Иллюстрированный альбом для марок (1904 год)
«Сегодня для населения в первый раз выпущены марки. Страшная суматоха на почтамте», - записал весной 1840 г. в дневнике королевский почтмейстер Роуленд Хилл (Rowland Hill, 1795-1879). В результате, если в 1839 г. в Англии было отправлено 75 миллионов писем, то в 1840 г. - 170 миллионов. Первые английские марки - «черные пенни» - выпускались листами и разрезались ножницами, но в скором времени их стали перфорировать.
Первым русским маркам предшествовали «штемпельные куверты» - прообразы маркированных конвертов. Куверты были введены в Петербурге в 1845 г. и в Москве - в 1846 г. Марка была впервые издана в декабре 1857 г., а 1 января следующего года поступила в обращение.
Уже в 1850-х гг. в Европе началось увлечение марками. Известно, что парижский гравер Мансен, считающийся первым филателистом, собрал крупную коллекцию, которую продал Эдуарду Лапланту, торговцу марками и букинисту. Спрос на почтовые марки привел к появлению отдельного коммерческого направления.
Все возрастающее количество марок и их собирателей способствовало появлению специализированных обществ, организации выставок и музеев, в 1880-х гг. - узкой специализации в коллекционировании.
В 1899 г. в мире насчитывалось около одного миллиона собирателей почтовых марок. Из них в России - 247 человек. Спустя 10 лет общее число филателистов увеличилось в полтора раза, а после Первой мировой войны составило уже 2,32 миллиона человек.
В 1889 г. в Санкт-Петербурге вышел первый альбом для марок, выпущенный издательством Отто Кирхнера (1848-1901). В 1904 г. свет увидело уже восьмое издание. Альбом был подготовлен И. И. Кревингом, одним из первых марочных торговцев, редактором журнала «Всемирная почта» (выходил в 1897-1898 гг).
Рассматриваемое восьмое издание открывается практическими советами коллекционерам: «Свойства собираемых марок» и «Уход за коллекцией». «Прежде всего следует, чтобы они были настоящими», «Чтобы обесценивающий штемпель не слишком покрывал рисунок», «Уже при перелистывании следует наблюдать, чтобы отдельные листы повертывались, не слюня пальцев; последнее не только не красиво с эстетической стороны, но портит альбом, так как с течением времени образуются темные пятна и так называемые “ослиные уши”», «Если на марках есть некрасивые почтовые печати, закрывающие интересные детали на них, то надо с этим мириться или заменить такую марку другим экземпляром» и т. д.
Оглавление включает названия стран в алфавитном порядке. Каждая страница альбома посвящена определенной стране, о которой в верхней части листа даны сведения о государственном устройстве, площади, численности населения, действующей валюте, название столицы, информация о правящем монархе (если есть) и дата его рождения.
Отто Францевич Кирхнер, предприниматель, основатель фабрики «Светоч», родился в германском Анхальт-Цербсте и, подобно многим немцам, переехал в Россию для организации собственного дела. В 1871 г. он открыл переплетную мастерскую в Санкт-Петербурге. Через десять лет у Кирхнера работало уже 25-30 человек (вместо двух в начале) и стояло 13 современных машин. Ежедневно переплеталось от 250 до 300 книг. В 1884 г. он приобрел котел и паровую машину. В 1879 г. было открыто издательство, специализировавшееся на выпуске отрывных календарей.
В 1894-1895 гг. фирма Кирхнера точно и в срок выполнила правительственный заказ - напечатала несколько миллионов паспортных книжек, разошедшихся по всей России. Это потребовало работы 300 рабочих и 40 машин в течение года. В 1896 г. Центральный Статистический комитет Министерства внутренних дел поручил Кирхнеру производство портфелей для счетчиков Всероссийской переписи населения.
В результате фирма получила статус «Поставщика двора Его Императорского Величества» и золотые медали на двух Всероссийских промышленных выставках (1895, 1896).
После смерти Отто Кирхнера фабрикой заведовали его сыновья Карл и Франц (от двух жен издатель имел трех сыновей, младший - Фридрих), которые в начале Первой мировой войны как «германские подданные» были арестованы и сосланы в Вологду в числе военнопленных (они являлись офицерами запаса германской армии). Фабрика продолжала работать, но качество продукции резко ухудшилось.
После 1917 г. Карл и Франц Кирхнеры попытались вернуться к работе, но в 1918 г. фабричный комитет отказал им, обвинив в поджоге собственной фабрики. Скорее всего, братья вернулись в Германию и продолжили издательскую деятельность, так как в 1920-х гг. в Берлине выходили книги под маркой «Отто Кирхнер и Ко».
На форзаце альбома приклеена круглая торговая марка «Б. Аванцо. Москва».
Б. А. Аванцо - владелец магазина художественных изделий в Москве и Санкт-Петербурге в начале ХХ в. Магазин, расположенный на Кузнецком мосту, предлагал «роскошную почтовую бумагу в коробках и в пачках, большой выбор различных конвертов, бумагу рисовальную и чертежную первоклассных иностранных фабрик».
О популярности торгового предприятия Б. А. Аванцо свидетельствует стихотворение Владимира Маяковского «Несколько слов о моей маме» (1913):
«Если станет жалко мне
вазы вашей муки,
сбитой каблуками облачного танца, -
кто же изласкает золотые руки,
вывеской заломленные у витрин Аванцо».
В альбоме, «одетом» в издательский переплет, наклеено несколько марок Российской империи, выпущенных в 1889-1890 гг.
Иллюстрированный альбом для марок. 8-е изд. СПб.: Издание Отто Кирхнер, 1904. 96 с. 29,3x24,3 см.