Историческое исследование о местоположении Тмутараканского княжения (1794 год)
Алексей Мусин-Пушкин
Сентябрь 1812 года. Москва в огне… Горели дома, церкви, парки. На Разгуляе много служивого люда бегало с вёдрами, чтобы потушить пожар в доме своего барина. Из окон вырывалось пламя, ветер разносил обгоревшие листы старинных рукописей и книг. Горела знаменитая библиотека сенатора, члена Российской академии наук, графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, которая насчитывала 1200 рукописных и 3000 печатных изданий. А ведь в 1807 году граф составил прошение на имя Александра I, где выразил желание передать рукописную коллекцию библиотеке Архива Коллегии иностранных дел, однако передача не состоялась. Тогда часть своего собрания Мусин-Пушкин подарил Оружейной палате, за что Александр I поблагодарил его в личном письме и пожаловал табакерку с бриллиантами. Незадолго до войны граф преподнёс императору список Лаврентьевской летописи.
Считая оставление Москвы невозможным, Мусин-Пушкин не стал вывозить своё собрание из столицы. Спасти книги так и не удалось – сохранилось всего около 20 рукописей, которые находились тогда у других лиц или в ярославском имении Алексея Ивановича.
К потере библиотеки прибавилась и семейная трагедия. В бою под Люненбургом 21 марта 1813 года был ранен, а через два дня скончался второй сын графа – Александр. Смерть 24-летнего сына, пожар Москвы и гибель бесценного собрания сильно надломили его. По свидетельству Калайдовича, до конца дней «пасмурный взор его одушевлялся только в беседе любителей отечественной истории». 1 февраля 1817 года граф А. И. Мусин-Пушкин умер и был похоронен в родовом имении Иловна Ярославской губернии. От Москвы до Иловны крестьяне пронесли на руках гроб с телом своего господина.
Нам же Мусин-Пушкин известен в первую очередь как издатель знаменитого древнего текста «Слова о полку Игореве», напечатанного в 1800 году в Москве под названием «Ироическая песнь…» (см. Библиохроника, Т. 1). Активная деятельность Алексея Ивановича как «любителя истории и древностей Российских» занимала важнейшее место в его жизни. Так, открытие в 1792 году на Тамани памятника русской палеографии и эпиграфики XI века – Тмутараканского камня вызвало живейшее участие Мусина-Пушкина. То была одна из древнейших русских надписей, высеченная на большой мраморной глыбе, найденной на месте разрушенной постройки византийского периода: «В лето 6576 индикта 6 (декабрь 1067-го – январь 1068 года) Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен». Находка подтолкнула графа к написанию его главного сочинения – «Исторического исследования о местоположении Тмутараканского княжения», посвященного доказательству расположения княжества на Таманском полуострове.
О местоположении и пределах Тмутаракани учёные спорили не одно столетие. Их различные мнения были основаны большей частью на догадках. Так, В. Н. Татищев полагал Тмутаракань в «княжении Рязанском, в верховье реки Прони». История Новгородская и Степенная книга определяли княжество в Астрахани. Феофан Прокопович «мнил быть в Литве», князь Щербатов – близ Азова. Все эти догадки произошли от того, что в древних русских летописях «ничего ясного и точного о сем княжении не сказано». Но есть в них «следы и признаки», которые и предложил Мусин-Пушкин в своём исследовании, «собранном в свободное от дел моих время».
Любопытно и происхождение названия княжения. Некоторые производили его от греческого названия крепости на Тамани – Таматарха, «по древнему российскому обыкновению произносимому» как Томуторокан. Хотя, как писал Василий Никитич Татищев, название на русском имеет не очень хорошее значение – «10 000 тараканов», ибо число «10 000» по древнему счислению называлось тьма». Другие учёные утверждали, что название было получено в средние века от хазар и происходило от тюркского «Таман-Тархан», означающего «город, правитель которого свободен от налогов» или же «город, освобождённый от налогов».
А возникла Тмутаракань на месте Таматархи в 965 году, после разгрома киевским князем Святославом Игоревичем Хазарского каганата. Тмутаракань долго служила убежищем для обиженных русских князей. Князь Владимир Святославович в 989 году закрепил Тамань за Русью и посадил там княжить одного из своих двенадцати сыновей – Мстислава. В 1016 году Мстислав Владимирович, получивший прозвища Храброго и Удалого, помог византийскому императору отобрать у хазар Тавриду (Крым). А через семь лет князь построил здесь церковь Богородицы. В центре города была каменная крепость. В ней имелись хранилища зерна, солёного мяса, вяленой рыбы, а также бассейн пресной воды – всё это хранилось на случай вражеской осады. К стенам крепости примыкали кварталы беспорядочно построенных домиков, в которых жили ремесленники, рыбаки и крестьяне. А сам город был обнесён мощной стеной из кирпича.
Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В Тмутаракани жили касоги, греки, аланы, русские, евреи и армяне. Благодаря своему выгодному положению княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу.
А в 1061 году сюда, спасаясь от преследования великого князя Киевского Изяслава Ярославича, бежал монах Киево-Печерского монастыря, впоследствии знаменитый летописец Никон. Здесь им был основан монастырь – «филиал» КиевоПечерского. Никон прожил в княжестве многие годы, и именно благодаря монаху в первую очередь были зафиксированы в исторических хрониках сведения о Тмутаракани.
Но потом Тмутаракань попала в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, и навсегда исчезла из русских летописей. Последний раз о княжестве упоминалось в 1094 году: в этом году Олег покинул его, чтобы сесть в Чернигове. Девяносто лет спустя Тмутаракань считалась на Руси уже потерянной страной.
Тем не менее, Тмутаракань продолжала жить своей жизнью. Арабский географ Идриси при описании Черноморского побережья около 1154 года сообщал, что «Матарха» (Тмутаракань), расположенная в 20 милях от «устья Русской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матарха окружена возделанными полями и виноградниками; цари её весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселён и весьма цветущ; в нём бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев.
Но несмотря на господство половцев, «владычество» Византии и страшное нашествие Батыя – ничто не смогло истребить русское население на Таманском полуострове. Да, Тмутараканское княжество, окружённое со всех сторон инородцами, обнищало и утратило своё былое величие. Впрочем, Тмутаракань существовала ещё в XIII веке. Вот как описывает её жителей венгерский монах, посетивший Приазовье в 1237 году: «Ея владетель и население называют себя христианами, имеют сто жён, все бреют головы, а бороды растят умеренно, за исключением благородных, которые в знак своего благородства над левым ухом оставляют немного волос, причём вся остальная голова обрита».
В XV веке Тмутараканью (Матрегой) завладела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь были вовлечены в международную торговлю с Западом и Востоком. В конце этого столетия на землях бывшего Боспорского царства образовалось независимое от татаро-монголов Крымское ханство, в состав которого вошёл и Таманский полуостров. Именно тогда Тмутараканское княжество совершенно исчезло с исторической сцены – его поглотила Османская империя. На месте древнего города турки построили крепость Хункала, просуществовавшую вплоть до завоевания Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1792 году, когда сюда поселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань.
В первой половине XIX века полуостров был практически безлюдным. Самым крупным поселением так и оставалась казачья станица. Именно в Тамань в 1837 году прибыл М. Ю. Лермонтов. Здесь великий русский поэт оказался по дороге в ставку генерала Вельяминова из Ставрополя в Геленджик, куда во время Кавказской войны можно было попасть только морским путем.
Результатом этого посещения явилась повесть «Тамань», вошедшая затем в роман «Герой нашего времени» – шедевр русской литературы, высоко оценённый многими выдающимися литераторами, в том числе В. Г. Белинским, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым. С тех пор Тамань многие стали называть лермонтовской.
В наше время размеренная жизнь Тамани более всего соотносится с виноделием, с его знаменитым заводом «Фанагория». Недаром у местных жителей, большую часть земель которых занимают виноградники, бытует присказка, что в Тамани сливаются воедино три моря: Черное, Азовское и ещё одно – винное. Таманцы уверены, что именно в их крае произошла трагедия с преданным другом бога Диониса – сатиром Ампелосом, который разбился, упав со скалы. Дабы утешить Диониса, всемогущий Зевс превратил тело Ампелоса в виноградную лозу. С тех пор Дионис «пошёл по миру», обучая людей культивировать растение, чей сок в обработанном виде дарит радость, заглушает печаль, способствует, при умеренном потреблении, изрядному здоровью.
Мусин-Пушкин Алексей Иванович, граф (1744–1817)
Историческое исследование о местоположении древнего российского Тмутараканского княжения. Издано по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению. С.-Петербург: Типография Корпуса Чужестранных Единоверцев, 1794. [8], IV, 64, [4], LXXIV c.; ил. Роскошный марокеновый переплёт эпохи с золотым узорным тиснением по корешку и золототиснёными узорными рамками по обеим крышкам, форзацы из тонированной бумаги, тройной золотой обрез. На отдельных вклейках даны таблица «Род князей владевших в Тмутаракани», раскладная гравюра с надписью и планом Тмутараканского камня и «Чертёж изображающий часть древней России до нашествия татар». В конце основного текста дано «Описание народов, городов и урочищь означенных в чертеже…» Экземпляр без фронтисписа, такой же, как описан у Обольянинова (№ 1137). 25х20 см. Редкость! (Сопиков № 4504; Битовт № 2437).