Гениальность и помешательство (1885 год)
Цезарь Ломброзо
«В высшей степени печальна наша обязанность - с помощью неумолимого анализа разрушать и уничтожать одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек в своём высокомерном ничтожестве; тем более печальна, что взамен этих приятных заблуждений, этих кумиров, так долго служивших предметом обожания, мы ничего не можем предложить ему, кроме холодной улыбки сострадания. Но служитель истины должен неизбежным образом подчиняться её законам. Так, в силу роковой необходимости, он приходит к убеждению, что любовь есть в сущности не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли -простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колена, - даже её многие психиатры поставили на один уровень с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из уродливых форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, мы найдём, что в некоторых отношениях он вполне основателен». Так начинает свою знаменитую книгу о «параллелях между великими людьми и помешанными» итальянский судебный психиатр и антрополог Цезарь (Чезаре) Ломброзо.
Ломброзо родился в Вероне, в ортодоксальной еврейской семье, из которой вышли многие известные в Италии раввины и талмудисты. В юности он изучал семитские языки - иврит, арабский, арамейский, но затем заинтересовался психиатрией, окончил медицинский факультет университета в Павии и остался там преподавать, а в 1896 году возглавил кафедру психиатрии в Турине.
Ломброзо явился родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве. На основе антропометрического метода с привлечением данных патологической анатомии, физиологии и психологии он выдвинул тезис о преступнике как об особом антропологическом типе, обладающем рядом врождённых черт атавистического характера. Согласно теории Ломброзо, знание выявленных и описанных им физических признаков и психических черт, свойственных людям преступного типа, способно помочь идентификации потенциального преступника ещё до совершения им преступления.
Снискавшая на первых порах громкую популярность доктрина Ломброзо в конце концов была отвергнута на том основании, что «преступление - это условное юридическое понятие, меняющее своё содержание в зависимости от условий, места и времени». Тем не менее, заложенные в ней идеи положили начало многочисленным биосоциальным теориям, некоторые из которых применяются в криминологической практике до наших дней.
Продолжая изучать патологии человеческого сознания, Ломброзо написал ряд трудов, где исследовал такие проблемы, как природа политических преступлений («криминально-психологический и социологический» очерк «Анархисты»), любовь у психически больных («Любовь у помешанных»), преступность среди женщин («Женщина-преступница и проститутка»), ксенофобия («Антисемитизм и современная наука»).
Но едва ли не самый громкий читательский успех выпал на долю книги «Гениальность и помешательство», в которой Ломброзо собрал, систематизировал и дал своё толкование различным отклонениям в психике или поведении великих людей. Рассеянность Бюффона, подёргивание лицевых мускулов у Петра Первого, возбудимость Тассо, забывчивость Дидро, вспышки ярости Александра Македонского, склонность к меланхолии Гёте -всё использовалось автором для того, чтобы доказать: гениальность - одна из разновидностей помешательства. Проанализировав «сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом отношении», изучив воздействие на них атмосферных и метеорологических явлений, описав «влияние расы и наследственности на гениальность и помешательство», Ломброзо делает вывод: «Установив столь близкую связь между гениальными людьми и помешанными, природа как бы указывает нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время даёт нам предостережение, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений».
Слава Ломброзо была оглушительной, но недолговечной. Уязвимость теорий итальянского учёного была очевидна уже многим его современникам. 15 августа 1897 года Л.Н. Толстой, которого Ломброзо посетил в Ясной Поляне, пометил в дневнике: «Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок». Позднее там же появилась запись: «Философия Ницше, драмы Ибсена и Метерлинка, наука Ломброзо. Ведь это полное убожество мысли, понимания и чутья». В Библиохронике представлено первое русское издание «Гениальности и помешательства». Чрезвычайная популярность книги у читателей способствовала тому, что экземпляры в хорошей сохранности в наши дни встречаются весьма редко.
Ломброзо Цезарь (Lombroso Chesare; 1836-1909)
Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными. С портретом автора, таблицами и рисунками. Перевод с 4-го итальянского издания К. Тетюшиновой. Издание Ф. Павленкова. Санкт-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1885. [1] л. портрет, VIII, 353 с., 3 л. таблиц. В полукожаном переплёте конца XIX века. На корешке золототиснёные имя автора заглавие и инициалы владельца: «А.Г.». 21х14 см. На титульном л. дарственная надпись фиолетовыми чернилами: «Алексею Алексеевичу Гвоздеву от В. [окончание надписи «зарезано» при переплёте] 5.Х.1885».