Вологда в её старине (1914 год)
Георгий Лукомский
Одним из известных деятелей культуры в жизни России Серебряного века был Георгий Крескентьевич Лукомский. Будучи архитектором по образованию, он ничего не построил, но прославил своё имя как талантливый художник-график, а также как историк и критик в области каменного зодчества. Детство и юность Георгия Лукомского прошли в Калуге, Орле и Казани. Окончив в 1903 году Казанскую художественную школу с дипломом техника по архитектуре и учителя рисования, он поступил на архитектурное отделение Академии художеств. К занятиям он относился прохладно, несколько раз прерывал учёбу, и в конечном итоге получил диплом лишь через 12 лет. Но именно здесь, в Петербурге, он сблизился с «мирискусниками», в частности с А. Бенуа, что не преминуло сказаться на его профессиональной деятельности.
Особенно привлекал Лукомского неповторимый колорит старых городов. Длительные поездки по России и Европе давали огромный материал для творчества. Уже на выставках 1909- 1910 годов он представил свои живописные и графические полотна. Тогда же появились и его первые публикации - очерки провинциальной старины и обзоры современной архитектуры в журналах «Столица и усадьба», «Старые годы», «Аполлон». В годы Первой мировой войны одна за другой вышли в свет книги «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства», «Старинная архитектура Галиции», «Прогулки по старым кварталам Парижа», издания о памятниках отдельных губерний. И всё это было опубликовано Георгием Крескентьевичем к тридцати с небольшим годам.
В это время, а именно в начале XX века, в России с особым вниманием стали изучать памятники древности русского северо-востока и одновременно развивалось паломничество на места, чтобы воочию ознакомиться с образцами старинной архитектуры и иконописи. В 1913 году Северный кружок любителей изящных искусств, членом которого был и Георгий Лукомский, организовал в Вологде чтение лекций по истории архитектуры в России. Эти лекции и послужили поводом к возникновению мысли об издании книги о Вологодской старине. В течение лета членами кружка - Е. Волковым, С. Перовым, И. Евдокимовым, Н. Серовым - были сделаны несколько сот снимков с памятников старины, собраны исторические и библиографические сведения о городе. И в результате объединенные Лукомским воедино материалы явили в свет увлекательный рассказ о городе русского Севера - Вологде.
В далеком XI веке у новгородцев завязались торговые отношения с финскими племенами, населявшими тогда огромные пространства Вологодской области. Правда, мирная торговля продолжалась не особо долго - новгородские летописи сообщали о постоянной борьбе между «ушкуйниками» и финнами. Захватывая у них одну местность за другой, новгородцы сразу же устраивали на завоеванных землях свои поселения, возводили крепости, строили храмы. Так возникла и Вологда.
Некоторые связывали происхождение названия от мифических богатырей Болотов, другие - от имен скандинавских князей Всеволода и Рогвальда, а в переводе с языка одного из финно-угорских племен слово «Вологда» означало «светлая, ясная». Но, как часто бывало на Руси, точных сведений об основании города не сохранилось: «В лето 6655 (т.е. в 1147 году) Преподобный отец наш Герасим прииде на Вологду и во имя Пресвятые Троицы монастырец возгради от реки Вологды». Ровесница Москвы, Вологда быстро росла и набирала политический вес. Из-за выгодного географического положения город постепенно становился торговым центром Севера. Здесь пересекались пути Новгорода, Москвы, приволжских городов, через Вологду везли пушнину, рыбу, лен. Естественно, город не мог не привлечь внимания соседних княжеств - Московского и Тверского, - которые на протяжении двух веков вели с Новгородом постоянную борьбу. Всё это продолжалось до 1397 года, пока московский воевода Андрей Альбердов не занял Вологду и другие новгородские города.
Но окончательно Вологда вошла в состав Московского государства только в 1481 году - после смерти сына Василия II Темного князя Андрея Меньшого. К этому времени город имел массивные укрепления и многолюдные посады. Царь Иван III сделал город местом ссылки неугодной знати. Здесь «вынужденно проживали» казанский хан Али Алегама, сыновья князя Андрея Васильевича Углицкого - Иван и Дмитрий, литовский воевода Константин Острожский.
Иностранцы же считали Вологду одним из самых красивых городов на Русском Севере. Они восхищались величием многочисленных церквей и трудолюбием жителей. Многие иноземные купцы имели здесь свои торговые представительства. Видимо, не случайно первый русский посол направленный в Англию в 1556 году для переговоров, был уроженец Вологды Осип Непея.
