Детский альбом Константин Вильбоа. 150 русских песен [1874 год]
Пётр Чайковский
«Утром гулял по саду с Бобом (какая он душечка!)», «После обеда часа два был неразлучен с чудным, несравненным моим Бобом; сначала он валялся на балконе, на скамейке и очаровательно томился и болтал о моих сочинениях. Потом у меня сидел и заставлял меня играть», - писал в 1884 г. в дневнике П. И. Чайковский (1840-1893).
Владимир, или Боб, как называли его родные, - любимый племянник П. И. Чайковского, сын Александры Ильиничны Давыдовой (18421891), сестры композитора. В ее имении Каменка, расположенном в Чигиринском уезде Киевской губернии, Чайковский проводил много времени.
По мнению матери, племянник очень походил на своего дядю. Сразу после его рождения Анна Ильинична писала брату: «...Еще малютка лежал, едва появившись на свет... как я привстала взглянуть на него, и первые мои слова были - он похож на брата Петю, дай бог, чтоб и человеком таким же был! Действительно, Воля похож на тебя и меня, это очень радует...»
Именно В. Л. Давыдову (1871-1906) посвящен «Детский альбом», вошедший в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.
Альбом создавался в 1878 г. В тот год композитор также гостил у сестры и писал оттуда своему издателю П. И. Юргенсону (1836-1903), что принимается за сборник маленьких пьес для детей: «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана».
«Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» включает 24 произведения: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка», «В церкви» и др.
В том же 1878 г. альбом был закончен и выслан Юргенсону. Получив отпечатанное издание, композитор сожалел о большом формате альбома. - «ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно».
Сам Володя ничего не знал о посвящении ему целого альбома пьес. Только после издания «Детского альбома» Чайковский написал Л. В. Давыдову, мужу своей сестры, о том, что посвятил его племяннику: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: Посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».
Как и первое издание, все последующие выходили в издательстве Петра Ивановича Юргенсона. Сын рыбака, родившийся в Ревеле, Юргенсон в 14 лет переехал в Петербург, где работал в нотном магазине М. Бернарда, затем Ф. Стелловского. Позже стал управляющим музыкальной фирмой К. Шильдбаха в Москве. В 1861 г. Юргенсон открыл собственное дело (в 1867 г. основал первую в России нотопечатню), вскоре ставшее крупнейшим в России - к 1917 г. свет увидели более 35 тысяч музыкальных изданий. В 1918 г. фирму национализировали, переименовав в 1930 г. в Музгиз, а в 1964 г. - в «Музыку».
В судьбах П. И. Юргенсона и П. И. Чайковского одинаково важную роль сыграл пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн (1835-1881). По его совету издатель открыл собственное дело, а композитор переехал в Москву (и долгое время жил в квартире Рубинштейна), став профессором классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в консерватории (1865).
С этого момента началось тесное сотрудничество Юргенсона и Чайковского. Первый издавал все произведения композитора, второй активно участвовал в издательском деле: занимался корректурой, отбирал произведения для печати. Петр Ильич стал крестным отцом Бориса Петровича Юргенсона, впоследствии продолжившего дело отца. А Юргенсон собирал и хранил все автографы Чайковского.
К «Детскому альбому» П. И. Чайковского приплетено другое издание Юргенсона - «150 русских народных песен, переложенные К. Вильбоа».
Константин Петрович Вильбоа (Villebois) (1817-1882) не получил музыкального образования. Регент хора учащихся Кадетского корпуса, позже руководил хором певчих и бальным оркестром лейб-гвардии Павловского полка. Во второй половине 1860-х гг. он организовал в Харькове бесплатную музыкальную школу для детей всех сословий, читал в университете лекции по истории и теории музыки, был дирижером оперного театра и частного оркестра, служил в Варшаве. Вильбоа - автор 25 сборников русских песен для одного голоса.
Более 30 лет он занимался собиранием и записыванием русских напевов, поэтому в предисловии к изданию отмечал, что «издатели сборников русских народных песен для фортепиано в две руки в выборе своем были до сих пор не очень разборчивы. Настоящее издание при строгом выборе собственно народных песен имеет целью пополнить тот недостаток в сборниках чисто национальных песен, которые существовали у нас в России».
Детский альбом: Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману. Сочинение П. Чайковского. Ор. 39. М.: П. Юргенсон, 29, [1] с. 150 русских песен, записанных с народного напева и аранжированных для одного фортепиано в 2 руки. Переложенные К. Вильбоа. Москва у Юргенсона, Скоропечатня П. Юргенсона, [1874]. 33х26 см.