследствии. — Слово "оформление" совершенно не выражает всё творческое содержание нашей работы. Я смею думать, что работа над "образом" номера журнала, как, например, "Челюскин­ский" или "Конституция СССР", не менее напряжённа, чем над картиной. И обществен­ный резонанс не менее широк».

Своим творчеством Эль Лисицкий утверж­дал книгу как равноправный объект визуаль­ного искусства: «Мы знаем, что при тесной связи с социальной действительностью, при постоянном заострении нашего оптического нерва, при рекордной скорости развития общества, при неизменно кипящей изобрета­тельности, с овладением пластическим мате­риалом, структурой плоскости и её простран­ством, мы, в конце концов, сообщим новую действенность книге как произведению искус­ства. Я думаю, что форма книги в ближайшем будущем станет пластически-изобразитель­ной». Его кредо — максимум иллюстративного материала при минимуме текста.

Именно с этих позиций следует рассматри­вать изданный к VII Всесоюзному съезду Сове­тов альбом «Индустрия социализма», «главным инженером» которого был Эль Лисицкий. Заду­манное как свидетельство торжества тяжёлой промышленности СССР, это издание стало памятником мирового книжного искусства. В его оформление включены такие порой нетради­ционные для полиграфии материалы, как кожа, картон, калька, плёнка, ткань, металл, оргстекло; использованы различные способы печати: меццо-тинто, фототипия, автотипия, литогра­фия; применены новейшие способы и приёмы дизайнерского оформления: фотомонтаж, кол­лаж, гармошки, вкладки и т. д. Вопреки уже сло­жившейся к тому времени жёсткой «табели о рангах», тексты, в том числе речи партийных вождей, играют здесь вспомогательную роль, уступив место изобразительному ряду.

В «Индустрии социализма» гениальный худож­ник ХХ века попробовал совместить своё пони­мание «большого стиля» эпохи с принципами авангардистского искусства. Однако созданный им шедевр стал одним из последних «взлётов» советского книжного конструктивизма. Под­тверждалось известное правило: поиск новых форм неприемлем для тоталитарной власти своей непредсказуемостью. Наступала эра насаж­даемой силовыми методами официальной док­трины социалистического реализма.

Несмотря на сужающееся пространство для творческого эксперимента, Эль Лисицкий про­должал трудиться до последних дней. Он умер 30 декабря 1941 года. Последней его работой стал плакат «Давайте побольше танков!»


Индустрия социализма: Тяжёлая промышленность к VII Всесоюзному съезду Советов. Москва: СТРОИМ (газета «За индустриализа­цию») и ИЗОГИЗ, 1935. 7 отдельных выпусков в папке и 2 отдельных л. Автор художественного построения альбома - Эль Лисицкий. 33,5х25,5 см. Выпуск 1: Новое лицо СССР. 18 л. фотоиллюстраций, из них 2 л. кальки с тиснением, 2 л. меньшего формата (23,5х27 см), один раскладывающийся л. (56х19,5 см), 41 с. текста меньшего формата - отчётный доклад наркома тяжёлой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе. В издательской цветной конструктивистской обложке, отпечатанной в четыре краски, с барельефом. Выпуск 2: Большевики разбудили естественные богатства страны. 88 л. фотоиллюстраций, вклейка с текстом (23х11,5 см), 4 вставки на кальке (23,5х35 см), 5 вклеек - диаграммы на кальке (24х17 см), 4 вклейки (разворот 46х34 см), складная вклейка (12,5х40 см), складная вклейка (85х12,5 см), вклейка: фотографии (23,5х30 см), складная вклейка (82,5х11,5 см), складная вклейка (75х11 см), складная вклейка (54х11,5 см), складная вклейка (99х85 см), складная вклейка (88х13 см), складная вклейка (71х11,5 см), вклейка (две репродукции, соединённые вверху), применён цветной целлулоид с тиснением. В тексте - профиль И. В. Сталина, составленный из букв, буквы напечатаны объёмно. В выпуск вмонтирована серия литографий П. Н. Староносова - портреты героев труда. Также вос­произведены, в том числе в цвете, работы В. C. Сварога, К. Ф. Богаевского, П. И. Котова, Ф. К. Лехта и др. В издательской цветной кон­структивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 3: Машиностроение - ключ реконструкции. 26 л. фотоиллюстраций, вставка с текстом (11,5х34,5 см), 2 вклейки разворота (45х34 см), диаграмма на кальке (23,5х17,5 см), 14 вставок, продолжающих иллюстрации (34,5х12 см), вклейка с фотографией (23,5х23 см), складная вклейка - разворот (68х10 см). В издательской конструк­тивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 4: Вперёд и выше! 24 л. фотоиллюстраций, из которых 1 л. раскладыва­ющийся и меньшего формата (42х22,5 см). В издательской цветной конструктивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 5: Мужика - на трактор, СССР - на автомобиль! 24 л. фотоиллюстраций, среди которых 3 раскладывающихся л. (45х35 см), 1 раскладывающийся л. меньшего формата (40х12 см) и 4 л. меньшего формата (24х23 см). В издательской цветной конструктивист­ской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 6: ...Это живые люди, это мы с вами... 43 л. фотоиллюстраций и вклейка с тек­стом (23,5х21,5 см), из которых 5 листов с вырубкой-прорезью под лица вождей, лист с вырубкой и с наклеенной натуральной тканью, вклейка-раскладушка с фотоиллюстрациями (70х12 см), последний л. сложен вчетверо (44х56 см). В издательской цветной конструк­тивистской обложке в четыре краски с барельефом. Выпуск 7: Тяжёлая индустрия СССР. Список предприятий Народного комиссари­ата тяжёлой промышленности, нанесённый на 2 карты Европейской и Азиатской частей СССР форматом 90х61 см., 39 с. текста и 2 цветные складные карты. К нашему экземпляру приложена третья складная цветная карта: «Политико-административное деление Союза ССР» размером 59х49 см. В издательской цветной папке, отпечатанной в две краски.

Все выпуски заключены в издательскую папку с пластиковыми клапанами и тиснением на крышке и корешке. Автор художествен­ного построения и дизайна альбома - Эль Лисицкий. Ответственный редактор альбома - Б. М. Таль. Художественная редакция И. П. Абрамского. Литературная часть - А. М. Литвак. Фотомонтажи, рисунки барельефов и диаграммы - В. Ф. Штраних. Использованы фотографии М. В. Альперта, Г. Г. Петрусова, М. Прехнера, А. С. Шайхета и др. Подарочное издание большого формата, не предназначенное для продажи и отпечатанное в ограниченном количестве экземпляров. Редкость!

Print
2198 Rate this article:
4.0
Please login or register to post comments.

Календарь публикаций

«November 2024»
MonTueWedThuFriSatSun
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top