Венок на памятник Пушкину (1880 год)
Поэтический Мессия
На Руси, - он, как Россия,
Всеобъемлющ и велик.
Ныне мы поэта славим
И на пьедестале ставим
Прославляющий нас лик...
Я. Полонский
Идея воздвигнуть памятник поэту родилась в 1860 году, накануне юбилея - пятидесятилетия Царскосельского Лицея. Бывшие его воспитанники, и прежде всего лицеисты первого, пушкинского, выпуска - адмирал Ф.Ф. Матюшкин и статс-секретарь М.А. Корф, предложили объявить сбор пожертвований на памятник Пушкину в царскосельском парке. На первом этапе благородное начинание должной поддержки общественности не получило: удалось собрать только 13 359 рублей.
В феврале 1871 года для сооружения памятника был создан Пушкинский комитет под председательством принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Чтобы будущий монумент получил «вполне национальное значение», его решили установить в Москве, на родине поэта, «средоточии России в духовном, как и в физическом смысле». Москва имела ещё и то преимущество перед Петербургом, что в ней оставалось много свободного пространства, тогда как «в столице все открытые и почётные места были уже заняты царственными особами и знаменитыми полководцами». 17 июня 1872 года Общая Дума выделила под памятник 30 саженей земли в начале Тверского бульвара.
Пушкинский комитет снова объявил подписку, в которой приняли участие, кроме частных лиц, члены императорской фамилии, редакции газет и журналов. Полученной суммы - 106 575 рублей - хватило не только на сооружение памятника Пушкину, но и на издание его сочинений.
Собрав необходимые средства, комитет столкнулся с новой проблемой: ни одна из представленных на конкурс моделей памятника не удовлетворяла специальную комиссию. В итоге, после трёх туров, растянувшихся на несколько лет, победителем стал сын ярославского крестьянина, ученик скульптора Д.И. Иенсена и помощник М.О. Микешина в создании памятников «Тысячелетие России» в Новгороде и Екатерине II в Петербурге - Александр Михайлович Опекушин (1838-1923).
В полдень 6 июня 1880 года под звон колоколов и пение народного гимна спала парусиновая пелена, окутывавшая статую. «За первою минутой общего оцепенения громкое "ура" огласило площадь. У одного из сыновей поэта, присутствовавших на торжестве, градом, в три ручья лились слезы. И действительно, редко кому суждено испытать такие минуты! А перекатное "ура" всё гремело по площади».
«Венок на памятник Пушкину» - подведение итогов празднествам, проходившим не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе, Киеве, Варшаве, Риге, Туле, Самаре, в селе Балаково, Пскове, Царском Селе, Кишинёве, Орле и Тифлисе. Составитель сборника - журналист, художественный критик и литературовед Фёдор Ильич Булгаков (1852-1908) - старался подчеркнуть главную идею праздника: общественно-политическое примирение и единение под флагом национального гения, указавшего путь культурного возрождения России.
Основную часть книги составили речи и приветственные слова, произнесённые в храмах во время богослужений, на торжественных собраниях и литературных обедах. Среди ораторов - московский митрополит Макарий, принц П.Г. Ольденбургский, управляющий Министерством народного просвещения А.А. Сабуров, московский генерал-губернатор В.А. Долгорукий, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, академики М.И. Сухомлинов и Я.К. Грот, историк В.О. Ключевский.
Один их разделов посвящён описанию Пушкинской выставки, подготовленной Обществом любителей российской словесности и представленной в двух залах Дворянского собрания. В заключительной главе сборника новые материалы о Пушкине, а также публикация его «Дневника» и списка стихотворения «Моя родословная».
Издание содержит много ценного фактического материала, включая список депутатов от разных учреждений и обществ, командированных на открытие памятника Пушкину, а также перечень венков, возложенных к его подножию. В то же время «беспристрастный хроникёр», как назвал себя составитель, не упускал любопытных подробностей, передающих эмоциональный накал пушкинского праздника.
6 июня у только что открытого памятника поэту произошло следующее: «Когда кончилось торжество, толпа хлынула к памятнику и кинулась на венки. Спешили сорвать кто лавровый, кто дубовый листок, кто цветок с венка на память о торжестве. Много венков таким образом разобрано. По бульварам видели множество людей, возвращавшихся с листьями и цветами от венков Пушкина».
Не меньшую ажитацию вызвала знаменитая речь Достоевского, произнесённая 8 июня в зале Благородного собрания: «Когда Достоевский кончил, вся зала духовно была у ног его. Он победил, растрогал, увлёк, примирил. Он доставил минуту счастья и наслаждения душе и эстетике. За эту-то минуту и не знали, как благодарить его. У мужчин были слёзы на глазах, дамы рыдали от волнения, стон и гром оглашали воздух, группа словесников обнимала высокоодарённого писателя, а несколько молодых девушек спешили к нему с лавровым венком и увенчали его тут же, на эстраде, среди дошедших до своего апогея оваций. Было между прочим и то, что какой-то молодой человек из слушателей при последних словах Достоевского стремительно выбежал в боковую комнату и там упал в обморок. Человеческое слово не может претендовать на большую силу!»
Торжества по случаю открытия памятника поэту положили начало традиции масштабных, общественно значимых пушкинских праздников. «Венок на памятник Пушкину», объединивший в одну книгу все сколько-нибудь значительные события пушкинских дней 1880 года, прочитывается как своего рода сценарий грядущих пушкинских годовщин.
Венок на памятник Пушкину. Пушкинские дни в Москве, Петербурге и провинции. Адресы, телеграммы, приветствия, речи, чтения и стихи по поводу открытия памятника Пушкину. Отзывы печати о значении Пушкинского торжества. Пушкинская выставка в Москве. Новые данные о Пушкине. [Составитель] Ф.[ёдор] Б.[улгаков]. Санкт-Петербург: Типография и хромолитография А. Траншеля, 1880. 354 с. В полукожаном переплёте конца XIX века. Издательская обложка сохранена. Крышки переплёта оклеены «мраморной» бумагой. На корешке - золототиснёные заглавие, дата издания и суперэекслибрис: «Л.Б.». 23x14 см. На переднем форзаце экслибрисы известного издателя и библиофила Льва Эдуардовича Бухгейма (1880-1942) (о нём и его библиотеке см. первый выпуск Библио-хроники): 1) шрифтовой экслибрис-наклейка 1910 года; 2) сюжетный экслибрис-наклейка работы У.Г. Иваска 1918 года. После титульного л. вплетена фотография: титульный л. журнала «Всемирная иллюстрация» (1880. T.XXIV. № 1) с гравюрой по рисунку Н.П. Чехова «Открытие памятника Пушкину в Москве». Перед внешней стороной свободного л. заднего форзаца вплетена газетная вырезка: «Памятник Пушкину» («Известия» от 23 июня 1940 г.).