Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Вышьем Сталина портрет (1952 год)

Вышьем Сталина портрет (1952 год)

Павло Тычина

Занимательная книга «Вышьем Сталина портрет» подписана в печать в ноябре 1952 г. с заявленным тиражом 100 тысяч экземпляров, но уже в марте следующего года оказалось, что воспеваемое в ней трудоемкое рукоделие дарить некому - «вождь народов» Иосиф Виссарионович Сталин умер 5 марта 1953 г. на ближней даче под Москвой в Кунцево. Стихотворное сочинение, переведенное с украинского языка С. Я. Маршаком (1887-1964), успело лишь промелькнуть в детской литературе - на XX съезде КПСС, проходившем 14-25 февраля 1956 г. в Москве, будущий Председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев (1894-1971) поведал собравшимся о культе личности Сталина, который следовало в ближайшее время преодолеть. Книга стала неудобной и достаточно быстро вышла из обращения: исчезла с книжных прилавков и из круга рекомендуемой литературы для детей. Судьба тонкой детской книжки с цветными иллюстрациями такова, что ее даже не всегда нужно было массово изымать из библиотек, она просто «уставала», дряхлела, использовалась детьми в качестве раскраски, для создания художественных вырезок и аппликаций и вскоре отправлялась домашними на списание.

Создатель книги «Вышьем Сталина портрет», учившийся в дореволюционные годы в Черниговской духовной семинарии, Киевском коммерческом институте, - поэт, публицист, литературовед, академик Академии наук УССР, классик украинской литературы Павло Тычина (Павел Григорьевич Тычина, 1891-1967). Необычным для окружающих было количество языков, которые он знал и мог переводить, среди них - английский, немецкий, латынь, армянский, грузинский, тюркский и др. (в литературе упоминается 15-20 языков). В советские годы удалась ему и карьера по государственной и партийной линии: в 1938-1967 гг. - депутат Верховного Совета УССР, в 1943-1948 гг. - министр (нарком) просвещения УССР, в 1953-1959 гг. - Председатель Верховного Совета УССР, в 1946-1962 гг. - депутат Верховного Совета СССР, в 1954-1962 гг. - заместитель председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Литературную деятельность Тычина начал с 1912 г., одним из первых его разглядел писатель Михаил Коцюбинский (1864-1913), который сказал на очередном литературном вечере: «Среди нас есть настоящий поэт!» В 1918 г. вышли «Солнечные кларнеты», позднее переиздававшиеся; а вот написанный реквием «Памяти тридцати» после 1918 г. не печатался. В 1910-е гг. Тычина жил в Киеве, публиковался в газетах, участвовал в литературной жизни. В 19231934 гг. переехал в Харьков - в то время административную и культурную столицу Украины, куда стремились писатели, художники, актеры. Первоначально скитался по углам (при этом гонорар за сборник «Плуг» (1920) передал родному селу Пески на Черниговщине, где на эти деньги купили сельхозмашину), а затем жил в знаменитом писательском доме «Слово» на улице Барачной - Красных писателей, где под одной крышей собрались писатель Остап Вишня (1888-1956), поэт Микола Хвылевой (1893-1933), режиссер и актер Лесь Курбас (1887-1942) и др. К концу 1930-х гг. более половины жителей дома репрессировали, но участь многих представителей украинской элиты 1920-1930-х гг. Тычину миновала. В Харькове он работал в журнале «Червоний шлях», активно изучал иностранные языки.

В 1920-е гг. им изданы сборники «Плуг», «Вместо сонетов и октав», «Ветер с Украины». В 1926 г. поэта обвинили в «протаскивании в литературу буржуазного национализма» за его поэму «Чистила мати картоплю», где нашли выражение: «Ленин-антихрист явился».

