История города Пскова и Псковской земли (1867 год)
Иван Беляев
Родина великой княгини Ольги - Псков - был одним из древнейших пригородов Новгорода Великого. Свидетельств о том, когда именно начали строительство города, не сохранилось. Но о том, что Псков был уже при первых «варягорусских князьях», сообщал летописец Нестор, говоря о браке Игоря Рюриковича: «и приведоша ему жену от Плескова, именем Ольгу». Псковская крепость была как страж «оберегателя юго-западной окраины Новгородских владений» против жестокого и воинствующего племени чуди, более известного под именем эстов. А сама Псковская земля вытянулась с севера на юг по реке Великой и по восточным берегам Псковского и Чудского озер.
Самое древнее поселение в Пскове, «гнездо города», составлял Детинец, который расположился в углу, образуемом реками Великой и Пековой, на высоком холме, и был самой первой крепостью, построенной новгородцами на этой земле. Уже в XIII веке она была обнесена толстой каменной стеной, построенной знаменитым псковским князем Довмонтом. В Детинце находилась и главная соборная церковь псковского края - Св. Троицы, управление которой было не столько в ведении духовенства, сколько в руках мирских людей - старост. Вблизи собора, на крепостной стене, висел вечевой колокол - символ вольного Пскова. По его зову у «святой Троицы» собирались на вече псковичи: посадники, бояре, купцы, ремесленники, монахи и прочие вольные люди. Без согласия веча ничто не могло считаться законным в Пскове. Постоять за «дом святой Троицы» - так любили говорить псковичи, отстаивая независимость родной земли.
За Детинцем, между Пековой и Великой, следовал Кром, или Крем (кремль), - главный город, где хранились все хлебные запасы и казна, где жил псковский князь или его наместник, и где была главная торговая площадь с многочисленными дворами и лавками. В 1308 году «Борис посадник замысли помостища торговище и бысть всем людей добро», в то время как древнейшие мостовые в Нюрнберге появились лишь к 1368 году, а в Лондоне улицы впервые начали мостить в 1417 году. Из русских городов уступал Псков только Великому Новгороду, где мощение торга и улиц производилось с XII века. Городское достояние кроме воинской стражи охраняли и собаки - знаменитые «кромские псы». Воровство здесь наказывалось смертной казнью.
За Кромом следовал собственно Город, где находились «более древние концы и улицы».
В 1309 году его укрепили «плитяной стеною от церкви Св. апостолов Петра и Павла до реки Великой, построенной посадником Борисом».
За рекою Великой, против Детинца и Крома, лежал посад Завеличье, где отдельно расположился немецкий торговый двор и происходила основная торговля с иноземцами. Любым иностранцам строжайше запрещалось появляться на торгу в Пскове и вообще в укреплённой части города. А вход же в Детинец иноземцам был закрыт под страхом смертной казни. И если случалось кому-нибудь из них проезжать через Псков, а укреплённого города не миновать, то его встречала у въездных ворот особая стража, которая сопровождала иностранца через внутреннюю часть города, вплоть до его выезда из неё.
Против Крома и Города, на левом берегу Псковы, лежал посад Запсковье, а на восток и юг по реке Пскове, на правом берегу - посад Полонище. Таким образом, Псков, разделённый на шесть частей, представлявших как бы отдельные поселения, как и самой природой был защищен от нападений врагов, так и делом рук человека - постоянно укреплявшимися городскими стенами. Сам город, подобно Новгороду, делился на концы и улицы. По летописям 1454 года в Пскове насчитывалось шесть концов, имевших свои собственные общины, из союза которых и состояло административное управление города. В общины входили бояре, купцы и черный люд - все они принимали деятельное участие в делах Псковской земли. От имени концов и всего Пскова заключались договора с соседними государствами, от концов посылались бояре на съезды, к каждому концу причислялись те или другие пригороды Псковщины.
Улицы в Пскове составляли особые общины с местным управлением и старостами. Члены улиц - домохозяева - у псковичей назывались «суседами» и имели общие дела целой улицы. Так, в летописи 1433 года было сказано: «Петровские суседи, т. е. уличане Петровской улицы, разбили старый костер (башню) и выстроили из камня церковь Бориса и Глеба». Каждая улица имела своё место суда и управы, которые носили название лавицы. Но управление Пскова, который почти до середины XIV века оставался колонией Новгорода, отличалось от новгородских порядков. «Псковичи то принимали начальников, присланных новгородским вечем, то не принимали, а выбирали своих, то признавали своим князем Новгородского князя, то принимали особенного князя, присланного Новгородом, то сами приглашали к себе князя со стороны. Вообще порядок управления Псковом первоначально зависел от того, в каком отношении Псков находился к Новгороду, или иначе сказать, - господствующая ли партия новгородская действовала в Пскове, или партия потерпевшая поражение в Новгороде».
