Гербовед. 1913-1914
Осенью 1912 года в Петербурге на частной квартире собралась группа искусствоведов и художников. Среди них, молодых и энергичных, неожиданно зародилась идея издавать геральдический журнал. По большому счету, их план можно было бы назвать научной авантюрой: в России даже родовитое дворянство и ученые-историки относились к гербам преимущественно равнодушно — что уж говорить об остальных. Поэтому оставалось неясным, найдет ли задуманное издание какой- либо отклик среди публики, окажется ли нужным. Тем не менее в январе 1913 года появился первый номер журнала под названием «Гербовед». Он получился на редкость изящным, красивым, а главное — вполне серьезным. И произошло маленькое чудо — журнал стал пользоваться успехом, хотя по-настоящему он был оценен только на исходе XX века, когда геральдика в России оказалась в моде и начала бурно развиваться. Сейчас считается, что именно благодаря «Гербоведу» отечественная геральдика окончательно превратилась из увлечения чудаков-коллекционеров в научную дисциплину, получив статус культурного наследия и исторического знания.
Вокруг журнала группировались все, кому были интересны гербы. Редактировал журнал знаменитый искусствовед Сергей Николаевич Тройницкий (после революции он станет директором Эрмитажа). Активное участие в становлении журнала принял и крупнейший специалист по сфрагистике, гербоведению и генеалогии Владислав Крескентьевич Лукомский. В основном авторов привлекала родовая геральдика. На страницах «Гербоведа» были напечатаны материалы о гербах известнейших семей: графов Разумовских, Потоцких, Апраксиных, князей Черкасских, Толстых, Голицыных, Куракиных, Шереметевых, Юсуповых, Мещерских, Щербатовых, Ланских, баронов Строгановых, Черкасовых и многих других. Особой темой стало выяснение происхождения герба Романовых, 300-летие царствования которых как раз праздновалось в 1913 году.
С. Н. Тройницкий являлся одним из основоположников источниковедческой концепции геральдического знания, постулатом которой было признание герба полноценным историческим источником. Эта идея определила содержание многих статей журнала, ориентированных на источниковедческий анализ гербов.
Авторы журнала стремились разгадать смысл гербов, связать их с историей родов, с образом жизни, культурой, менталитетом представителей этих родов. И сказочный, многообразный, цветной мир геральдики являлся во всем своем великолепии. Сейчас почти уже не верится, что журнал, оказавшийся столь важным для русской науки, выходил всего два года, из которых часть времени пришлась на Первую мировую войну, в конечном счете и убившую издание. Именно Первая мировая война, а также болезнь редактора и последовавшие революционные потрясения прервали выпуск «Гербоведа».
Журнал был великолепно иллюстрирован. К дизайну привлекли знаменитого художника Георгия Нарбута, который нарисовал обложку, а также различные заставки и виньетки к статьям.
Возникнув как авантюра, «Гербовед» стал научным подвигом. Издание до сих пор считается лучшим геральдическим журналом России.
Экземпляр отличной сохранности. 1913 год отпечатан на бумаге верже с филигранями, а 1914 год — на мелованной бумаге. Множество черно-белых и цветных иллюстраций гербов в тексте и страничных на отдельных вклейках. В двух заказных полукожаных переплетах с золотыми головками, сделанных во Франции во второй половине XX века. Сохранены передняя и задняя обложка первого номера за каждый год. Большая редкость. Полный комплект!
Гербовед. Редактор-издатель С. Н. Тройницкий. СПб., 1913—1914. Типография «Сириус». 1913 — 213 с., 1914 — 196 с., 10 с. Всего 23 номера: один сдвоенный — 1914, июнь-июль. 26,0 х 18,5 см.
Ульянинский № 3727.