Журнал для детей (1854 год)
«Я очень любил чтение, - вспоминал русский живописец и литератор В. В. Верещагин (18421904), - особенно рассказы вроде Чистяковских; ими я просто захлебывался: наслаждение читать такие рассказы могло равняться разве с исканием грибов...»
Упоминаемый Михаил Борисович Чистяков (1806-1885) - известный детский писатель, переводчик с французского и немецкого языков, преподаватель. Один из четырех сыновей священника, он с 11 до 19 лет учился в духовных и светских учебных заведениях в Калуге, Рязани, Москве и Новгороде. В автобиографии, опубликованной в 1875 г., он писал: «Первоначальной школой для меня были природа и деревенская церковь. Я инстинктивно чувствовал, что в этих двух храмах, только в различных символах и образах, на различных языках, сообщается одно и то же божественное учение - дух мировой любви».
Окончив словесное отделение историкофилологического факультета Московского университета (где учился одновременно с В. Г. Белинским и А. И. Герценом), М. Б. Чистяков служил преподавателем русского языка в гимназиях, затем инспектором классов петербургского Николаевского сиротского института и председателем учебного комитета по учреждениям императрицы Марии.
«Вся мудрость родителей и воспитателей должна состоять в том, чтоб открыть преобладающие свойства воспитанника и уметь давать им средства развиваться», - писал он в 1875 г. в «Курсе педагогики, составленной по про
грамме, утвержденной для женских институтов». Среди других его учебно-педагогических трудов - «Очерк теории изящной словесности» (1842), «Курс теории словесности» (Ч. 1-2, 1847).
На формирование педагогических идей М. Б. Чистякова повлияли, в том числе, поездки в Германию, Бельгию, Францию, Швейцарию, куда он в 1866 г. по поручению Министерства народного просвещения отправился изучать организацию детских садов по методу Фребеля, женских учительских семинарий и исправительно-воспитательных заведений.
Критики и читатели отмечали, что «выдающимся достоинством литературных произведений Чистякова следует признать необыкновенную простоту и ясность изложения». Он признавался «последним представителем философски образованной старой генерации педагогических деятелей - ряда Грановского, Пирогова, Ушинского, понимавших просвещение широко и гуманно, как самое светлое патриотическое дело страны». Из-под пера Чистякова вышло около 70 повестей, рассказов, сказок, очерков, научно-популярных изданий по этнографии, географии, истории для детей и юношества, многие из которых выходили вторым и третьим изданием. Он печатался в «Северной пчеле», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Семейных вечерах», «Задушевном слове», литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» и других журналах.
Главнейшим достижением М. Б. Чистякова как педагога и писателя считается «Журнал для детей», выходивший с 1851 по 1856 гг. еженедельно, потом два года ежемесячно и, наконец, с 1858 г. снова еженедельно.
«Русский биографический словарь» А. А. Половцова отмечал, что «Журнал для детей» «явился вторым солидным журналом после новиковского “Детского чтения”, и до сих пор еще в этой области мы не имеем ничего подобного».
Издание создавалось Чистяковым вместе с женой, писательницей и переводчицей Софией Афанасьевной (1827-1890) и коллегой-педагогом Алексеем Егоровичем Разиным (1823-1875). Последний участвовал в издании в 1852-1856 гг., и почти десять лет М. Б. Чистяков выпускал журнал, будучи, по сути, единственным его сотрудником.
Несмотря на популярность «Журнала для детей», критик Н. А. Добролюбов (1836-1861) на страницах «Современника» отмечал, что издание «имеет направление скорее вредное, нежели полезное для детей, что занимательность его повестей имеет мистический легендарный характер, что безобразно сентиментальная тенденция проникает все его теоретические статьи и что только в отделе истории и естественных наук он имеет некоторое право на наше внимание. Но и исторические статьи его надо давать для чтения детям с большою осторожностью».
