Азбука красноармейца (1921 год)
Дмитрий Моор
Одна из самых выразительных по изобразительному материалу и редких азбук раннего советского периода. Учебные пособия для бойцов Красной Армии издавались и раньше. Достаточно вспомнить «Военный букварь» 1919 года, составленный из расхожих политических лозунгов и наиболее ходовых в солдатской среде понятий. Так, букву «К» авторы букваря предлагали изучать при помощи слов «каша», «карта», «комар», «конница», «конституция», «коммунизм».
При некоторой видимой схожести уровень иллюстративного материала и текстов «Азбуки красноармейца» выделяет её из общего ряда советских учебно-пропагандистских изданий первых послереволюционных лет. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что автором рисунков и подписей к ним является Дмитрий Стахиевич Моор, известный ныне как один из родоначальников советского политического плаката.
Сын крупного чиновника, художник популярного сатирического журнала «Будильник», Моор ещё в студенческие годы отличался левыми убеждениями, участвовал в революционном движении, одно время работал в подпольной типографии. Поэтому приход под знамёна новой власти после октября 1917-го оказался для него вполне закономерным.
В 1918 году Моор поступает на службу в военный отдел Издательства ВЦИК, где оформляет листовки и плакаты, расписывает агитационные поезда, отправляющиеся на фронт. В 1919 году он переходит в литературно издательский отдел Политического управления Красной Армии, работает в Окнах РОСТА.
Из созданного в те годы наибольшую популярность ему принесли плакаты «Ты записался добровольцем?» (1918) и «Помоги!» (1921), на десятилетия ставшие «визитной карточкой» художника.
В дальнейшем Моор продолжал активно работать в жанре политического плаката, публиковал карикатуры в журнале «Крокодил» и других периодических изданиях, пре подавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе, Московском полиграфическом институте.
Многие работы Моора были признаны классическими ещё при жизни художника, на них воспитывались несколько поколений советских графиков.
Однако «Азбука красноармейца» оказалась обойдённой вниманием искусствоведов: упоминания о ней отсутствуют даже в специальных монографиях, посвящённых творчеству Моора. Между тем именно в ней отчётливо проступают черты «фирменного стиля», выработанного художником в послеоктябрьский период: кричащая злободневность сюжетов, тщательность художественной проработки рисунка и подчёркнутая хлёст кость текстовок, порой с употреблением лексики, несколько неожиданной для выпускника математического отделения Императорского Московского университета.
Впрочем, отсутствие ссылок на издание может объясняться тем, что, несмотря на огромный тираж, экземпляры «Азбуки» практически не сохранились.
Описываемый экземпляр ранее находился в собрании художника С.Б. Телингатера.
Моор (настоящая фамилия - Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946)
Азбука красноармейца.
Моор (настоящая фамилия - Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946)
Азбука красноармейца. Написал и нарисовал Д. Моор. Москва, ГИЗ, отдел военной литературы при Реввоенсовете республики, 1921. [28] с. с иллюстрациями. В издательской иллюстрированной обложке по рисунку Д. Моора. 24,1х17,1 см. Обложки и иллюстрации -цветные литографии. Текст литографирован с оригиналов Д. Моора. Экземпляр происходит из библиотеки Соломона Бенедиктовича Телингатера (1903-1969), выпускника московского ВХУТЕМАСа, известного в 20-е годы художника-конструктивиста (ряд работ выполнил с Л.М. Лисицким), впоследствии - крупного книжного графика, лауреата Гутенберговской премии (Лейпциг, 1963).