«Иконография Исаака Ньютона» (1943)
Петр Дульский
«4 января 1943 г. исполняется триста лет со дня рождения Исаака Ньютона, одного из величайших гениев точного естествознания. Направляя сейчас основные усилия на помощь нашей героической Красной армии, Академия наук СССР не может пройти мимо знаменательной даты трехсотлетия со дня рождения одного из величайших творцов культуры - Исаака Ньютона. Академией наук создана особая комиссия по ознаменованию юбилея Ньютона», - с этих слов начинается авторское предисловие в книге академика С.И. Вавилова «Исаак Ньютон» (М.-Л., 1943). Самый тяжелый, переломный период Великой Отечественной войны, осень 1942 - зима 1943 гг., разворачивается грандиозная битва под Сталинградом...
Поразительно, но именно в этот драматический момент истории страны Академия наук СССР задумывает и осуществляет масштабную программу празднования 300-летия со дня рождения Исаака Ньютона; в СССР выпускается полноценная библиотечка книжных изданий, посвященных 300-летию Исаака Ньютона. И одним из украшений этой серии книг стал тонюсенький сборник карманного формата Казанского авиационного института, в котором и была помещена статья П.М. Дульского «Иконография Исаака Ньютона» - первая на русском языке публикация, посвященная этой теме. Обстоятельства подготовки и появления этого исследования порой были весьма драматичны.
Начать с того, что этот аккуратный покетбук Казанского авиационного института, изданный тиражом в 350 экземпляров, - самый настоящий маленький шедевр полиграфического искусства. Да, обложка и все типографские украшения книги - черно-белые. Но редакторы нашли оригинальное решение, как сделать более привлекательный дизайн. Надпись на обратной стороне шмуцтитула сообщает: «Внешность издания, обложка и графические украшения на титуле и страницах 48 и 58 заимствованы из книги: “Sir Isaac Newton, by V.E. Pullin, London, 1927”. Графика на страницах 7, 34, 35, 47, 58 и 82 принадлежат современнику И. Ньютона граверу E.I. Daudet». Это - изысканный орнамент из миниатюрных арабесок.
Кроме того, книга содержит четыре, вклеенных на отдельных листах, миниатюрных портрета: три - И. Ньютона (работы Дж. Торнхилла (1675-1734), Готфрида Кнеллера (1646-1723) и Вандербанка (Дж. ван дер Бенк (1694-1739)) и портрет О. Кромвеля работы Питера Лели (1618-1680).
Такой неожиданно тщательный подход к полиграфическому исполнению сборника, впрочем, закономерен. Ведь среди других авторов был и заслуженный деятель искусств Татарской автономной ССР П.М. Дуль- ский со статьей «Иконография Исаака Ньютона».
«Петр Максимилианович Дульский (18791956) - поистине знаковая фигура художественной культуры первой половины ХХ в. не только Татарстана, где он прожил большую часть своей жизни, но и России, - подчеркивает искусствовед Ольга Улемнова в статье «Графика П.М. Дульского из коллекции Г.Е. Климова в Казани» (Библиофильские известия. 2013. № 19). - П.М. Дульский внес неоценимый вклад в развитие книгоиздательского дела республики, на протяжении ряда лет ведя курс графических дисциплин в Полиграфической школе им. А.В. Луначарского в Казани и на графическом отделении Казанского художественно-педагогического техникума, занимаясь художественным оформлением многочисленных изданий Центрального музея... и других издательств. Был инициатором издания и редактором первого российского специализированного музейного журнала «Казанский музейный вестник» (1920-1924), собравшего вокруг себя выдающихся деятелей музейного дела России и Европы».
Ничего удивительного, что столь полиграфически изящным вышел покетбук Казанского авиационного института, посвященный Ньютону. Главную скрипку в его подготовке и выпуске играл именно П.М. Дуль- ский - специалист по книжному дизайну и книжной графике.
Не менее интересно не только книжное убранство этого издания, но и сама история подготовки статьи «Иконография Исаака Ньютона». Дополнительную информацию в этом отношении дает текст статьи Дульского.
