Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Дядя Степа (1936 год)

Дядя Степа (1936 год)

Сергей Михалков

«1925 год. Вспоминаю себя книгоношей. Мне двенадцать лет. Я хожу по домам подмосковного поселка Жаворонки и предлагаю приобрести брошюру под названием “Что нужно знать крестьянину-птицеводу”. Брошюра издана Книгосоюзом. Автор ее - мой отец». Вторая книга B.А. Михалкова (1886-1932) - отца Сергея Михалкова - называлась «Почему в Америке куры хорошо несутся». В памяти маленького Сергея сохранилось воспоминание, как однажды из Лондона им пришла посылка с упакованным в вату десятком яиц. Яйца поделили между курами-наседками. Из семи яиц вылупились утята! - «Это были предвестники ставшей потом столь популярной у нас в стране породы яйценоских уток “индийский бегун”, ярым поклонником и пропагандистом которых был мой отец», - вспоминал С. Михалков.

Первоначальное образование Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) получил дома - школа находилась слишком далеко. Первыми учителями стали прибалтийская немка и священник из соседнего села. Обычная учеба началась только с четвертого класса, когда семья переехала в Москву.

Стихи С. Михалков стал писать рано, отец познакомил его с творчеством В. Маяковского, C. Есенина, Демьяна Бедного. «Но больше всего я любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова».

Первое стихотворение «Дорога» появилось в журнале «На подъеме» в 1928 г. (г. Ростов-на- Дону). К авторскому экземпляру прилагалась записка редактора: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».

Вскоре семья переехала в Пятигорск, где В. А. Михалков организовал первую в СССР инкубаторно-птицеводческую станцию. В 1930 г. после окончания пятигорской школы второй ступени Сергея Михалкова отправили учиться в Москву, к сестре отца М. А. Глебовой. В сопроводительном письме В.А. Михалков писал о сыне: «Его задача получить нужное для писателя образование - путем работы в библиотеке, посещения театров, диспутов и общения с людьми, причастными к культуре. Если в течение года он сумеет двинуться вперед и будут какие-либо надежды, то возможно учение в литературном техникуме, если нет - он поступит на завод рабочим и потом будет учиться по какой-либо специальности...»

Так как жить литературным трудом было трудно, Михалков за три года успел поработать разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, помощником топографа в геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане и т. д.

С 1933 г. его стихи стали появляться в столичной прессе - в «Огоньке», «Прожекторе», «Известиях», «Комсомольской правде» и др. Михалкова зачислили на внештатную работу в отдел писем редакции «Известий», где он познакомился с писателем Л. А. Кассилем (1905-1970). Появился первый сборник стихов, затем второй.

В середине 1930-х гг. редакция московского журнала «Пионер» командировала молодого поэта с рукописью «Дяди Степы» на консультацию к С. Я. Маршаку.

Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, что главный редактор Ленинградской редакции Детиздата «много поработал... над “Дядей Степой”... “Поэме не хватало лирического дыхания, - рассказывал впоследствии Маршак, - не хватало тяги.” Изначально по замыслу автора дядя Степа был всего только длинным, смешным человеком, над которым добродушно посмеивались ребята и взрослые. В результате работы с С. Я. Маршаком дядя Степа вырос, вырос душевно: смешной долговязый парень превратился в веселого, сильного великана, которого любят за доброту, умелость, за постоянную готовность прийти на помощь людям. Вырос герой - шире, мощнее стало и лирическое дыхание стиха».

После принятия решения о публикации поэмы в редакции «Пионера» задумались об иллюстрациях: «За такой короткий срок художнику рисунков не сделать. Придется, видимо, повременить с публикацией. А не хотелось бы.» Но решение нашлось: Михалкова срочно отправили к редакционному фотографу, и произведение вышло, проиллюстрированное не рисунками, а фотографиями автора.

Поэма была опубликована в седьмом номере журнала «Пионер» в 1935 г. - и сразу принесла автору всесоюзную известность. В 1936 г. «Дядя Степа» вышел в составе сборника стихов и тогда же отдельной книгой в Детиздате.

В 1937 г. С. В. Михалков стал членом Союза писателей СССР. За два года до этого И. В. Сталин заметил стихотворение Михалкова «Светлана» («Известия», 1935) и внес имя автора в списки писателей, представленных к ордену Ленина. Через год молодой поэт получил Сталинскую премию за «стихи для детей», а еще через год - вторую Сталинскую премию за сценарий фильма «Фронтовые подруги».

В 1943 г. в соавторстве с военным журналистом Г.А. Урекляном, писавшим под псевдонимом Г. Эль-Регистан (1899-1945), С. Михалков создал текст нового государственного гимна. К. И. Чуковский записал 1 января 1944 г.: «Был вчера у Михалкова, он всю ночь провел у Иос. Вис. - вернулся домой в несказанном восторге. Он читал Сталину много стихов, прочел даже шуточные, откровенно сказал вождю: “Я, И. В., человек необразованный и часто пишу очень плохие стихи”. Про гимн М. говорит: “Ну что ж, все гимны такие. Здесь критерии искусства неприменимы! Но зато другие стихи я буду писать - во!” И действительно его стихи превосходны...»

