Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Вот наши! С натуры (1845 год)

Вот наши! С натуры (1845 год)

Игнатий Щедровский

«Рисунки г.<осподина> Щедровского во всех отношеньях очень хороши; но главное их досто­инство в том, что изображённые на них фигуры и лица - действительно русские».

В.Г. Белинский

 

Как это нередко бывает, он пережил свою славу...

Игнатий Степанович Щедровский родился в семье небогатого польского шляхтича. Его отец в скромном «9-м чине» титулярного советника служил в Вильно. Именно там под руководством известного литовского живописца Йонаса Рустемаса юный Игнатий Щедровский получил первые профессиональные уроки рисования.

В возрасте 18 лет он приехал в Санкт-Петербург, чтобы стать казённым, или, как тогда говорили, «коштным», слушателем Ака­демии художеств, но, заняв на экзамене одно из последних мест и не имея средств на оплату учёбы, записался вольноприходящим учени­ком. Уже три года спустя, представив в Акаде­мию несколько пейзажей окрестностей Петер­бурга, Щедровский в поощрение за «хорошие успехи по части ландшафтной живописи» получил  звание  свободного  неклассного художника. Ещё через шесть лет за картину «Русская свадьба» он стал академиком живо­писи. Впоследствии Щедровский много рабо­тал в различных жанрах: писал пейзажи, кар­тины на исторические сюжеты, портреты царствующих особ и именитых современни­ков. Однако в историю искусства его имя ока­залось вписано не кистью живописца, а каран­дашом литографа.

В 1837 году двадцатидвухлетний Щедровский предложил Обществу поощрения русских художников «составить рисунки с натуры, изо­бражающие простонародные сцены, в коих можно было бы видеть костюмы петербургских жителей». Исследователь творчества Щедровского рассказывает: «Рассмотрев предложен­ные художником в качестве образцов будущей работы два рисунка, Общество решило издать их в литографиях, которые будут поступать в продажу тетрадями по шести листов в каждой и под названием «Сцены русского народного быта». Подготовка нового литографирован­ного издания увлекла и заказчика и исполни­теля. Рисунки без промедления оплачивались Обществом поощрения художников и сразу же передавались на литографирование худож­никам А. А. Умнову и Л. А. Белоусову. Денежные счета Комитета Общества свидетельствуют, что к началу 1839 года были готовы 36 рисун­ков. Однако в том году вышли только две пер­вые тетради литографий. Выпуск остальных задержался из-за смерти владельца печатавшей их мастерской — А. М. Мошарского. И только к концу 1840 года во вновь открытой в Петер­бурге новой мастерской К. И. Поля оставшиеся рисунки И. С. Щедровского были переведены на камень».

Издание не осталось незамеченным. Так, «Художественная газета» Н. В. Кукольника назвала первые две тетради с литографиями по рисункам Щедровского «прекрасными попыт­ками в простонародном русском роде». А зака­завшее их Общество поощрения художников в Отчёте за 1840 год с удовлетворением отме­чало: «Все они отличаются замысловатостью и юмором в сочинении и представляют с рази­тельным сходством черты русского просто­людина, схваченные с натуры и переданные с необыкновенной верностью. Рисунки госпо­дина Щедровского суть остроумные и нравописательные статьи в картинках».

Как бы в подтверждение этих слов вскоре несколько рисунков Щедровского были исполь­зованы А. П. Башуцким в качестве иллюстра­ций первого отечественного сборника «физи­ологических» очерков - «Наши, списанные с натуры русскими». Книга начиналась словами, которые можно считать программными и для художника, принявшего участие в её оформле­нии. Обращаясь к читателям, Башуцкий спра­шивал: «Видали ли вы когда-нибудь вблизи одного из тех низших, необходимых труже­ников земли, которые носят одинаковое с вами, родовое название человека, которые по милости Бога наделены точно такою же, как мы, душою, в груди которых бьются сердца, столько же, как наши, способные глубоко и прекрасно чувствовать, но от которых отнята возможность красиво изображать свои чув­ства, картинностью выяснений, лоском и худо­жественною отделкою форм заслуживать наше внимание, которые, не имея нарядов и масок, возбуждающих в нас участие, страдают мол­чаливо, терпят с христианским смирением? -Нет, вы об этом не думали, вы этого не видали близко! Вам некогда! - Жалко; низшая братия наша - тоже люди. И в них рукою вечного дела­теля вложены дивные звуки чудесной гармо­нии чувств, общедоступных человеку. Им недо­стаёт только тех уст, тех перстов, детей науки, которые извлекали звуки сии».

Как раз таким «перстом», сумевшим запе­чатлеть «чудесную гармонию» в облике «низ­шей братии» российского общества, стал для современников Игнатий Щедровский. Не слу­чайно В. Г. Белинский, говоря об «изящно-роскошном» оформлении сборника, выде­лял рисунки Щедровского как отличающиеся «типическою оригинальностию и верностию действительности».

