Кабинет Петра Великого (1800 год)
Осип Беляев
Составляя на исходе XVIII столетия подробное описание сокровищ Кунсткамеры - этого первого российского общедоступного музея, её служащий О. П. Беляев осознавал, что трудится не только для современников, «кои по причине отдалённости или по другим каким-либо препятствиям лишены удовольствия оные видеть», но и для истории. Указывая в некоторых случаях даже размеры музейных комнат, он не исключал, что, возможно, в скором будущем уникальные предметы, за которыми он в течение 17 лет «надзирал», могут покинуть свои привычные места.
Так и случилось. Императорской Академии наук Кунсткамера, основанная Петром I в 1714 году, к концу XVIII века накопила столь обширные историко-культурные, этнографические, природные коллекции, что их изучение и хранение как единого собрания становилось затруднительным. В 1804 году «надсмотритель» Кунсткамеры Н. Я. Озерецковский выделил из неё собрание минералов в особый Минералогический кабинет. В течение последующих лет были созданы другие самостоятельные кабинеты, или «музеумы»: Азиатский, Египетский, Ботанический, Зоологический, Нумизматический, Этнографический. Часть коллекций обрела новое местожительство в двух соседних с Кунсткамерой зданиях на стрелке Васильевского острова. Таким образом, каталог-путеводитель «Кабинет Петра Великого», вышедший в 1800 году, успел запечатлеть собрания редкостей до их расформирования.
Об авторе каталога - Осипе Петровиче Беляеве - известно, что он сначала учился в Славяно-Греко-Латинской академии, затем, в 1783 году, был переведён в Петербург, в Академический институт. Видимо, в качестве своеобразной стипендии академический студент Беляев тогда же получил место надзирателя Кунсткамеры, где впоследствии служил в должности унтер-библиотекаря. Кроме того, он держал корректуру в типографии, преподавал в Академической гимназии и Пажеском корпусе, писал стихи, басни, эпиграммы. В 1794 году вышел его сборник «Муза, или Собрание разных забавных сочинений», в 1798 году - книга «Дух Петра Великого», посвящённая российскому императору и его «сопернику» Карлу XII.
В 1793 году Беляев на свои деньги издал книгу в двух частях «Кабинет Петра Великого, или Подробное и обстоятельное описание воскового Его Величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий и прочих достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших». В 1800 году он подготовил новую книгу, первая часть которой представляла описание Кабинета Петра, а вторая и третья части содержали обзор всех хранившихся в Кунсткамере «произведений природы и искусства».
Наиболее интригующим предстаёт в каталоге, конечно, первый его раздел - «Кабинет Петра Великого». Автор словно ведёт подробную обстоятельную экскурсию, плавно переходя от одного экспоната к другому. В «портретной» комнате речь идёт, главным образом, о «восковой статуе» императора, выполненной Бартоломео Растрелли. Каждой детали костюма статуи, будь то кафтан, сорочка или подвязки, уделяется пристальное внимание. Попутно рассказывается и о «душевных и телесных свойствах» Петра I, о его стройном величественном стане, крепком сложении тела, гордой походке, ясном и громком голосе, «сановитом» произношении. «Токарная» комната в каталоге не менее занимательна. Здесь представлены не только токарные станки императора и выполненные им изделия из слоновой кости, но и разные причудливые «мемории».
Среди них - чучела жеребца персидской породы, на котором государь был во многих сражениях, в том числе «на славной Полтавской брани», собаки Тирана, разносившей иногда петровскую корреспонденцию, собаки Лизетты с собственноручной надписью Петра на ошейнике: «За верность не умираю», зелёного гвинейского попугая, по болтливости своей открывшего однажды придворному истопнику важную государственную тайну. Помимо животных, в «Токарной» находились чучела человека-великана, ростом в 3 аршина и 3 вершка (2 метра 26 см), и урода Фомы, возвышавшегося от земли на 1 аршин и 12 вершков (1 метр 25 см). «Сказывают, - пишет Беляев, - что Пётр Великий, увидевши сего урода, приказал ему, пока он будет жив, неотлучно находиться при Кунсткамере и оправлять в ней должность истопника; а по смерти его, сделав из кожи его чучелу, поставить её навсегда в Кунсткамеру».
Из текста каталога-путеводителя следует, что перед Беляевым и другими служителями Кунсткамеры вставали проблемы, хорошо знакомые каждому музейному сотруднику. Рассматривая коллекции первого российского музея, его посетители эпохи Просвещения норовили то благоговейно прикоснуться к священной особе государя и потрогать её одеяние, то присесть на стул, на котором «государь обыкновенно сиживал». В 1798 году вокруг «восковой статуи»
Петра I появилась «деревянная преграда» - прообраз современных музейных «верёвочек».
В заключение важно отметить, что представленный в Библиохронике экземпляр «Кабинета Петра Великаго» сохранил все четыре прилагавшиеся к нему иллюстрации, гравированные Игнатием Себастьяном Клаубером (1754-1817) по рисункам Христиана Мейера (1749-1816): «Пётр I. Император и Самодержец Всероссийский, представленный в том самом виде и положении, в каковом он ныне находится в кунсткамере Императорской Академии Наук»; «Паникадило, сделанное из слоновой кости собственными руками Государя Императора Петра Великого»; «Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собиранию редкостей»; «Лошадь Государя Петра Великого, Лизетта называемая, представленная в собственном её убранстве, на которой его величество разъезжал во время преславного Полтавского сражения»; «Две собаки государя Петра Великого, одна датской породы Тиран называемая, которая была с Государем во многих походах, а другая аглинской породы, Лизетта именуемая, которая Его Величеству подавала челобитную».
Беляев Осип Петрович (ок. 1763-1807)
Кабинет Петра Великого. Издано по высочайшему повелению, Императорской Академии наук унтер-библиотекарем Осипом Беляевым. Отделения 1-3. Санкт-Петербург: Печатано в Императорской Типографии, 1800. Отд.1: Отделение первое, содержащее в себе подробное описание воскового его величества изображения, военной и гражданской одежды, собственноручных его изделий, и всех вообще достопамятных вещей, лично великому сему монарху принадлежавших, и ныне в Санктпетербургской Императорской Академии наук Кунсткамере сохраняющихся, с присовокуплением к ним четырех гравированных фигур. [8], 215 с.; 4 л. иллюстрации. Отд.2: Отделение второе, содержащее в себе подробное историческое описание всех вообще достопамятных как естественных, так и искусственных вещей, в Кунсткамере Санктпетербургской Императорской Академии наук сохраняющихся, с присовокуплением многих таблиц и разных любопытных анекдотов. [3], 287 с. Отд.3: Отделение третье, заключающее в себе описание древних и новейших российских и иностранных монет и медалей; разных драгоценнейших золотых и серебреных редкостей; российских и чужестранных минералов; окаменелостей, кораллов, раковин, травников, и наконец разных живописных картин, с присовокуплением многих таблиц. [3], 1-263, 266-278 с. В цельнокожаном переплёте времени издания. По корешку тиснёный орнаментальный рисунок. 25х20 см.