Столь резкий критический выпад был связан с тем, что большинство художественных произведений и статей журнала имело религиозносентиментальный характер: немало материалов сопровождало пояснение «Из приготовляемого к печати сочинения: Мир божий». «Мир Божий. Руководство к русскому языку для приготовительных классов военно-учебных заведений» было задумано и издано Алексеем Егоровичем Разиным, журналистом, популяризатором и составителем детских книг. Происходя из крестьян Владимирской губернии, А. Е. Разин не смог закончить петербургской гимназии. Имея блестящие способности, он отдался научной и педагогической деятельности. Вскоре его пригласили репетитором в пансион для девиц, открытый в Петербурге С. А. Чистяковой (1827-1890). (Пансион, кстати, вскоре пришлось закрыть, так как Софья Афанасьевна целиком отдалась новому делу мужа - «Журналу для детей», приобретя известность как талантливая детская писательница. Одновременно она работала в разных периодических изданиях как переводчица романов.) В 1848 г. благодаря протекции М. Б. Чистякова Разин получил место репетитора русского языка и словесности в Павловском Кадетском корпусе. Именно Е. А. Разин уговорил М. Б. Чистякова издавать «Журнал для детей», которому отдавал все свободное время: переводил, составлял статьи и даже рисовал виньетки. В 1855 г. А. Е. Разин прекратил участие в издании, отказался от всех должностей и сосредоточился на выпуске своего капитального труда «Мир божий». Несмотря на то, что по выходе книга имела успех (правительство выделило на нее четыре тысячи рублей) и быстро разошлась, Разин не смог составить состояния, о котором мечтал, - типография тайно отпечатала экземпляров более условленного тиража и продавала книгу за полцены. В результате автор передал за 500 рублей права на произведение издателю М. О. Вольфу, который и выпустил еще несколько переизданий.
«Журнал для детей» выходил тетрадками по 16 полос и включал материалы, имевшие, как правило, продолжение в следующих выпусках. В конце года все вышедшие выпуски объединялись и выпускались единой книгой.
В издании, имеющем подзаголовок «Духовное, нравственное, историческое, естествоописательное и литературное чтение», публиковались статьи, повести, рассказы, зарисовки, очерки. Как и во всей отечественной детской литературе, здесь доминировали отечественные, пишущие специально для детей авторы. Широко использовались приемы адаптации произведений общей литературы - в отрывках, пересказах или сокращенном виде.
В журнале за 1854 г. опубликовано более 80 статей. Естественно-научные: «Кометы», «Астероиды», «Облака и гроза», «Муравьиные постройки», «Солнечные, водяные и песочные часы» и др.; этнографические и географические - «Откуда взялись финские песни», «Путешествие по берегам Мертвого озера», «Гренландия», «Черногорье» и др.; исторические: «Из Новейшей истории Коринфа», «Первые похождения европейцев в Северной Африке», «Сцены из истории Рима Средних веков» и др. Среди художественных произведений, пересказанных, сокращенных, адаптированных либо объясненных для маленьких читателей: басни И. А. Крылова, народные сказки и предания (финские, скандинавские, шведские), комедии Т. М. Плавта, И. И. Хемницера и т. д.
Каждый выпуск открывает заставка, подписанная «Гогенфелд». Гравер-иллюстратор Егор (Георг) Васильевич Гогенфельден (1828-1908), ученик мастеров гравюры на дереве Г. Дерикера и Е. Бернардского, был одним из выдающихся представителей искусства оформления книги. С 1860 до конца 1870-х гг. Гогенфельден владел печатным заведением, объединявшим типографию, ксилографическую и литографическую мастерские.
«Журнал для детей» украшают сюжетные заставки и буквицы. Многие материалы снабжены поясняющими текст рисунками.
С 1865 г., после прекращения выпуска журнала, М. Б. Чистяков, используя уже опубликованные в нем материалы, составлял и выпускал новые издания.
Журнал для детей. Духовное, нравственное, историческое, естествоописательное и литературное чтение. СПб., 1854. 800 с. 25х16 см.