«В июне 1942 г. я получил от юбилейной комиссии Академии наук Союза ССР по проведению празднования 300-летия со дня рождения Исаака Ньютона предложение выступить на сессии с специальным докладом, - пишет П.М. Дульский. - Темой моего доклада я избрал обзор портретов Исаака Ньютона, но как только я приступил к работе - обнаружилось, что в казанских библиотеках и художественных хранилищах материалов по данному вопросу не имеется. Мы предполагаем, что и в наших столичных библиотеках материала тоже не найдется, так как он сосредоточен, главным образом, в Лондоне, в Кембридже и других крупнейших государственных и частных хранилищах Англии»
В Архиве РАН сохранилось машинописное письмо П.М. Дульского к академику С.И. Вавилову, в котором обстоятельства этого запроса изложены более подробно.
«Академику С.И. Вавилову. Глубокоуважаемый Сергей Иванович! Пользуясь случаем, что Вы проездом через Казань вероятно задержитесь здесь на день или два, я решил Вам написать настоящее письмо по поводу моей статьи. Работа мной закончена вчерне, объем ее будет около одного печатного листа, в настоящее время у меня задержка с иллюстрациями. 23 ноября я Вас побеспокоил срочной телеграммой в Москву с просьбой оказать мне содействие в скорейшем получении фотокопий по иконографии Исаака Ньютона. Не знаю, вовремя ли дошла моя телеграмма?
Меня очень волнует вопрос, получены ли из Англии заказанные нами, два месяца тому назад, фото?
В Казани снимков с портретов почти нет, хотя благодаря счастливой случайности я все же достал репродукцию с портрета Джемса Торнхиля... Я сейчас располагаю подбором в 10 снимков, но, конечно, если фотокопии будут получены из Лондона, то они значительно улучшат иллюстрационную сторону.
Искренне уважающий Вас П. Дульский.
10.XI.1942.».
Другой, на месте Дульского, возможно, счел бы «миссию невыполнимой», да и неуместной: все-таки на дворе - июнь 1942 года, а он с какими-то фотокопиями портретов Ньютона носится!.. Между тем, например в 1944 г., Академия наук СССР вела обмен своими изданиями с 541 научным учреждением мира, в основном - с англоязычными. Это, конечно, не 1630 иностранных научных учреждений, которым АН СССР рассылала свои издания в 1940 году, но все же факт впечатляющий.
Ничего удивительного, что Дульский отмечает в своей статье: «Желая оказать содействие в моей работе, Академия наук Союза ССР обратилась в ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) с просьбой снестись с Королевским Обществом в Лондоне и просить его выслать фото с лучших портретов Исаака Ньютона. В ответ на наше предложение был прислан ряд книг, но почему-то иллюстративный материал не был доставлен. Таким образом, нам пришлось использовать только тот материал, который у нас оказался под руками, и в этом нам значительно помог академик Сергей Иванович Вавилов, которому мы приносим глубокую благодарность».
Видимо, сразу после выхода сборника Казанского авиационного института,
10 ноября 1943 г., Дульский посылает экземпляр этой книги Вавилову. Петр Максимилианович находился на эмоциональном подъеме, был взволнован. Об этом свидетельствует и стиль, и форма (рукопись, а не машинописный текст), и орфография текста сопроводительного письма:
«Глубокоуважаемый Сергей Иванович!
Сегодняшнею почтой пересылаю Вам заказной бандеролью вышетшую у нас в ИНСТИТУТЕ брошуру «И. НЬЮТОН». Прошу Вас сообщить мне дошла ли она в аккуратном виде и Ваше мнение о ней. Искренне Вас уваж. П. Дульский».
Во втором издании книги «Исаак Ньютон» (1945 г.), в кратком аннотированном библиографическом указателе, С.И. Вавилов напишет про этот сборник статей: «Небольшая книга с юбилейными докладами.». Но, как бы там ни было, статья Петра Максимилиановича Дульского стала первой отечественной публикацией, посвященной иконографии Исаака Ньютона. И до сих пор она остается единственной на эту тему в нашей библиографии.
Петр Максимилианович Дульский (1879 - 1956)
«Иконография Исаака Ньютона» // Исаак Ньютон (1643 - 1943). Доклады, прочитанные на торжественном заседании, посвященном трехсотлетию со дня рождения великого английского ученого ИСААКА НЬЮТОНА в Казанском Авиационном Институте 9 апреля 1943 г. - Казань, Казанский авиационный ин-т, 1943. - 82 с., 17,2 х 11,2 см. Тираж 350 экз.