Вот наши! С натуры (1845 год)
Игнатий Щедровский
«Рисунки г.<осподина> Щедровского во всех отношеньях очень хороши; но главное их достоинство в том, что изображённые на них фигуры и лица - действительно русские».
В.Г. Белинский
Как это нередко бывает, он пережил свою славу...
Игнатий Степанович Щедровский родился в семье небогатого польского шляхтича. Его отец в скромном «9-м чине» титулярного советника служил в Вильно. Именно там под руководством известного литовского живописца Йонаса Рустемаса юный Игнатий Щедровский получил первые профессиональные уроки рисования.
В возрасте 18 лет он приехал в Санкт-Петербург, чтобы стать казённым, или, как тогда говорили, «коштным», слушателем Академии художеств, но, заняв на экзамене одно из последних мест и не имея средств на оплату учёбы, записался вольноприходящим учеником. Уже три года спустя, представив в Академию несколько пейзажей окрестностей Петербурга, Щедровский в поощрение за «хорошие успехи по части ландшафтной живописи» получил звание свободного неклассного художника. Ещё через шесть лет за картину «Русская свадьба» он стал академиком живописи. Впоследствии Щедровский много работал в различных жанрах: писал пейзажи, картины на исторические сюжеты, портреты царствующих особ и именитых современников. Однако в историю искусства его имя оказалось вписано не кистью живописца, а карандашом литографа.
В 1837 году двадцатидвухлетний Щедровский предложил Обществу поощрения русских художников «составить рисунки с натуры, изображающие простонародные сцены, в коих можно было бы видеть костюмы петербургских жителей». Исследователь творчества Щедровского рассказывает: «Рассмотрев предложенные художником в качестве образцов будущей работы два рисунка, Общество решило издать их в литографиях, которые будут поступать в продажу тетрадями по шести листов в каждой и под названием «Сцены русского народного быта». Подготовка нового литографированного издания увлекла и заказчика и исполнителя. Рисунки без промедления оплачивались Обществом поощрения художников и сразу же передавались на литографирование художникам А. А. Умнову и Л. А. Белоусову. Денежные счета Комитета Общества свидетельствуют, что к началу 1839 года были готовы 36 рисунков. Однако в том году вышли только две первые тетради литографий. Выпуск остальных задержался из-за смерти владельца печатавшей их мастерской — А. М. Мошарского. И только к концу 1840 года во вновь открытой в Петербурге новой мастерской К. И. Поля оставшиеся рисунки И. С. Щедровского были переведены на камень».
Издание не осталось незамеченным. Так, «Художественная газета» Н. В. Кукольника назвала первые две тетради с литографиями по рисункам Щедровского «прекрасными попытками в простонародном русском роде». А заказавшее их Общество поощрения художников в Отчёте за 1840 год с удовлетворением отмечало: «Все они отличаются замысловатостью и юмором в сочинении и представляют с разительным сходством черты русского простолюдина, схваченные с натуры и переданные с необыкновенной верностью. Рисунки господина Щедровского суть остроумные и нравописательные статьи в картинках».
Как бы в подтверждение этих слов вскоре несколько рисунков Щедровского были использованы А. П. Башуцким в качестве иллюстраций первого отечественного сборника «физиологических» очерков - «Наши, списанные с натуры русскими». Книга начиналась словами, которые можно считать программными и для художника, принявшего участие в её оформлении. Обращаясь к читателям, Башуцкий спрашивал: «Видали ли вы когда-нибудь вблизи одного из тех низших, необходимых тружеников земли, которые носят одинаковое с вами, родовое название человека, которые по милости Бога наделены точно такою же, как мы, душою, в груди которых бьются сердца, столько же, как наши, способные глубоко и прекрасно чувствовать, но от которых отнята возможность красиво изображать свои чувства, картинностью выяснений, лоском и художественною отделкою форм заслуживать наше внимание, которые, не имея нарядов и масок, возбуждающих в нас участие, страдают молчаливо, терпят с христианским смирением? -Нет, вы об этом не думали, вы этого не видали близко! Вам некогда! - Жалко; низшая братия наша - тоже люди. И в них рукою вечного делателя вложены дивные звуки чудесной гармонии чувств, общедоступных человеку. Им недостаёт только тех уст, тех перстов, детей науки, которые извлекали звуки сии».
Как раз таким «перстом», сумевшим запечатлеть «чудесную гармонию» в облике «низшей братии» российского общества, стал для современников Игнатий Щедровский. Не случайно В. Г. Белинский, говоря об «изящно-роскошном» оформлении сборника, выделял рисунки Щедровского как отличающиеся «типическою оригинальностию и верностию действительности».
