Жизнь графа Сперанского (1861 год)
Модест Корф
Символично, что двухтомное жизнеописание выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839) появилось в год отмены крепостного права: ведь отважившемуся на долго готовившуюся реформу Александру II Сперанский преподавал юридические науки.
В литературе о жизни и деятельности Сперанского труд Корфа занимает первостепенное место. Член Государственного совета и различных законодательных комиссий, Модест Андреевич Корф с 1826 года служил под началом Сперанского во II Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии и принимал участие в подготовке Полного собрания законов Российской империи. Именно Корф принёс Николаю I весть о смерти великого реформатора и законоведа и сохранил для потомков ответные слова императора: «Другого Сперанского мне уже не найти, да и кем я попытаюсь заменить его ум, опытность, усердие и быстроту!.. На большую ещё беду, эта потеря застигла нас в такую минуту, когда оставалось столько доделать!»
Сразу после смерти Сперанского его кабинет был опечатан и разбор бумаг поручен Корфу. Так в руках будущего биографа оказались ценнейшие документы, переписка, дневниковые записи, позволившие впоследствии подробно рассказать о службе Сперанского при Александре I и Николае I, о ссылке в Нижний Новгород и Пермь, о губернаторстве в Пензе и Сибири.
Повествование изобилует примерами невероятной работоспособности Сперанского. Ещё в юные годы, при поступлении на службу в качестве личного секретаря князя А.Б. Куракина, он должен был в доказательство своих способностей составить за ночь 11 писем различного содержания, а при Павле I за две недели разработать Коммерческий устав, имея в помощниках 40 купцов, многие из которых не очень хорошо понимали, куда и зачем их пригласили.
Далеко не все из политических, экономических, финансовых, юридических проектов Сперанского смогли реализоваться, но они оказались небесполезными для последующих поколений государственных преобразователей. Цитируемые Корфом строки его сочинений и сегодня не утратили актуальности и даже политической остроты. Вот, например, один из тезисов «Введения к уложению государственных законов»: «Исполнительная власть должна принадлежать правительству, но, чтобы оно не могло исказить или уничтожить закон, необходимо сделать правительство ответственным перед законодательным собранием». Разработанный им в 1806 году «Финансовый план» содержал такой тезис: «Чтоб вывесть Россию из несчастного её финансового положения, нужны сильные меры и важные пожертвования».
Сын сельского священника, сумевший достичь карьерных вершин своим умом, талантом и обширнейшими знаниями, Сперанский старался усовершенствовать образовательную систему в России. В 1810 году он представил Александру I проект Царскосельского лицея, выпускником которого и стал его биограф, однокашник Пушкина Модест Корф.
Описываемый экземпляр «Жизни Сперанского» принадлежал праправнучке Екатерины II принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтен-бургской, урождённой принцессе Мекленбург-Стрелицкой, жене герцога Альберта Саксен-Альтенбургского. Обширная библиотека Елены Георгиевны хранилась в собственном её Каменноостровском дворце в Петербурге и в унаследованном от матери Китайском дворце в Ораниенбауме. Художник А.Н. Бенуа, бывавший на музыкальных вечерах принцессы, вспоминал об «уклоне к либерализму», звучавшем в речах хозяйки «по отношению к русскому строю». Не исключено, что именно этим объяснялось наличие среди книг особы царской крови биографии реформатора М.М. Сперанского.
Корф Модест Андреевич, барон (1800-1876)
Жизнь графа Сперанского. [В 2-х томах (V частях).] Издание Императорской Публичной библиотеки.
С.-Петербург, 1861. Т. 1. (Части l-ll). XX, 283 с, 1 л. портрет. Т. 2. (Части III-V). 388 с. В двух цельнокожаных переплётах конца XIX века с тиснёными заглавиями на корешках. Форзацы зелёной муаровой бумаги. 26x16,6 см. На первых форзацах обоих томов владельческие печати: «Библиотека Е.В. принцессы Елены Георгиевны Саксен Альтенбургской». На задних форзацах владельческие ярлыки: монограмма «Б.ГВК.Е.П.» под короной.