В 1348 году Великий Новгород признал город своим «младшим братом», отказавшись от своего права суда над псковичами и права назначать в Псков своих посадников. Даже новгородский епископ вынужден был ставить судьею по делам псковского духовенства только псковича. С этого времени, вплоть до начала XVI столетия, наступил расцвет вольного Пскова. Город вырос в несколько раз - общая протяжённость псковских городских стен достигала девяти километров. Ни один древнерусский город того времени по характеру своих укреплений не мог соперничать с Псковом.
«Псковичи, не менее новгородцев предприимчивые в торговле и других промыслах, но гораздо более новгородцев вышколенные беспрерывною борьбою то с чудью, то с немцами, то с Литвою, выработали в себе характер неуступчивый и неподатливый на покорность» - так писал историк Иван Дмитриевич Беляев в своём исследовании «История города Пскова и Псковской земли». Книга стала его третьим трудом из задуманной, но незавершённой серии «Рассказы из русской истории».
Иван Дмитриевич Беляев родился в 1810 году в Москве в семье священника. Получив образование в духовной семинарии, он всю жизнь ратовал за нужды церкви и духовенства. Закончив в 1833 году юридический факультет Московского университета, он получил место служащего московской конторы Священного Синода. А через 10 лет был переведён в архивы старых дел Сената и Министерства юстиции, где ему поручили разобрать и привести в порядок 1700 древних грамот. В то время шла работа над пополнением издания первого «Полного Собрания Законов Российской Империи».
Свой опыт обращения с древними актами и старинными книгами Иван Дмитриевич приобрёл, занимаясь долгое время в личном древлехранилище своего университетского учителя, известного профессора истории М. И. Погодина, составляя его описание. Кстати сказать, Беляев и сам за 63 года своей жизни собрал библиотеку из 2500 книг и древних рукописей, которую после его кончины приобрёл Румянцевский музей Москвы.
С 1842 года Беляев начал помещать заметки в газете славянофилов «Москвитянин», а вскоре на многие годы стал редактором журнала «Временник Общества истории и древностей российских». На 42-м году жизни, защитив сначала магистерскую, а затем докторскую диссертации, Иван Дмитриевич получил звание профессора кафедры по истории русского права Московского университета.
Последние годы жизни Беляев усердно работал над «Рассказами из русской истории», стараясь сделать их легко читаемыми и доступными. Он хотел объяснить читателям причины возникновения Московского государства и подчеркнуть роль Москвы, этой «колыбели истинно русских начал». В первой книге он изложил общую историю русских княжеств. Следующие три книги были посвящены Великому Новгороду, Пскову и Полоцку. В дальнейших планах учёного стояли города Смоленск, Чернигов, Киев, Рязань и сама Москва. Но, к сожалению, замысел его остался незавершённым.
Вечно занятый архивами, на студентов Иван Дмитриевич производил впечатление большого чудака и оригинала. Лекции свои читал медленно и монотонно, но оставался самым доступным и отзывчивым профессором. Когда поздней осенью 1873 года И.Д. Беляев умер, то преданные своему наставнику студенты 6 верст несли гроб озябшими руками от университетской церкви до Даниловского кладбища...
Почему же историк-юрист взялся за исследование сильных вечевых центров - Великого Новгорода, Пскова и Полоцка? Беляев был убеждён, что племена кривичей и словен были самыми старыми поселенцами русской земли и раньше других развили у себя общинную жизнь. А следовательно, и вече развивалось у них раньше и полнее. По мнению Беляева, в Пскове, на берегах Великой, было сильно демократическое начало. Но возникшее восстание - «брань о смердах» - в 1483-1486 годах дало Москве оружие против всего вечевого строя Господина Пскова. Ведь большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. И новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова, да и сам город, зажатый воинственными соседями, уже непрестанно «тянул» к Москве.
Когда 13 января 1510 года на глазах всего псковского люда «спустиша колокол вечевой у святыя Троица», то начали собравшиеся «на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воли...». По свидетельству автора знаменитой «Повести о псковском взятии», современника событий, - не плакали только младенцы, сосущие молоко. Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное, шумное, свободолюбивое псковское вече - самый демократичный и независимый орган управления в средневековой Руси.
Беляев Иван Дмитриевич (1810-1873)
Рассказы из русской истории. Книга 3: История города Пскова и Псковской земли. Москва: Синодальная типография, 1867. [4], 443, VI с. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с золотым тиснением, коленкоровые уголки, тонированная бумага, обрез с напылением. 20 х13,6 см. На титульном листе владельческая подпись орешковыми чернилами - «С. Валк».
Сигизмунд Натанович Валк (1887-1975) - российский историк, археограф, архивист, библиограф. Был заведующим отделом русской истории в редакции «Энциклопедического словаря» братьев Гранат.