Вояж господина Незабудки в Пятигорск (1875 год)
Фёдор Туркестанов
Самое известное описание Пятигорска принадлежит М.Ю. Лермонтову: «Внизу передо мною пестреет чистенький новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Воздух здесь чист и свеж, как поцелуй ребёнка... Подымаясь по узкой тропинке, я обогнал толпу мужчин статских и военных. Они пьют, однако, не воду, играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кисло-серной воды, они принимают академические позы; статские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжжи. Наконец, вот и колодезь. На площадке, близ него, построен домик с красной кровлей над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькала порою пёстрая шляпа любительницы уединения вдвоём, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов; между ними были два гувернёра со своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи».
В нескольких строках дневника Печорина заключена меткая и едкая характеристика маленького курортного городка с его съехавшимися на лечение подлинными и мнимыми больными, с его атмосферой скуки, случайных мимолётных романов и незатейливых развлечений.
Пожалуй, наиболее точным графическим воплощением этой лермонтовско-печоринской зарисовки Пятигорска можно назвать альбом карикатур, выполненный рано умершим художником-любителем князем Ф.Н. Туркестановым.
Фёдор Николаевич Туркестанов родился в 1825 году в имении своего отца, расположенном в сорока верстах от Смоленска. Уже в детстве мальчик пристрастился к чтению и рисованию, причём, по свидетельствам близких, довольно рано начал совмещать эти свои увлечения: беря книги в богатой домашней библиотеке, он нередко при помощи кисти и карандаша фиксировал впечатления от только что прочитанного на холсте и рисовальной бумаге. Продолжая семейную традицию, молодой князь избрал военное поприще. Он поступил в пехотный короля Вюртембергского полк. При этом новоиспечённый офицер продолжал посвящать свой досуг рисованию и за короткое время добился весьма своеобразной известности: как сказано в биографической заметке о художнике, «достоинства ума привлекали к нему замечательнейших людей, но в то же время многие избегали его, опасаясь меткой наблюдательности, выражавшейся в саркастических карикатурах». Впрочем, полковая жизнь продолжалась для князя Туркестанова недолго: вскоре после поступления на службу он вынужден был подать в отставку по состоянию здоровья. Следуя рекомендациям врачей, совершил поездку на Кавказ: лечился в Тифлисе и на минеральных водах в Пятигорске, но безрезультатно. Какое-то время пожив в Москве, перебрался в Петербург с тем, чтобы заниматься скульптурой в Академии художеств. Усиленно работая в этой новой для него области, за короткий срок добился значительных успехов и привлёк к себе внимание специалистов, но усилившаяся болезнь приковала его к постели, и после трёх месяцев невыносимых страданий, 16 августа 1853 года, он скончался.
Единственным завершённым произведением молодого художника остался альбом сцен «из жизни отдыхающих» Пятигорска, созданный им вскоре после неудачного лечения на Кавказе. По сути дела, альбом этот предвосхищает популярнейший жанр ХХ столетия - комиксы и представляет собой ряд связанных общим сюжетом картинок с сопутствующими им текстами. В 1875 году, готовя альбом к публикации, издатели предпослали ему такую аннотацию: «Альбом этот, рисованный весь пером с необыкновенной тщательностью отделки, художник окончил в короткое время. Богатство воображения, неподдельная весёлость, наблюдательный юмор, верные действительности очерки кавказской природы составляют отличительные черты этого карикатурного альбома».
Нет никакого сомнения в том, что, работая над альбомом, Ф.Н. Туркестанов находился под влиянием пятигорских глав «Героя нашего времени». Не случайно на одной из картинок он изобразил своего персонажа, господина Незабудку, с томиком Лермонтова в руках. Однако вряд ли художник мог предположить, что его судьба в чём-то повторит лермонтовскую. Между тем, оба своими лучшими произведениями обязаны Кавказу, оба умерли молодыми: Лермонтову было 27 лет, Туркестанову - 28...
Туркестанов Фёдор Николаевич (1825-1853)
Вояж господина Незабудки в Пятигорск. Его лечение, похождения, сенсации и разочарования. Повесть в лицах. Составил князь Фёдор Николаевич Туркестанов. Издание А. Баумана. Санкт-Петербург: Типография и литография Л. Бермана и Г. Рабиновича, 1875. 29 с. с иллюстрациями. Во владельческом картонаже конца XIX века с сохранением издательской печатной обложки. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Уголки красной кожи. На верхней крышке и корешке - ярлыки красной кожи с тиснёнными золотом именем автора, заглавием, местом и годом издания. 32,5х25,5 см. В верхней части издательской печатной обложки владельческая надпись простым карандашом: «А. Колокольникова».