Работа над «Нашими, списанными с натуры», несомненно, произвела на художника глубо­кое впечатление и утвердила в правильности выбранного пути. Вот почему, решив самосто­ятельно перенести на литографский камень рисунки, однажды уже принесшие ему попу­лярность, Щедровский дал своему новому альбому заглавие, практически повторяю­щее название книги Башуцкого - «Вот наши! С натуры».

Появившиеся в 1845 году «Наши» Щедровского вовсе не повторяли издания шестилет­ней давности. Художник сменил вертикаль­ный формат на горизонтальный, по-иному скомпоновал персонажей, уменьшил количе­ство листов с 36 до 20. Кроме того, литографии приобрели цвет - все листы были иллюмино­ваны от руки акварелью.

Мастерски выполненные Игнатием Щедровским изображения петербургских разнос­чиков, дворников, прачек, почтальонов, белошвеек и городских нищих имели оглуши­тельный успех. Рецензент популярного жур­нала писал: «Вместо того чтобы с карандашом в руке за рабочим столом глубокомысленно сочинять свои группы, он вышел из дому и ловил на улицах, на рынках, в мастерских, во дворах, в подвалах сцены, как они пред­ставлялись. Из этого вышло, что в рисунках Щедровского есть в высшей степени то, чего обыкновенно так мало в других, - натура». За десять последующих лет альбом переиз­давался трижды - в 1846, 1852 и 1855 годах. Причём издание 1846 года стало первым в истории отечественного книжного дела при­мером печатания цветной литографии с трёх камней - с использованием чёрной, голу­бой и красной красок. С 1852 года к литогра­фиям Щедровского прилагались тексты на 79 листах, специально написанные литератором В. И. Савиновым.

Для российского книжного рынка XIX века четыре издания одного альбома со сценами из народного быта - случай, не имеющий ана­логов. Художнику это не помогло. Требования общества к искусству стремительно менялись. С конца пятидесятых годов Щедровский не соз­дал ни одного крупного произведения. Неза­долго до смерти он переселился в Москву, где жил в нужде и безвестности. Смерть настигла его 25 декабря 1870 года в палате городской больницы.

 


Щедровский Игнатий Степанович (1815-1870/1871)

Вот наши! С натуры. Составил и рисовал на камне И. Щедровский. [Санкт-Петербург]: Печатано в Литографии [Максима] Тюлева, 1845. 20 л. раскрашенных литографий. [Перечень литографий: 1. Хозяйка прачечной, две прачки, дочь хозяина, кучер. 2. Портной, сиделец из пивной, красильщик, кучер без места, сапожник. 3. Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками, молочница. 4. Шарманщик, сбитенщик, ломовой извозчик, продавец решёт, полотёр. 5. Извозчик в зимней одежде, его жена, солдатка-башмачница. 6. Два чухонца — торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки. 7. Извозчик, продавец пирогов, старуха с дочерью, подбирающие сено на улице. 8. Жена столяра, водовоз с Васильевского Острова, белошвейка, подносчик дров. 9. Ямщик, слесарь, работник с табачной фабрики, дворничиха, продавец брусники, бело­швейка из порядочного дома. 10. Крестьянин, ищущий работы, бродячий торговец, купец, две нищенки. 11. Сын дворника, двор­ник, почтальон, матросские дети. 12. Два плотника, два подручных печника. 13. Три чухонца, два кузнеца, десятник с постройки. 14. Извозчик, кухарка, мелочный торговец, пекарь, приказчик, обойщик. 15. Стекольщик и плотник. 16. Слуга, прибывший из Сибири, кучер в рабочем платье, почтальон, дворник из бывших солдат. 17. Нищий с сыном, посыльный из лавки, продавец кваса. 18. Бонна с ребёнком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребёнком и мальчиком. 19. Токарь, остальные столяры. 20. Пять бондарей, у печи целовальник с женой бондаря.] В сборном владельческом переплёте времени издания с сохранением печатных издательских обложек. Крышки коричневого коленкора с геометрическими рамками «слепого» тиснения. В центре верхней крышки золототиснёный суперэкслибрис «L. М.». На корешке золототиснёный растительный орнамент и тиснённое золотом заглавие на французском языке: «Types russes» («Русские типажи»). Форзацы «мраморной» бумаги. 31,5х37,6 см. Как свидетельствуют книго­торговые каталоги, большая часть тиража вышла в издательской картонажной папке с коленкоровым корешком. При этом первая обложка была наклеена на верхнюю крышку, вторая — на нижнюю. На внутренней стороне издательской папки имелись название серии и перечень сюжетов на французском языке. Цензурное разрешение отсутствовало. Все четыре издания альбома Щедровского представляют из себя исключительную антикварную редкость, однако при этом самым ценным из них, несомненно, является первое, представляемое Библиохроникой.

Previous Article Исследование о скопческой ереси (1845 год)
Next Article Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (1846 год)
Print
1281 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top