Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Кабинет Петра Великого (1800 год)

Кабинет Петра Великого (1800 год)

Осип Беляев

Составляя на исходе XVIII столетия подробное описание сокровищ Кунсткамеры - этого пер­вого российского общедоступного музея, её служащий О. П. Беляев осознавал, что трудится не только для современников, «кои по причине отдалённости или по другим каким-либо пре­пятствиям лишены удовольствия оные видеть», но и для истории. Указывая в некоторых слу­чаях даже размеры музейных комнат, он не ис­ключал, что, возможно, в скором будущем уни­кальные предметы, за которыми он в течение 17 лет «надзирал», могут покинуть свои при­вычные места.

Так и случилось. Императорской Академии наук Кунсткамера, основанная Петром I в 1714 году, к концу XVIII века накопила столь обширные историко-культурные, этнографические, при­родные коллекции, что их изучение и хране­ние как единого собрания становилось затруд­нительным. В 1804 году «надсмотритель» Кунст­камеры Н. Я. Озерецковский выделил из неё собрание минералов в особый Минералогиче­ский кабинет. В течение последующих лет были созданы другие самостоятельные кабинеты, или «музеумы»: Азиатский, Египетский, Бота­нический, Зоологический, Нумизматический, Этнографический. Часть коллекций обрела новое местожительство в двух соседних с Кунсткаме­рой зданиях на стрелке Васильевского острова. Таким образом, каталог-путеводитель «Кабинет Петра Великого», вышедший в 1800 году, успел запечатлеть собрания редкостей до их расфор­мирования.

Об авторе каталога - Осипе Петровиче Беля­еве - известно, что он сначала учился в Славяно-Греко-Латинской академии, затем, в 1783 году, был переведён в Петербург, в Академический институт. Видимо, в качестве своеобразной сти­пендии академический студент Беляев тогда же получил место надзирателя Кунсткамеры, где впоследствии служил в должности унтер-библиотекаря. Кроме того, он держал коррек­туру в типографии, преподавал в Академиче­ской гимназии и Пажеском корпусе, писал стихи, басни, эпиграммы. В 1794 году вышел его сборник «Муза, или Собрание разных за­бавных сочинений», в 1798 году - книга «Дух Петра Великого», посвящённая российскому императору и его «сопернику» Карлу XII.

В 1793 году Беляев на свои деньги издал книгу в двух частях «Кабинет Петра Великого, или Подробное и обстоятельное описание воскового Его Величества изображения, воен­ной и гражданской одежды, собственноруч­ных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших». В 1800 году он подготовил новую книгу, первая часть которой представляла опи­сание Кабинета Петра, а вторая и третья части содержали обзор всех хранившихся в Кунстка­мере «произведений природы и искусства».

Наиболее интригующим предстаёт в катало­ге, конечно, первый его раздел - «Кабинет Петра Великого». Автор словно ведёт подроб­ную обстоятельную экскурсию, плавно пере­ходя от одного экспоната к другому. В «пор­третной» комнате речь идёт, главным образом, о «восковой статуе» императора, выполненной Бартоломео Растрелли. Каждой детали кос­тюма статуи, будь то кафтан, сорочка или подвязки, уделяется пристальное внимание. Попутно рассказывается и о «душевных и телес­ных свойствах» Петра I, о его стройном вели­чественном стане, крепком сложении тела, гордой походке, ясном и громком голосе, «сано­витом» произношении. «Токарная» комната в каталоге не менее занимательна. Здесь пред­ставлены не только токарные станки импера­тора и выполненные им изделия из слоновой кости, но и разные причудливые «мемории».

Среди них - чучела жеребца персидской поро­ды, на котором государь был во многих сраже­ниях, в том числе «на славной Полтавской брани», собаки Тирана, разносившей иногда петровскую корреспонденцию, собаки Лизетты с собственноручной надписью Петра на ошейнике: «За верность не умираю», зелёного гвинейского попугая, по болтливости своей открывшего однажды придворному истопнику важную  государственную  тайну.  Помимо животных, в «Токарной» находились чучела человека-великана, ростом в 3 аршина и 3 верш­ка (2 метра 26 см), и урода Фомы, возвышавше­гося от земли на 1 аршин и 12 вершков (1 метр 25 см). «Сказывают, - пишет Беляев, - что Пётр Великий, увидевши сего урода, приказал ему, пока он будет жив, неотлучно находиться при Кунсткамере и оправлять в ней должность ис­топника; а по смерти его, сделав из кожи его чучелу, поставить её навсегда в Кунсткамеру».

Из текста каталога-путеводителя следует, что перед Беляевым и другими служителями Кунст­камеры вставали проблемы, хорошо знакомые каждому музейному сотруднику. Рассматривая коллекции первого российского музея, его по­сетители эпохи Просвещения норовили то бла­гоговейно прикоснуться к священной особе го­сударя и потрогать её одеяние, то присесть на стул, на котором «государь обыкновенно сижи­вал». В 1798 году вокруг «восковой статуи»

Петра I появилась «деревянная преграда» - про­образ современных музейных «верёвочек».

В заключение важно отметить, что представ­ленный в Библиохронике экземпляр «Кабинета Петра Великаго» сохранил все четыре прилагав­шиеся к нему иллюстрации, гравированные Иг­натием Себастьяном Клаубером (1754-1817) по рисункам Христиана Мейера (1749-1816): «Пётр I. Император и Самодержец Всероссийский, пред­ставленный в том самом виде и положении, в ка­ковом он ныне находится в кунсткамере Импе­раторской Академии Наук»; «Паникадило, сде­ланное из слоновой кости собственными руками Государя Императора Петра Великого»; «Любо­пытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и ко­торая подала Петру Великому мысль к собира­нию редкостей»; «Лошадь Государя Петра Вели­кого, Лизетта называемая, представленная в соб­ственном её убранстве, на которой его величество разъезжал во время преславного Полтавского сражения»; «Две собаки государя Петра Вели­кого, одна датской породы Тиран называемая, которая была с Государем во многих походах, а другая аглинской породы, Лизетта именуемая, которая Его Величеству подавала челобитную».

 


Беляев Осип Петрович (ок. 1763-1807)

Кабинет Петра Великого. Издано по высочайшему повелению, Императорской Академии наук унтер-библиотекарем Осипом Беляевым. Отделения 1-3. Санкт-Петербург: Печатано в Императорской Типографии, 1800. Отд.1: Отделение первое, содержащее в себе подробное описание воскового его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий, и всех вообще достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, и ныне в Санктпетербургской Императорской Академии наук Кунсткамере сохраняющихся, с присовокуплением к ним четырех гравированных фигур. [8], 215 с.; 4 л. иллюстра­ции. Отд.2: Отделение второе, содержащее в себе подробное историческое описание всех вообще достопамятных как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере Санктпетербургской Императорской Академии наук сохраняющихся, с присовокупле­нием многих таблиц и разных любопытных анекдотов. [3], 287 с. Отд.3: Отделение третье, заключающее в себе описание древних и новейших российских и иностранных монет и медалей; разных драгоценнейших золотых и серебреных редкостей; российских и чужестранных минералов; окаменелостей, кораллов, раковин, травников, и наконец разных живописных картин, с присовокупле­нием многих таблиц. [3], 1-263, 266-278 с. В цельнокожаном переплёте времени издания. По корешку тиснёный орнаментальный рисунок. 25х20 см.

Previous Article Плач, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии (1799 год)
Next Article Письма русского путешественника (1797-1801 годы)
Print
2296 Rate this article:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top