История Царского Села (1829 год)
Илья Яковкин
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Эти строки Александра Сергеевича Пушкина многие из нас помнят со школьной скамьи. Для русского поэта Царское Село стало его малой родиной, а для российских императоров на протяжении двух веков это было местом летней резиденции. Происхождение названия этого города не имело ничего общего со словом «царь». Царскосельские земли когда-то принадлежали шведам, а на месте будущих царских резиденций находилась Сарская мыза. После того как шведы отступили под натиском войск Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, князь А.Д. Меньшиков с помощью Конторы конюшенных дел начал заселять освобождённые земли артелями плотников и «пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными».
В 1710 году Пётр I подарил Сарскую мызу вместе с приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. А за несколько лет до этого события, когда в Лиф- ляндию вошли русские войска, юная Марта попала в плен. Ей пришлось быть прачкой, стряпухой, служанкой, пока пленница не оказалась при доме князя Меньшикова. Затем князь рекомендовал Марту Петру I.
Так вот, этот день, когда император подарил своей возлюбленной Сарскую мызу, и стал официальной датой основания Царского Села.
В 1716 году здесь возвели первую церковь во имя Успения - с этого момента Сарская мыза превратилась в Сарское Село. Через год началось строительство каменного дворца, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. После завершения строительства во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и весь его придворный штат. Императрица завещала имение своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета так полюбила это место, что, едва взойдя на престол, сделала Царское Село официальной резиденцией русских монархов. И выбор был не случайным: живописная местность на высоте 120 метров над уровнем моря недалеко от Финского залива, близость к столице, свежий воздух, чистые водные источники, благоприятный климат. Тут никогда не случалось эпидемий чумы, холеры или иных опасных заболеваний. Именно при Елизавете Петровне началось активное строительство дворца и павильонов, каналов и фонтанов, обычных жилых домов.
Правда, некоторые архитекторы не совсем удачно осуществляли надзор за строительством в Царском Селе, пока управление царскосельской резиденцией не возглавил обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли. Дворец, возведённый им в стиле барокко на месте екатерининского двухэтажного здания, восхищал своими размерами. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов и кариатид, на их позолоту ушло около 100 килограммов червонного золота. Столь же роскошно архитектор украсил и внутреннее убранство дворца.
А для развлечений в узком кругу избранных лиц тогда же возвели павильон Эрмитаж. Для большей «уединённости» павильон был окружён рвом с перекидными мостами. Вместо обычных лестниц спроектировали подъёмные канапе - этакие прообразы современных лифтов. Маленькие диванчики, обитые зеленым бархатом с золотой вышивкой, с помощью специальных устройств доставляли званых гостей наверх: «...приглашенные гости, прибыв вот в это отделение, садятся спокойно на канапе, которое невидимо, как бы волшебной какой силою, начинает тихо подниматься; сидевшие на канапе, вставши, отходят далее в другие комнаты по произволению, уже по действительному полу...». А чтобы прислуга не нарушала интимности встреч, были установлены специальные столы, которые по указанию императрицы поднимались из пола и были уже полностью сервированы. Если кто-либо из гостей хотел другое блюдо, то для заказа служили лежащие на столах грифельные доски и колокольчики на веревках - по звонку стол опускался и через некоторое время заказ появлялся. Когда обед заканчивался, столы снова исчезали, парадная столовая превращалась в большой зал и «по паркету, набранному из заморских древ, кружились и скользили танцующие». В центре павильона был устроен колодец со студёной водой из подземных источников. Последний раз эта чудо-техника использовалась в 1817 году в день празднования бракосочетания будущего императора Николая Павловича с Александрой Федоровной.
Новая же хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлечённая античным искусством, пожелала украсить залы своего летнего дворца в новом, невиданном тогда стиле классицизма и пригласила для их отделки шотландского зодчего, знатока античной архитектуры Ч. Камерона.
При Александре I Царское Село получило статус города, а также здесь в специально перестроенном дворцовом флигеле открыли знаменитый Царскосельский лицей, в котором учились А. С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, М.А.Корф, И.И. Пущин.
Так, каждый император вносил свою лепту в благоустройство летней резиденции. При императоре Николае I первую в России железную дорогу проложили в 1837 году именно между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Многие писатели, художники стремились поселиться или хотя бы отдохнуть в этом красивейшем месте, которое кого-то вдохновляло на творчество, а другим позволяло хотя бы на некоторое время спрятаться от столичной суеты.
Среди них был и малоизвестный сегодняшнему читателю выходец из духовного сословия, служивший профессором всемирной истории в Казанском университете, - Илья Федорович Яковкин. Выйдя в отставку в 1819 году, он через несколько лет перебрался в Царское Село и занялся его историей. Результатом этой деятельности стала трёхтомная «История Села Царского», вышедшая в 1829-1831 годах. Яковкин имел доступ к архиву Царскосельского дворцового правления, что способствовало исторической точности изложения: «для доказательства достоверности, не без намерения оставил его [слог] таковым, каким нашёл в делах Архивских». Труд стал первым историческим описанием Царского Села, на который впоследствии опирались многие исследователи.
Во второй половине XIX века Царское Село стало благоустроенным европейским городом с железнодорожным сообщением, водопроводом и канализацией, телеграфом и электрическим освещением. Здесь построили уменьшенную копию петербургского Гостиного Двора, а также многочисленные виллы.
Шло время. В Александровском дворце с 1905 года постоянно проживал последний русский самодержец Николай II. Из Царского Села он, после ареста в 1917 году, вместе с семьёй был переправлен в Тобольск, а оттуда - в Екатеринбург, где всю семью монарха расстреляли. На этом закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров.
В советское время дворцы и парки Царского Села превратили в музей, а другие здания были отданы под разнообразные детские заведения, поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году, в 100-летнюю годовщину смерти А. С. Пушкина городу дали имя великого поэта. Посетивши хотя бы один раз этот тихий, заснеженный зимой и утопающий в зелени летом город невозможно было забыть. И невольно вспоминаешь строки из стихотворения русской поэтессы Анны Ахматовой, любившей часами бродить по аллеям Царского Села: «Здесь столько лир повешено на ветки...»
Яковкин Илья Федорович (1764-1836)
История Села Царского. В трёх частях. Составленная из дел Архива правления Села Царского Ильею Яковкиным. С.-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1829-1831. VII, [1], 9-164, II с.; 243, [1], III с.; 528, VII с., 2 л. схем. Все части переплетены в две книги. Современные составные переплёты: кожаные уголки и корешки с золотым узорным тиснением, мраморированная бумага, обрезы с напылением. 20,7x12,5 см.
План г. Царского Села. СПб.: Типография Ген. Штаба, 1867. Цельнокожаный переплёт с блинтовым тиснением рамок и с золотым потухшим тиснением на верхней крышке, форзацы из муаровой бумаги. На первом форзаце наклеен экслибрис графа Николая Фёдоровича Орлова-Денисова. 20,3x12,7 см. Раскладной хромолитографированный план города. 60x75 см.
Книги и план вложены в картонный футляр, оклеенный мраморированной бумагой.