Работа над «Нашими, списанными с натуры», несомненно, произвела на художника глубокое впечатление и утвердила в правильности выбранного пути. Вот почему, решив самостоятельно перенести на литографский камень рисунки, однажды уже принесшие ему популярность, Щедровский дал своему новому альбому заглавие, практически повторяющее название книги Башуцкого - «Вот наши! С натуры».
Появившиеся в 1845 году «Наши» Щедровского вовсе не повторяли издания шестилетней давности. Художник сменил вертикальный формат на горизонтальный, по-иному скомпоновал персонажей, уменьшил количество листов с 36 до 20. Кроме того, литографии приобрели цвет - все листы были иллюминованы от руки акварелью.
Мастерски выполненные Игнатием Щедровским изображения петербургских разносчиков, дворников, прачек, почтальонов, белошвеек и городских нищих имели оглушительный успех. Рецензент популярного журнала писал: «Вместо того чтобы с карандашом в руке за рабочим столом глубокомысленно сочинять свои группы, он вышел из дому и ловил на улицах, на рынках, в мастерских, во дворах, в подвалах сцены, как они представлялись. Из этого вышло, что в рисунках Щедровского есть в высшей степени то, чего обыкновенно так мало в других, - натура». За десять последующих лет альбом переиздавался трижды - в 1846, 1852 и 1855 годах. Причём издание 1846 года стало первым в истории отечественного книжного дела примером печатания цветной литографии с трёх камней - с использованием чёрной, голубой и красной красок. С 1852 года к литографиям Щедровского прилагались тексты на 79 листах, специально написанные литератором В. И. Савиновым.
Для российского книжного рынка XIX века четыре издания одного альбома со сценами из народного быта - случай, не имеющий аналогов. Художнику это не помогло. Требования общества к искусству стремительно менялись. С конца пятидесятых годов Щедровский не создал ни одного крупного произведения. Незадолго до смерти он переселился в Москву, где жил в нужде и безвестности. Смерть настигла его 25 декабря 1870 года в палате городской больницы.
Щедровский Игнатий Степанович (1815-1870/1871)
Вот наши! С натуры. Составил и рисовал на камне И. Щедровский. [Санкт-Петербург]: Печатано в Литографии [Максима] Тюлева, 1845. 20 л. раскрашенных литографий. [Перечень литографий: 1. Хозяйка прачечной, две прачки, дочь хозяина, кучер. 2. Портной, сиделец из пивной, красильщик, кучер без места, сапожник. 3. Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками, молочница. 4. Шарманщик, сбитенщик, ломовой извозчик, продавец решёт, полотёр. 5. Извозчик в зимней одежде, его жена, солдатка-башмачница. 6. Два чухонца — торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки. 7. Извозчик, продавец пирогов, старуха с дочерью, подбирающие сено на улице. 8. Жена столяра, водовоз с Васильевского Острова, белошвейка, подносчик дров. 9. Ямщик, слесарь, работник с табачной фабрики, дворничиха, продавец брусники, белошвейка из порядочного дома. 10. Крестьянин, ищущий работы, бродячий торговец, купец, две нищенки. 11. Сын дворника, дворник, почтальон, матросские дети. 12. Два плотника, два подручных печника. 13. Три чухонца, два кузнеца, десятник с постройки. 14. Извозчик, кухарка, мелочный торговец, пекарь, приказчик, обойщик. 15. Стекольщик и плотник. 16. Слуга, прибывший из Сибири, кучер в рабочем платье, почтальон, дворник из бывших солдат. 17. Нищий с сыном, посыльный из лавки, продавец кваса. 18. Бонна с ребёнком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребёнком и мальчиком. 19. Токарь, остальные столяры. 20. Пять бондарей, у печи целовальник с женой бондаря.] В сборном владельческом переплёте времени издания с сохранением печатных издательских обложек. Крышки коричневого коленкора с геометрическими рамками «слепого» тиснения. В центре верхней крышки золототиснёный суперэкслибрис «L. М.». На корешке золототиснёный растительный орнамент и тиснённое золотом заглавие на французском языке: «Types russes» («Русские типажи»). Форзацы «мраморной» бумаги. 31,5х37,6 см. Как свидетельствуют книготорговые каталоги, большая часть тиража вышла в издательской картонажной папке с коленкоровым корешком. При этом первая обложка была наклеена на верхнюю крышку, вторая — на нижнюю. На внутренней стороне издательской папки имелись название серии и перечень сюжетов на французском языке. Цензурное разрешение отсутствовало. Все четыре издания альбома Щедровского представляют из себя исключительную антикварную редкость, однако при этом самым ценным из них, несомненно, является первое, представляемое Библиохроникой.