Красота и богатство города не могли не привлечь внимания государя Ивана IV. В 1565 году? он прибыл туда с отрядом стрельцов, и Вологда стала «опричным уделом». Тогда же повелел «рвы копать, подошву бить», и по указу царя начались работы по возведению каменной крепости. В народе стали ходить слухи, что Иван Грозный задумал перенести свою резиденцию в этот северный город, дабы находиться вдали от интриг бояр.
Тяжёлые испытания выпали на долю города в Смутное время. Вологда, как и некоторые другие города Севера, принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре местные жители встали на сторону Москвы, пополнив войско Минина и Пожарского. А город, оставшись не защищенным, был разграблен и сожжён небольшим отрядом интервентов, затерявшимся в суровых северных лесах - «пропили город Вологду воеводы».
В последующие годы город постепенно восстанавливался. Неоднократно наведывался в эти северные земли Пётр I, где по его приказу было построено множество судов «для сплавления в Архангельск», а также послано более тысячи пудов меди на отливку пушек.
Основание Петербурга, повлекшее за собой перемещение на Балтику торговых и морских путей, сильно подорвали статус Вологды - город оказался в стороне от главных торговых путей, что не преминуло сказаться на его экономическом развитии.
В 1780 году императрица Екатерина II издала указ об учреждении Вологодского наместничества, по которому входившие в его состав земли простирались до Архангельска и Великого Устюга. Тогда же Вологда получила свой герб. Это событие привело к некоторому оживлению торговли и промышленности.
Во время Отечественной войны 1812 года в Вологду, которая находилась далеко в стороне от военных действий, были перевезены сокровища московских соборов, Патриаршей ризницы и Троице-Сергиева монастыря. Нашествие Наполеона заставило многих жителей Москвы и других городов покинуть свои дома. Среди тех, кто оказался в это время в Вологде, были поэт П. Вяземский, профессор Московского университета X. Шлецер, известный московский врач Рихтер. До этих пор в Вологде не собиралось столько известных людей - все они внесли заметное оживление в патриархальную жизнь губернского города. И уже через три года здесь была открыта первая типография.
XIX век ознаменовался появлением в городе целого ряда промышленных предприятий - кирпичных, колокольного, сахарного, кожевенного заводов. Но Вологда продолжала оставаться и местом ссылки, получив к середине века негласное название «подстоличная Сибирь». Здесь «побывали» сестра В. Ленина Мария Ульянова, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов (он же Скрябин), Николай Бердяев, Борис Савинков, Анатолий Луначарский. Известный писатель Алексей Ремизов назвал Вологду «Северными Афинами», так как в начале XX века культурная жизнь ссыльной Вологды являлась источником философской мысли в российской провинции.
Смена же власти, связанная с началом революции и падением самодержавия, в Вологодской губернии произошла мирным путем. И даже больше того, в 1918 году Вологда на время превратилась в дипломатическую столицу нового советского государства - стала местом пребывание здесь посольств и миссий стран Антанты.
А автор нашего повествования о старинном городе Русского Севера в этом же году уехал на Украину, оттуда через Константинополь эмигрировал в Париж, где и продолжил работу как художник и искусствовед. Он написал и проиллюстрировал многочисленные исследования о памятниках мирового зодчества и изобразительном искусстве, устраивал выставки русского искусства. Известия с родины болью отзывались в его сердце: «мы не можем себе представить, что было бы, если бы от нас отняли всю эту созданную веками и предшественниками красоту, но мы бессознательно и потому неблагодарно пользуемся, однако, ею, и, притом, не создаем ничего приближающегося по художественной ценности к образцам старины, да и едва ли будем в состоянии когда-нибудь создать что-либо подобное... Мы относимся всё равнодушнее и к нововоздвигаемому, и к порче старинного. И вот мы застраиваем, надстраиваем, совсем рушим образцы огромной ценности и красоты и воздвигаем полные кошмарного безвкусия новые здания».
После второго Компьенского перемирия и введения немецких войск во Францию в 1940 году, Г. К. Лукомский перебрался в Лондон. Умер же Георгий Крескентьевич в Ницце в 1952 году. Последние годы его жизни неизвестны, как неизвестна и судьба огромного архива Лукомского, оставшегося на чужбине.
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Вологда в её старине: Описание памятников художественной и архитектурной старины составленное и изданное при участии членов Северного Кружка любителей изящных искусств. СПб.: Типография «Сириус», 1914. 364 с. Тираж 2000 экземпляров. Данный экземпляр из 1000-го тиража на веленевой бумаге. Издательская обложка с гравированной рамкой и изображением герба города, утверждённого в 1730 году, выполнена художником С. В. Чехониным. Многочисленные иллюстрации с видами Вологды в тексте. 18,5x13,5 см.