Десять линогравюр; Мастерская (1964 год)
Иван Пуни. Жак Превер.
Один из художественных критиков в статье, посвященной позднему периоду творчества И.А. Пуни, писал: «Могло казаться, что Пуни намеренно стремился оставаться художником для художников, настолько мало готов он был считаться со зрителем... Однако ещё при жизни он был признан «мастером», и в той табели о рангах, которую составляют устроители парижских художественных аукционов и которая затем принимается едва ли не во всём мире, ему было отведено весьма почтенное место».
А между тем, на путь художника Иван Пуни вступил вопреки семейной традиции: сын виолончелиста, внук знаменитого итальянского композитора Цезаря Пуни (1802-1870), он вполне мог рассчитывать на карьеру музыканта. Когда стало ясно, что идти проторенной дорогой юноша не желает, отец захотел видеть сына офицером, и тот должен был поступить в одно из военных училищ Петербурга. Но и блеск мундира мало привлекал молодого человека. Он начал брать уроки рисования у И.Е. Репина.
Оставив училище, Пуни отправился в Париж, где в течение года посещал различные монпарнасские художественные школы. По возвращении в Петербург сблизился с В.В. Маяковским, Д.Д. Бурлюком, В.В. Хлебниковым, К.С. Малевичем, М.Ф. Ларионовым. Его мастерская стала одним из центров левого искусства. «Кажущаяся кротость Пуни не мешала тому, что он всегда с каменным упорством шёл напрямик по той дороге, которую избрал», - писал о нём мемуарист, а потому именно «скромнейший» Пуни явился издателем и оформителем скандального сборника футуристов «Рыкающий Парнас», уничтоженного цензурой «за кощунство и порнографию», именно он организовал нашумевшие футуристические выставки «Трамвай В» и «Ноль десять», над которыми «гоготала вся благонамеренная печать, ещё не подготовленная к такого рода проявлениям новаторства», и он же, совместно с женой - художницей К.Л. Богуславской, написал один из программных документов русского авангарда - манифест, декларирующий освобождение картины от смыслового содержания.
Осенью 1916 года Пуни был призван в армию, но Февральская революция вернула его в средоточие художественной жизни: он стал учредителем союза «Свобода искусству», членом Временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств. После октября 1917 года преподавал в Петроградских художественных мастерских, участвовал в праздничном оформлении улиц города к 1-й годовщине революции, сотрудничал в газете «Искусство Коммуны», исполнил проект печати Совнаркома. По приглашению М.З. Шагала поехал в Витебск и несколько месяцев работал там в Коллегии по делам искусств.
В конце 1919 года Пуни с женой бежали из Советской России. По льду Финского залива они добрались до Куоккалы и, получив германские визы, уехали в Берлин. В Германии Пуни много и плодотворно работал: писал беспредметные картины, занимался книжной графикой, рисовал эскизы декораций и костюмов для русских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель», выступал с лекциями.
В 1923 году художник перебрался в Париж. Именно там Пуни достиг вершины своей известности: более тридцати лет он почти ежегодно выставлялся в знаменитых салонах - Тюильри, Осеннем, салоне Независимых; его персональные выставки проходили в лучших парижских галереях; его работы покупали крупнейшие музеи Европы и США.
Иван Альбертович Пуни умер 28 декабря 1956 года. Похоронен на кладбище Монпарнас.
Итальянец по крови, француз по паспорту, человек мира по судьбе, кругу общения и взглядам на искусство, Пуни и в эмиграции осознавал себя русским художником. Несмотря на многолетнее увлечение беспредметной живописью, русские темы, русские сюжеты, русские образы всегда занимали важное место в его творчестве. Подтверждением этому служит представленное в Библиохронике коллекционное издание, вышедшее в Париже через восемь лет после смерти мастера.
Оно объединило 10 линогравюр, исполненных Пуни в Ленинграде, Витебске и Берлине между 1914 и 1920 годами и вручную отпечатанных в художественных мастерских Ригаля (Ateliers Rigal) с оригинальных досок. Текстовым комментарием к ним служит поэма «Мастерская», принадлежащая перу одного из крупнейших поэтов Франции ХХ столетия - Жака Превера (1900-1977):
Мастерская Пуни -
это музей наоборот...
Вещи, оставшиеся на своих местах...
Серые и белые фотографии,
холсты,
портреты на стенах -всё несёт на себе
цвета Пуни -цвета радостного взгляда на
мир, смешанные с удивлением перед
тайнами жизни...
Литератор Александр Бахрах, общавшийся с Пуни на протяжении многих лет, писал: «Вспоминаю его последнее обиталище недалеко от Люксембургского сада, где он жил, как улитка, забравшаяся в свою раковину. Ателье было сплошь заставлено подрамниками и неоконченными холстами. Да ещё коллекцией сломанных скрипок и контрабасов, бывших излюбленными сюжетами пуниевских натюрмортов. Но работал он в нём подолгу, не отрываясь, часами сидел за низеньким столиком, уставленным банками с кистями всевозможных размеров, и затем отдыхал в полуразвалившемся кресле, рассматривая сделанное им. Там он и умер в самом конце 1956 года».
Издание, подготовленное друзьями Пуни, задумывалось как библиофильское: оно отпечатано общим тиражом в 195 нумерованных экземпляров на четырёх различных сортах бумаги - японской императорской, оверн-ской, верже и глянцевой. Описываемый экземпляр - № 121, на бумаге верже.
Пуни Иван (Жан) Альбертович (1892-1956); Превер Жак (Prevert Jacques; 1900-1977)
Pougny. Dix linogravures originates. 1914-1920. L' Atelier, poeme de Jacques Prevert. Paris, 1964. <Пуни. Десять подлинных линогра-вюр.1914-1920. «Мастерская», поэма Жака Превера. Париж, 1964.> 18 л., в т.ч.: 1 л. - факсимиле рукописи поэмы Ж. Превера «Мастерская»; 10 л. - линогравюры: 1. Революция. 2. Воздушный мост. 3. Виолончелист. 4. Витебск. 5. Интерьер. 6. Дверь. 7. Витебск. 8. Лестница. 9. Пешеходные мостки. 10. Вход в здание. В картонной, обтянутой коричневой тканью папке с тиснёным именем художника на верхней крышке и корешке. 45х30 см (л.); 47х32 см (папка).