Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Звезда (1947 год)

Звезда (1947 год)

Эммануил Казакевич

Однажды Луи Арагон сказал, что лучшее из того, что он читал о войне - «Севастополь­ские рассказы» Льва Толстого и повесть Эммануила Казакевича «Звезда». И пусть эта оценка субъективна, но то, почему она выска­зана, очевидно: написанные с достовернос­тью облечённого в художественную форму исторического документа, оба произведения отличаются искренностью и глубинным зна­нием предмета - войны. Тем особым знанием, которое приобретается лишь собственным опытом. Впрочем, в этом нет ничего удиви­тельного, ведь их авторы прошли путь боевых офицеров: один - артиллериста, другой - раз­ведчика. Но если в роду графов Толстых воен­ная профессия передавалась из поколения в поколение, то превращения сугубо штатского близорукого человека в бесстрашного коман­дира-разведчика предвидеть не мог никто.

Э.Г. Казакевич родился на Украине, в Кремен­чуге, в семье народного учителя, ставшего после революции видным еврейским журна­листом. Затем были годы учёбы в Харькове, окончание семилетней школы и машиностро­ительного техникума, переезд на Дальний Вос­ток. Как раз в это время там создавалась Еврей­ская автономная область. Из бывшей черты оседлости, с Украины и Белоруссии, на Амур везли эшелоны испуганных, мало приспо­собленных к суровому климату евреев-пере­селенцев. И Казакевич, которому тогда едва исполнилось двадцать лет, деятельно помогал растерянным людям наладить жизнь на новом месте: возглавлял колхоз, руководил строи­тельством, организовывал первый в области театр, работал в радиокомитете.

Казакевич с детства писал стихи. Среди молодых еврейских поэтов он считался одним из самых талантливых. До войны были изданы два его поэтических сборника на идише. На фронт Казакевич ушёл добровольцем, в составе писательского ополчения, вопреки решению забраковавшей его зрение врачебной комис­сии. После тяжёлых боёв осени 1941 года его направили в учебный полк, а затем в редак­цию выходившей в глубоком тылу армейской газеты. Оттуда он «дезертировал»: сбежал на передовую. Кстати, схожая ситуация повтори­лась позднее, после ранения, когда Эммануила Генриховича из госпиталя выпустили в резер­вную часть. Снова были «побег», следствие военного трибунала и «амнистия» после про­яснения всех обстоятельств происшедшего.

Казакевич прошёл путь от рядового пехо­тинца до командира разведывательной роты, а затем - до начальника разведки дивизии. Он неоднократно возглавлял группы, отправляв­шиеся в тыл противника, лично брал «языка». Только тот, кто сам пережил всё это, мог написать строки, в которых - суть и смысл существования военного разведчика: «Надев маскировочный халат, крепко завязав все шнурки - у щиколоток, на животе, под подбо­родком и на затылке, разведчик отрешается от житейской суеты, от великого и от малого. Раз­ведчик уже не принадлежит ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспомина­ниям. Он подвязывает к поясу гранаты, нож и кладёт за пазуху пистолет. Так он отказывается от всех человеческих установлений, ставит себя вне закона, полагаясь отныне только на себя. Он отдаёт старшине все свои документы, письма, фотографии, ордена и медали... Так он отказывается от своего прошлого и буду­щего, храня всё это только в сердце своём. Он не имеет имени, как лесная птица. Он вполне мог бы отказаться и от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Он срастается с полями, лесами, оврагами, становится духом этих про­странств - духом опасным, подстерегающим, в глубине своего мозга вынашивающим одну мысль: свою задачу. Так начинается древняя игра, в которой действующих лиц только двое: человек и смерть».

Действие «Звезды» также происходит в мес­тах, знакомых писателю не понаслышке: в по­вести группа лейтенанта Травкина обнару­живает скрытную передислокацию танковой дивизии СС «Викинг» в район Ковеля, туда, где весной-летом 1944 года на пути этой самой эсэсовской дивизии стояли части 47-й армии, в которой служил капитан Казакевич.

