В дороге и дома (1862 год)
Пётр Вяземский
Князь Пётр Андреевич Вяземский - фигура весьма заметная на русском общественном горизонте первой половины XIX века.
Сын просвещённого вельможи А.И. Вяземского и родственник Н.М. Карамзина, он воспитывался главным образом дома, в родовом подмосковном Остафьеве. В 1812 году вступил в ополчение и участвовал в Бородинском сражении. Служа с 1817 года в Варшаве, переводил с французского знаменитую речь Александра I о конституции на открытии польского сейма. Подчёркнутая независимость суждений Вяземского привела в конце концов к отставке и полицейскому надзору. Впрочем, постоянное недоверие правительства не помешало Вяземскому стать впоследствии товарищем министра народного просвещения, членом Государственного совета, сенатором. Он занимал видный пост в Главном управлении цензуры, справедливо считая при этом, что в русской литературе «каждое слово есть обиняк».
Писать стихи начал рано и дебютировал в печати в 16-летнем возрасте (1808) в «Вестнике Европы». Успешно выступал как критик-полемист. «Критиком, в отличие от поэта, не рождаются, а становятся», - говорил он. Много лет занимался творчеством Д.И. Фонвизина, книга о котором, изданная в 1848 году, явилась, по сути, первой русской литературоведческой монографией.
«В дороге и дома» - первый поэтический сборник Вяземского, подготовленный к его 70-летию, итог полувековой литературной жизни. Название сборника не случайно. Первая часть - «В дороге» - это своего рода лирический дневник путешествий автора по Востоку, Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Развивая традиционную для русской поэзии дорожную тему. Вяземский писал о почтовых станциях, о русской тройке с поддужными колокольцами, о ямщиках и неминуемых убийственных ухабах. Пушкин в одном из посланий метко назвал своего друга «остряком замысловатым»: среди «путевых» сюжетов Вяземского немало шутливо-ироничных. Таково, например, стихотворение «Проезд через Францию в 1851 году», где речь идёт о том впечатлении, которое произвёл на французов допотопный экипаж русского путешественника:
И, распростившись с брегом финским,
Я от родного рубежа
Петром Иванычем Добчинским
Достиг местечка Парижа.
Зато на станцию приеду -
Что за возня, за беготня?
Все смотрят, все ведут беседу
Про мой рыдван и про меня.
Я цель всеобщего вопроса:
Что за урод тут, что за чёрт?
Жандарм пришёл, глядит он косо
И строго требует паспорт.
Он весь встревожен: не везу ли
В карете пушки я тайком?
Не адский ли снаряд? И пули
В нём не набиты ли битком?
.....................................................
Измучился Улисс несчастный,
Да и теперь, как вспомню я
О вашей «Франции прекрасной»,
Коробит и тошнит меня.
Во вторую часть, наряду со стихами о Москве, о любимом Остафьеве, вошли довольно злые, порой жёлчные «заметки» последних лет, адресованные консерваторам, нигилистам, революционерам-демократам - всем тем, кого не принимал Вяземский, и кто, в свою очередь, не принимал его. Многие его публицистические высказывания не утратили своей актуальности:
Что так шумите вы? - Отстаиваем гласность. --
Бог в помощь вам, но шум и гласность - не одно:
Цель гласности - привесть дела скорее в ясность,
А в шуме истину расслушать мудрено.
По бытовавшей традиции к экземпляру сборника приложен беловой автограф - стихотворение 1866 года «Комиссарову».
Вяземский Пётр Андреевич, князь (1792-1878)
В дороге и дома. Собрание стихотворений. Москва, типография Бахметьева, 1862. [2], 420 с. В богато орнаментированном полукожаном переплёте работы мастерской А. Петцмана в Москве, о чём свидетельствует ярлык в нижнем правом углу первого форзаца. 23,5x16 см. Приложено стихотворение «Комиссарову» - беловой автограф П.А. Вяземского орешковыми чернилами с датой: 5 апреля 1866 года.