В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новую версию гимна, выполненную Михалковым. В 2000 г. В. В. Путин принял третий вариант - «гимн православной страны» (также авторства С. В. Михалкова).

В 1960-1970-х гг. «полпред» советской литературы и искусства для детей, как сам себя называл С. В. Михалков, занимал должности Секретаря правления Союза писателей СССР, первого секретаря правления Московской организации СП РСФСР (1965-1970); председателя правления СП РСФСР (с 1970). В 1976 г. Михалков вошел в состав Комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР.

В 1953 г. Михалков опубликовал новые главы поэмы: «Дядя Степа - милиционер» впервые увидела свет в журнале «Пограничник» (1954, № 20), газете «Пионерская правда» (1954, 10 декабря), в журналах «Новый мир» (1954, № 12), «Пионер» (1954, № 12). Отдельная книга вышла в Дет- гизе в 1955 г.

Спустя пятнадцать лет появилась новая поэма - «Дядя Степа и Егор» («Правда». 1968, 27 декабря). Вероятно, прототипом сына дяди Степы стал внук Михалкова - Егор Кончаловский, которому в то время было два года.

С 1971 г. Михалков - действительный член Академии педагогических наук СССР, с 1993 г. - Академии образования России.

В 1973 г., в день шестидесятилетия С. Михалкова, поэт Николай Тихонов (1896-1979) писал в «Литературной газете»: «Как прекрасная вершина, возвышается его поэтическая трилогия “Дядя Степа”. Она не имеет себе равных» И в 1981 г. Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка» (№ 10) заключительную часть поэмы под названием «Дядя Степа - ветеран».

К 1974 г. поэма про дядю Степу выходила 102 раза (в том числе за рубежом). По данным 2009 г. совокупный тираж всех книг Михалкова составляет более 250 миллионов экземпляров.

«Дядю Степу» сначала переводили на языки социалистических стран - болгарский, польский, чешский, румынский, венгерский. В 1938 г. вышел немецкий перевод поэмы, где главный герой назван «дядя Генрих Гейнеманн». В английском варианте вышел «Дядя Степа - великан», в американском - «Дядя Степа - колокольня».

Поэму иллюстрировали немало художников. Первым стал график, народный художник СССР Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976). Еще во время учебы во ВХУТЕМАСе его рисунки появились в журнале «Безбожник у станка» (1924). Постоянно сотрудничал с журналами «Пионер» и «Даешь», в газете «Комсомольская правда», в журнале «Крокодил». Каневский оформил множество детских книг: «Золотой ключик» А. Н. Толстого (1942-1943 и 1950), «Мойдодыр» К. И. Чуковского (1950), произведения С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Н. Н. Носова и др. Именно он создал в 1937 г. известный образ Мурзилки.

Среди других книг С. Михалкова, иллюстрации к которым создал А. Каневский, - «Басни» (переизд. 1952), «Облака» (1964), «Вчера, сегодня, завтра» (1970).

В разное время четыре поэмы про «Дядю Степу» оформляли В. Мороз, Д. Дубинский, К. Ротов, И. Кеш, В. Сутеев, Ю. Коровин, Е. Щеглов, Г. Мазурин и др.

Несмотря на официальное признание, реноме С. В. Михалкова не было однозначным. Этому в большой мере способствовало его активное участие (вспомним знаменитое шварцевское: ««Но зачем же быть отличником?») в травле А.А. Ахматовой после публикацией ее стихотворений в журнале «Знамя» в 1946 г.; басню про «некий злак, который звался Пастернак» во время кампании против романа «Доктор Живаго»; выступления в процессе гонений на литературных диссидентов (А. Д. Синявского, А. И. Солженицына); реакция на присуждение А. И. Солженицыну Нобелевской премии (1970) и т. д.

В 1991 г. Михалков «не вышел, а выпал из КПСС»: «в моем преклонном возрасте, - заметил он, - предпочитаю оставаться вне какой- либо партии» Однако общественную деятельность ему оставить не удалось: в 1992-1999 гг. Михалков был сопредседателем исполкома Сообщества писательских союзов, в 2005 г. занимал пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. В 2008 г. награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного «за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность».

Произведения про «дядю Степу» постоянно переиздаются и пользуются неизменной популярностью у читателей. Поэтому можно смело цитировать последнюю строфу поэмы «Дядя Степа - ветеран»:

Знают взрослые и дети,
Весь читающий народ,
Что, живя на белом свете,
Дядя Степа не умрет!

Однако с нашей точки зрения, от объемного творчества Сергея Владимировича поистине неповторимой остается лишь одна безупречная и, скорее всего, бессмертная фраза: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят!»

 


Михалков, Сергей Владимирович (1913-2009)

Дядя Степа. Рис. А. Каневского. М.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. 30 с., ил. 22х17 см.

Previous Article Гиперболоид инженера Гарина (1936 год) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1937 год) По следам «Золотого ключика» (1958 год)
Next Article Владимир Ильич Ленин (1937 год)
Print
3227 Rate this article:
4.3

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top