«Звезда» писалась Казакевичем вскоре после демобилизации, зимой 1946-47 года, в Мос­кве, в плохо отапливаемой комнате на втором этаже барачного дома в Хамовниках. Для него это была «проба пера» - первое произведение на русском языке. Жена, Галина Осиповна, тут же перепечатывала написанное на трофейной пишущей машинке с заменённым шрифтом. Слушателями становились заглядывавшие в гости однополчане. Казакевич рассказывал им о своём замысле: повесть задумывалась как приключенческая, с интригующим загла­вием «Зелёные призраки». Название вызывало споры: так, один из сослуживцев предложил свой вариант - «Ночной поиск в дивизионном тылу противника». Решение пришло неожи­данно. Фронтовой друг, писатель Даниил Данин вспоминал о том, как Казакевич при­шёл к нему в дом и предложил прочесть только что завершённую рукопись: «Мы устроились в моей заставленной книгами комнате. Он стал читать - несказанно просто, стремительно, печально и тревожно. За тонкой перегород­кой моя жена (Софья Дмитриевна Разумов­ская - литературный редактор в тогдашнем «Знамени») уловила музыку звучащего текста и тихо вошла. Она слушала, сидя за его спи­ной. Он читал, ничего не замечая. А я смот­рел на него во все глаза, онемев от изумления и не решаясь зажечь папиросу. Это длилось два с лишним часа и кончилось минутой полной немоты. Казакевич сглатывал волне­нье, нахлынувшее на него самого, и ненужно долго надевал очки. Потом мы заговорили все трое. Помню голос Софьи Дмитриевны: «Какая приключенческая повесть! Это будет напеча­тано в «Знамени». Вы оставите мне рукопись и будете слушать меня!» И помню свой голос: «"Зелёные призраки" - хорошо для детектива, а для твоей вещи нет. Тоскующая Катя зовёт Травкина: "Звезда", "Звезда"... Эти позывные -лучшее названье. Это будет твоя звезда!» Так мне посчастливилось стать крёстным отцом "Звезды"».

В ближайшем номере «Знамени», вне всякой очереди, повесть была напечатана. В том же году она получила Сталинскую премию вто­рой степени.

В Библиохронике представлено первое отде­льное издание «Звезды», увидевшее свет летом 1947 года в издательстве «Московский рабочий», с дарственной надписью Казакевича главному редактору издательства Н.М. Яковлеву: «Нико­лаю Михайловичу, другу и первому издателю. Хотя первый блин - комом, но я знаю, что не Вы этому виной. Поэтому лично Вы - вне моих претензий. Эм. Казакевич 13.8.47». Слова «пер­вый блин - комом» относятся, прежде всего, к низкого качества газетной бумаге, на которой отпечатана книга, и к её блёклому оформле­нию. Однако для Казакевича имелся ещё один серьёзный повод для расстройства.

Редактировала издание Софья Дмитриевна Разумовская (1904-1981). В то время первые веяния начинавшейся кампании против «без­родных космополитов» уже носились в воз­духе, а потому в выходных данных имя Разумовской сочли за лучшее не указывать, и вместо неё редактором был назван Г. Коренев.

Сохранился экземпляр этого издания «Звезды» с рукописным посвящением автора Софье Дмитриевне, «другу и сообщнику», где имя редактора-самозванца зачёркнуто, а сверху имеется приписка рукой Казакевича: «Не Г. Коренев, а именно С.Д. Разумовская». (Подробнее об этом см. статью Э.П. Казанджана «"Лучший литературный вкус Москвы": редактор Софья Разумовская» в альманахе «Библиофилы России». Том 1. Москва, 2004.)

Успех «Звезды» вывел её автора в первые ряды советских литераторов. Господство­вавшее читательское мнение ёмко выразил А.Т. Твардовский, надписавший подаренное Эммануилу Генриховичу издание «Тёркина»: «Надежде русской прозы».

 


Казакевич Эммануил Генрихович (1913-1962)

Звезда. Повесть. Москва: Московский рабочий, 1947. 128 с. В издательской печатной обложке. 16,5x11 см. На внутренней стороне передней обложки дарственная надпись Э.Г. Казакевича главному редактору издательства «Московский рабочий» Н.М. Яковлеву. Тираж 30 000 экземпляров.

Previous Article Приказы Верховного Главнокомандующего войскам 2-го Украинского фронта (1945 год)
Next Article Военная быль (1952-1953 годы)
Print
2272 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top