Госплан литературы (1925 год); Известия ЛЦК (1925 год)
Конструктивизм - порождение 20-х годов ХХ столетия. Человечество, ощутившее себя на пороге эры технического прогресса, жаждало соответствовать новому времени. Латинское слово «constractio», что означало «построение», как нельзя лучше выражало созидательный пафос наступающего индустриального века, а потому новый художественный стиль, ставивший во главу угла рационалистическую целесообразность, математическую точность и лаконизм в средствах выражения, оказался востребованным в самых разных видах искусства - живописи, литературе, музыке, архитектуре, кинематографе.
В Советской России конструктивизм как обособленная литературная школа сложился в 1923 году. Его вождями стали поэты Илья Сельвинский и Алексей Чичерин, теоретиком - критик Корнелий Зелинский. Год спустя они создали ЛЦК - Литературный Центр Конструктивистов. Их первый сборник - «Мена всех» - вышел под лозунгом: «Конструктивизм - небывалое утверждение искусства». Открывала его подписанная триумвиратом основателей «клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов», озаглавленная коротко и выразительно, - «Знаем!»: «Конструктивизм есть центростремительное иерархическое распределение материала, акцентированного (сведённого в фокус) в предустановленном месте конструкции. Принцип КОНСТРУКТИВНОГО распределения материала - МАКСИМАЛЬНАЯ нагрузка потребности на единицу его, т.е. - коротко, сжато, в малом - многое, в точке - всё... Конструктивизм - высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала и умение сгущаться в нём. В машине винт винту помогает. Построенные на объективных, природных, открытых наукой законах, машины напоминают нам необходимость, естественность, наконец -просто выгоду дружелюбной совместности». Высказанное тогда обещание «тесать» в слове «небывалые формы» конструктивисты подкрепили год спустя, выпустив следующий сборник - «Госплан литературы». Его появление свидетельствовало: время программных заявлений прошло, наступала пора созидания.
«Госплан литературы» претворяли в жизнь уже шесть конструктивистов: Б. Агапов, И. Аксёнов, К. Зелинский, В. Инбер, И. Сельвинский и Д. Туманный. Сборник делился на четыре части. Первую составляли рабочие документы содружества: декларация ЛЦК «Основные положения конструктивизма» и статья К. Зелинского «Госплан литературы», где главный идеолог группировки пояснял название издания: «Я понимаю Госплан как метафору особеннейшей черты советского строительства, как коммунистический позвоночник всей новой культуры. Наша задача - врастание Госплана в художественную литературу. Результат этого врастания - КОНСТРУКТИВИЗМ». Вторая часть - «Продукция» - демонстрировала поэтические достижения конструктивистов. При этом каждое произведение сопровождалось кратким авторским разбором: фонетическим, семантическим, литературоведческим. Например, стихотворение Сельвинского «Рапорт» толковалось следующим образом: «Конструктивная тема «Рапорта» - дать в насухо выжатой форме ЭПОПЕЮ, если под ней понимать широкую картину борений родов, наций или классов. Семантическая тема вещи - конфликт классовых психологий, взятых в разрезе морали». Третья часть - «Лаборатория» -представляла экспериментальные разработки конструктивистов: «НОТ художественного языка» и «О фонетической магистрали». Во всех трёх частях ударные фрагменты текста выделялись ещё и полиграфически: математическим знаком корня и геометрическим набором - в форме круга или квадрата. Наконец, роль четвёртой части исполнял прилагавшийся к сборнику специальный выпуск газеты «Известия ЛЦК». В ней важное место отводилось ответам Зелинского на записки, которые тот только ожидал получить на грядущих диспутах о «Госплане литературы». Таким образом, читателю заранее разъясняли некоторые особенности издания: «Вопрос: Зачем вы придали своей книге внешне необычный вид? Не есть ли это оригинальничанье, от которого вы сами открещиваетесь? Ответ: Мы против типографского однообразия и за полиграфию в полном смысле этого слова. Нужно заставить книгу говорить о своём содержании не только смыслом и построением фраз, но и рисунком букв, выразительностью знаков, физиономией каждой страницы. Вот почему мы ввели квадратные и круглые куски петита в середину текста, почему мы выдвинули маргиналии и т.д. Обычный полиграфический канон уже не может удовлетворить нашим дифференцированным требованиям.
Среднестатистический петит - это отстой, формула страницы, организационная веха пути. Нашей задачей было -повысить организационную роль полиграфического материала. Вопрос: Что у вас за корни после стихов? Ответ: Почему может быть словесная поэтическая метафора? Почему не может быть метафора «зрительная»? Корень в авторской ремарке расшифровывает смысловое задание, извлекает конструктивно-организационный смысл каждого произведения. Вся наша книга всеми своими частями - перспективой, продукцией, лабораторией, полиграфией и т.д. - бьёт в одну точку - КОНСТРУКТИВИЗМ. Корень - как оперение стреле, как винтовой нарез пуле - даёт стиху нужное нам направление. Вопрос: Почему вы выбрали для своей книги скучный газетный шрифт? Ответ: Газетный шрифт ближе к читательским навыкам современного потребителя книги. Этот шрифт - часть его трудовой обстановки. НАША ЖЕ КНИГА НЕ ДЛЯ НАСЛАЖДЕНЬЯ, А ДЛЯ ТРУДА».
Пытаясь подчинить творчество рациональным потребностям современности, стремясь вывести универсальную формулу созидания, вспоминали ли «госплановцы» слова, сказанные их далёким предшественником, «конструктивистом былых времён» - пушкинским Сальери:
... Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп, поверил
Я алгеброй гармонию.
Тогда уже дерзнул,
В науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.
Но они верили, что идут по правильному пути. Лидер конструктивистов И.Л. Сельвинский писал: «С особенной страстью педалировали мы тему государственности, дисциплины, самозабвенного отказа личности от своих лирических прав в пользу неоспоримого права Целого подчинять себя частности. В идее эта задача была задачей эпохи: революция нуждалась в укреплении государства, ибо только через укрепление партия видела возможность приступить к ликвидации государства в грядущем».
Ряды ЛЦК пополнялись: в объединение вступили В.А. Луговской, Э.Г. Багрицкий, Н.А. Адуев, Е.И. Габрилович, Н.Н. Ушаков и др. Однако даже самое благонамеренное экспериментаторство в условиях тотального контроля над искусством вызывало насторожённость власти. В конце 20-х годов конструктивисты подверглись критике за ошибочность теоретических построений и эстетических концепций. Близость конца стала очевидна. В двадцатом номере журнала «На литературном посту» за 1930 год появилась статья Зелинского «Конец конструктивизма» - реквием, эпитафия, приговор. Группа перестала существовать. Но остались идеи, которыми конструктивисты пытались руководствоваться в своём творчестве. Например, такая: «Если поэта слушает масса, он - вождь, но если она слушает его, как вождя он - не поэт».
Госплан литературы. Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) под редакцией Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. [Обложка работы Н.Н. Купреянова. Конструкция книги - её авторов.] Москва; Ленинград: «Круг», [1925]. 144 с. В издательской печатной обложке. 22,5х17,5 см. Тираж 3000 экземпляров. Известия ЛЦК: Приложение к книге «Госплан литературы». Столица Союза ССР, август 1925. 4 с. 45х33 см.