В 1930-е и последующие годы поэта любили и награждали - в ответ он сочинял партийновыдержанные оды, пропагандистские стихи с неуемным прославлением Сталина и партии, эксплуатировал темы всеобщего счастья - «всюду песни, всюду труд», постоянно растущей дружбы народов и укрепляющейся силы армии, вошедшие в школьные учебники и сборники. В ноябре 1933 г. в газете «Правда» на языке оригинала напечатали стихотворение беспартийного «непревзойденного певца сталинского строя» «Парты веде», в 1941 г. Государственной премией отметили «Чувство семьи единой» (1938), появились поэмы «Сабля Котовского» (1938), «Шевченко и Чернышевский» (1939), «Сталь и нежность» (1941).

В военные годы Тычина жил в Уфе, работал в Украинской Академии наук, руководил Институтом языка и литературы Академии наук Украины, выступал со своими стихами в госпиталях. В этот период появились сборники «Лирика» (1941), «Побеждать и жить!» (1942), «Избранные стихотворения» (1943), «Отплатим за все» (1943) и др. Одно из самых известных сочинений этого периода - поэма «Похороны друга» (1942). В последующие годы П. Г. Тычина издал сборники стихов «И расти и действовать» (1949), «Избранные стихотворения» (1951), «Могущество дано нам» (1953), «Мы - совесть человечества» (1957), «Расти, прекрасный мир» (1960), «Коммунизма дали видны» (1961).

Украинский писатель Василь Барка так написал о жизненном пути Тычины: «грудную клетку... украсили наградами. А под орденами - в сердце - как в поэтическом мировоззрении, произошло насильственное разрушение. Ему недоступна была ни в Харькове, ни в Киеве роскошь “нейтральной оппозиции” к официальному мнению. Поэт вынужден был признать, что не иначе как только после принятия постановления ЦК советский дождь падает на землю с неба, и даже написать оду об этой новости».

«Вышьем Сталина портрет» - не единственное произведение Тычины, написанное для юных читателей, живших в чудесное время - «Великую Сталинскую эпоху». В 1939 и 1941 гг. двумя изданиями по 100 тысяч экземпляров опубликована сказка «Ивасик-Телесик» в переводе С. Я. Маршака с иллюстрациями А. Н. Якобсон (1903-1966).

Книга «Вышьем Сталина портрет» вышла с изображением главного героя, что было вполне понятным, поскольку «Сталин создал наше счастье, защитил родимый край». Сюжет прост: счастливая колхозница и ее трое розовощеких и здоровых детей сажают лен и ухаживают за ним, чтобы в итоге вышить портретное изображение «отца народов», обрамленное голубым венком. Причина такого трудового оптимизма и веры в светлое будущее - «простота любимого отца», его постоянная забота обо всех: «И Сталин беседует с нами сердечно, И Сталину верим мы все до конца. Любимый отец наш, с тобою мы вечно, Прими в свое сердце ты наши сердца!» («Песня о Сталине»). С целью усиления впечатления для самых маленьких читателей основная мысль поэтического текста сконцентрирована в легко запоминающихся строчках: «Ты расти, ленок, повыше, Подымайся с каждым днем. На холсте портрет мы вышьем, Вышьем - Сталину пошлем!»

Факт постоянных массовых тиражей партийноофициозных произведений Тычины позднее породил многочисленные частушки и пародии. Однако, будучи «певцом компартии», до 1947 г. поэт оставался беспартийным. У П. Тычины была большая библиотека, в которую гостей не допускали - впоследствии выяснилось, что там хранились книги запрещенных авторов. В последние годы обнаружили его ранние стихотворения - «Панихидные песнопения», заставившие многих пересмотреть отношение к поэту.

 


Тычина, Павел Григорьевич (1891-1967)

Вышьем Сталина портрет. Рис. Т. Покровской. М.; Л.: Государственное издательство детской литературы, 1952. 16 с., ил. 27,8x22,6 см. Тираж 100 000 экз.

Previous Article Рассказы о Дзержинском (1950 год)
Next Article Старик Хоттабыч (1940 год)
Print
2001 Rate this article:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top